DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 08.03.2008

Материалы

загрузка...

Формирование и развитие системы налогообложения недвижимости в россии

Михасева Елена Николаевна, 08.03.2008

 

Данные предложения по идентификации земель позволяют создать единый российский реестр налогоплательщиков и кадастр имущества.

Отсутствует оперативный и достоверный учет и оценка объектов имущества для целей налогообложения (хотелось бы отметить необходимость не только уйти от оценки имущества, проводимой органами технической инвентаризации, но в первую очередь решить вопрос о совместной или раздельной оценке и раздельном или совместном налогообложении двух составляющих недвижимости – земли и имущества, и на этой основе создать единую всероссийскую базу имущественных объектов (кадастр имущества), учитывающих как объекты имущества, так и их владельцев).

Законодательство в сфере налогообложения недвижимости представляет собой совокупность законов и иных нормативно правовых актов, посредством которых государственные органы устанавливают, изменяют или отменяют соответствующие правовые нормы.

С вступлением в силу 01.01.2004 г. Главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» было отменено действие, ФЗ РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». Налог на имущество организаций – региональный налог, вводится в действие законом Субъекта Российской Федерации. Законодательные власти субъектов федерации утверждают: ставку налога в пределах, указанных в ст. 380 НК РФ, не превышающую 2,2%; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по нему, дополнительные льготы (помимо указанных в ст. 381 НК РФ Гл. 30) по налогу, как для определенных категорий налогоплательщиков, так и для имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 29 11 2004 № 141-ФЗ с 1 января 2005 года вступила в действие глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. Земельный налог относится к категории местных налогов. Устанавливают налог, представительные органы муниципальных образований, определяя налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, налогообложение осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства.

Налог на имущество стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо оттого, эксплуатируется это имущество или нет.

По своему характеру налог на недвижимость должен быть местным налогом, способствующим более рациональному использованию имущества и экономическому развитию регионов. Учитывая задачу развития самоуправления субъектов Федерации, логичным представляется, что среди всех прочих принятых в законодательстве России налогов, таких, как налоги на прибыль, на добавленную стоимость и т.д., именно налог на недвижимость больше всего подходит для того, чтобы передать его администрирование в ведение местных органов власти, а поступления от него полностью направлять в местный бюджет. Местный характер налог на недвижимость должен носить потому, что он выступает платой за услуги, связанные с недвижимостью, а именно: содержание дорог, центрального освещения, канализационных сетей, государственного управления, уборки улиц, обеспечение общественного порядка и т.п.

Проведенное исследование законодательной базы налогообложения объектов недвижимости наглядно указывает на несовершенство применяемого законодательства и на необходимость его реформирования. Для устранения выявленных проблем автором предложены методы их решения, путем внесения изменений в действующее законодательство:

- в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», а именно сделать счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчетами счета 01 «Основные средства»;

- в ст. 14, 15 части I НК РФ, IX и X части II НК РФ об установлении статуса налога на имущество организаций как местного налога;

- в ст. 374 Главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций»: – из объекта налогообложения исключить движимое имущество, учитываемое на балансе организации;

- в ст. 385 Главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций»: – установить льготы для имущества используемого в (научно-исследовательской) деятельности.

Пути совершенствования системы налогообложения недвижимости

Оптимальная система налогообложения – это благоприятный инвестиционный и социальный климат в стране, направление инвестиций в реальный сектор экономики, рост и устойчивость экономики и благосостояния населения. От качества налоговой системы в значительной степени зависит успех рыночных реформ в России, безболезненное вхождение страны в цивилизованное мировое сообщество.

Резюмируя вышесказанное и основываясь на результатах проведенного исследования, автор считает необходимым разработать и принять «Концепцию развития системы налогообложения недвижимости России», которую, по нашему мнению, необходимо утвердить Указом Президента России и обеспечить разработку и принятие данных документов на уровне каждого региона. Без принятия единой и непротиворечивой Концепции налогообложения недвижимости невозможно его динамичное развитие. Данный документ необходим в переходные моменты, связанные с поэтапным введением единого налога на недвижимость, и должен утратить свое действие с момента введения налога на недвижимость.

Принятие концепции призвано достичь следующих результатов:

- увеличения налоговых поступлений от недвижимости в местный бюджет.

- изменения отношений на рынке недвижимости (стимулирование эффективного и рационального использования недвижимости.

Основными принципами создания концепции налогообложения недвижимости являются простота системы налогообложения недвижимости, зависимость размера налога на недвижимость от качества и местоположения земельного участка и объекта недвижимости, справедливость распределения налогового бремени, незначительное повышение налогового бремени в части жилой недвижимости, разумность и понятность системы налоговых льгот и стимулов, определение налоговой базы по рыночной стоимости имущества, применение необлагаемых налоговых минимумов.

Целями создания концепции налогообложения недвижимости являются финансовые, экономические, правовые и административные, социально–политические.

В диссертационной работе определены основные направления функционирования концепции:

эффективного налогообложения недвижимости;

земельных отношений;

правового и информационного обеспечения;

системы управления недвижимостью (коммерческой и некоммерческой);

ипотечного кредитования и финансирования строительства и реконструкции городской недвижимости;

инфраструктуры рынка недвижимого имущества.

Исходя из проведенного выше анализа и представленных методологических подходов, в работе предложена следующая модель налога на недвижимость

Налог на недвижимость вводится как местный налог, все поступления от него поступают в местный бюджет.

Объектом налогообложения являются объекты недвижимости как единые комплексы недвижимого имущества, включающие землю и расположенные на ней постройки (здания, сооружения, помещения и т.п.), находящиеся на территории соответствующего муниципального образования. Движимое имущество предложено исключить из налогообложения, включить в налогооблагаемую базу имущество, не прошедшее государственную регистрацию, объекты незавершенного строительства.

Налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости объектов недвижимости, полученной с применением методов массовой оценки (с предоставлением права (возможности) оспорить результаты оценки). При этом по населенным пунктам с численностью населения более 200 тыс. человек оценка может производиться на местном уровне. По населенным пунктам с меньшей численностью, считаем целесообразным, передать эту функцию на региональный уровень, исходя из того, что возможностей у региона (кадровых, финансовых, технических и т.д.) значительно больше, нежели в поселениях. Методика оценки должна быть установлена на федеральном уровне и предусматривать варианты оценки (от более сложных до упрощенных), из которых регионы и муниципалитеты могут выбирать подходящий для них вариант, в зависимости от степени развития рынка недвижимости, квалификации персонала и других значимых факторов. Основным моментом считаем введение норм и правил, позволяющих оспорить результаты оценки.

Максимальные ставки налога на недвижимость целесообразно сделать едиными, предоставив местным органам власти возможность дифференцировать ее по видам недвижимости (но не по категориям собственников). Ставки должны быть установлены на достаточно высоком уровне, позволяющем местным органам власти проводить самостоятельную политику налогообложения.

Ставки налога, дифференцированные по видам недвижимости, устанавливаемые на Федеральном уровне.

Категории объектов недвижимости Ставка,

% от оценочной стоимости.

Жилая недвижимость (индивидуальные жилые дома, квартиры, жилые помещения) 0,1-0,5

Гаражи 0,5-1

Коммерческая недвижимость 2