DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.12.2011

Материалы

загрузка...

Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи

Пашин Александр Алексеевич, 07.12.2011

 

Пашин Александр Алексеевич

Формирование ценностного отношения к здоровью

в физическом воспитании учащейся молодежи

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский

научно-исследовательский институт физической культуры и спорта»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Кабачков Виталий Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Столяров Владислав Иванович

доктор педагогических наук, профессор

Чепик Виктор Данилович

доктор педагогических наук, доцент

Изаак Светлана Ивановна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Защита состоится «___»____________ 20 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 311.003.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ») по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО

«РГУФКСМиТ».

Автореферат разослан «___»_____________ 20 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Сахарова М.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков и в настоящее время лишь 10-14 % выпускников школы могут считаться здоровыми (П.А. Виноградов, 1990; В.Г. Панаев, Е.А. Разумовский, 1994; А.К. Демин, И.А. Демина, 1999; С.И. Изаак, В.А. Кабачков, 2002; Л.В. Баль, С.В. Барканова, 2002; Л.В. Тягачев, Н.Ф. Герасименко, В.В. Кузин, Н.Б. Зябов, В.Г. Бауэр, 2003; Б.З.Вульфов, Н.Ю. Синягина, 2007). В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне – здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности. Однако, несмотря на первостепенную значимость и многочисленность исследований в этом направлении, педагогическая теория и практика остается ориентированной на внешнее воздействие без учета мотивационно-потребностной сферы личности, что нивелирует индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности и препятствует эффективному развитию здорового стиля жизни.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

между необходимостью осуществления целостного системного подхода к проблеме формирования здорового образа жизни и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данной проблемы;

между необходимостью оптимизации процесса формирования здорового образа жизни в образовательной среде и недостаточной разработанностью подходов, позволяющих повысить эффективность педагогических воздействий;

между необходимостью учета ценностно-мотивационной сферы личности учащихся при осуществлении личностно-ориентированного воспитания и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы в сфере физического воспитания и формирования здорового образа жизни детей и молодежи.

Решение данной проблемы видится в изучении отношения учащихся к здоровью, как компонента здорового образа жизни (В.И. Столяров, И. М. Быховская, Л.И. Лубышева, 1998), и использовании индивидуальных характеристик этого отношения для оптимизации педагогического процесса.

Психологическая категория «отношение» выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. По мнению таких известных российских психологов, как В.М.Бехтерев (1905), А.Ф. Лазурский (1915), С.Л. Рубинштейн (1976), В.Н.Мясищев (1960), Б.Г. Ананьев (1980), Б.Ф. Ломов (1984) и других, все действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений, а эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие этих отношений.

К сожалению, научные педагогические исследования, затрагивающие проблемы воспитания отношения к здоровью и физической культуре и спорту связаны, в основном, с определением модальности отношения или посвящены выявлению педагогических условий формирования понимания физической культуры и здоровья как ценности (В.В. Дудоров, 2000; П.А. Кукса, 2003; С.Г. Чуркин, 2005; Ж.В. Тома, 2006; С.В. Авилкина, 2006; В.А. Бурцев, 2007, Н.Е. Новикова, О.В. Тиунова, 2008), но не направлены на выявление структурно-динамических и мотивационно-типологических характеристик отношения учащихся к здоровью и к физической культуре и спорту, как основной сфере деятельности по его формированию. Анализ научных исследований по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью позволил выявить существование противоречия между необходимостью учета роли отношения учащейся молодежи к здоровью как фактора формирования здорового образа жизни и недостатком эмпирических данных, позволяющих раскрыть технологическую значимость данного фактора.

В этой связи выявление возрастных и гендерных особенностей, критических периодов развития, структурно-динамической и типологической характеристик ценностного отношения к здоровью представляется весьма актуальным научным направлением, развитие которого позволит, используя средства физической культуры, осуществить личностно-ориентированный подход при становлении здорового образа жизни.

Необходимость совершенствования педагогического процесса, в котором будут устранены выявленные противоречия, определило тему исследования: «Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи».

Объект исследования – процесс физического воспитания школьников и студентов.

Предмет исследования – структура и содержание педагогической технологии формирования ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании студентов и школьников будет более эффективным, если: