DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.12.2011

Материалы

загрузка...

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Осипова Елена Анатольевна, 07.12.2011

 

ОСИПОВА Елена Анатольевна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ СВЯЗЕЙ

С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность 09.00.11 – Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре социальной философии Российского государственного социального университета

Научный консультант: доктор философских наук, доцент

Скородумова Ольга Борисовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Горбунов Владимир Семенович

доктор философских наук, профессор

Китов Юрий Валентинович

доктор философских наук, профессор

Гаранина Ольга Денисовна

Ведущая организация: Московский городской педагогический университет

Защита состоится 1 февраля 2012 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.341.01 по социологическим и философским наукам при Российском государственном социальном университете, по адресу: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 2, зал заседания диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского государственного социального университета (по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 3).

Автореферат размещен на сайте Российского государственного социального университета: http://www.rgsu.net и на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан «___» _________ ______ года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

И.В.Долгорукова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Специальная область знания и вид профессиональной деятельности, получившие на Западе название «Public Relations», а в России – «связи с общественностью», зародились в конце XIX – начале XX вв. в Соединенных Штатах Америки. Со второй половины XX столетия они получили распространение во всех развитых странах мира, а с 90-х годов прошлого века активно развиваются в нашей стране. В настоящее время связи с общественностью представляют собой мощный социальный институт, включающий PR-индустрию, международные и национальные ассоциации по связям с общественностью, PR-структуры организаций, работающих в политической, экономической, социальной и культурной сферах, а также систему профессиональной подготовки и повышения квалификации PR-специалистов.

В современной научной литературе признается, что генезис связей с общественностью ведет свое начало с возникновения первых социальных общностей (С. Катлип, Г. Почекаев, М. Бочаров и др.). В процессе эволюции связей с общественностью человечеством был накоплен огромный опыт выстраивания систем внутренних коммуникаций в различных социальных общностях (этнокультурных, религиозных, профессиональных и т.д.) и создания систем внешних коммуникаций, обеспечивающих взаимосвязи социальных общностей разного уровня и масштаба, имеющих различные цели, содержание деятельности и системы ценностей. Осмысление богатства и многообразия коммуникативных PR-практик, оказывавших позитивное влияние на формирование ценностно-смысловой целостности различных человеческих общностей, их взаимосвязей с социальным окружением, становится все более актуальным в современном обществе, выступающем как «всеобъемлющая система всех коммуникаций» (Н. Луман).

Современная практика связей с общественностью охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности и оказывает существенное влияние на их функционирование. Усилению этого влияния способствует развитие новых электронных средств массовой коммуникации (Интернет, мобильная связь и т.д.), позволяющих специалистам по связям с общественностью расширять масштабы PR-коммуникаций, интенсифицировать коммуникативные PR-процессы, активно воздействовать на формирование картины мира и ценностных ориентаций личности, содействовать смене аксиологических парадигм того или иного социума. Тем не менее, содержание и результаты профессиональной деятельности в области связей с общественностью все чаще оцениваются как дегуманизирующие, ведущие к разрушению личностного и «смерти социального» (Ж. Бодрийяр), а их негативную роль в современном социуме многие исследователи (В. Коханов, С. Юэн и др.) связывают с манипулятивным характером и прагматическими установками, обусловленными развитием теории связей с общественностью как науки о целенаправленном прагматическом воздействии на общественное мнение.

В этих условиях важно иное – аксиологическое прочтение категории «связи с общественностью», которое актуализируется усилением ценностных конфликтов и обесцениванием значимых культурных ценностей в современном глобализирующемся мире. Аксиологическое исследование связей с общественностью актуализируется также становлением постнеклассической рациональности и повышением роли аксиологического аспекта философских оснований науки в изучении и технологическом освоении «сложных человекоразмерных саморазвивающихся систем» (В.С. Степин), «аксиологическим поворотом» в социальных (в частности, в социологии, социальной психологии и др.) и философских (в частности, в гносеологии) науках, а также повышением внимания аксиологии как философской теории ценностей к изучению практических аспектов бытия ценностей в современном мире. Значимость утверждения нравственных ценностей в связях с общественностью акцентирована в Концепции информационной безопасности Российской Федерации и Государственной программе «Информационное общество 2011–2018 гг.».

Таким образом, аксиологическое исследование связей с общественностью является актуальным для осмысления их гуманистического потенциала и разработки аксиологических оснований теории связей с общественностью, способной выступать фундаментом гуманистической ценностно-ориентированной PR-практики в условиях глобализации.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование аксиологического измерения связей с общественностью для выявления аксиологических оснований их теории имеет комплексный и междисциплинарный характер. В современных социально-философских исследованиях проблема аксиологического прояснения условий, содержания и перспектив развития связей с общественностью, а также концептуальных оснований построения их теории еще не стала предметом систематического анализа.

Анализ такого рода требует осмысления философских, исторических, культурологических, социологических, политологических и др. исследований, раскрывающих ценностные детерминанты в эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена; роль ценностей в социальных коммуникациях и аксиологическую природу связей с общественностью как вида социальных коммуникаций; специфику трансформаций связей с общественностью в современном глобализирующемся мире и их сущностное влияние на аксиосферу социума, социальное и личностное развитие; аксиологические противоречия современной PR-деятельности и потенциал теории связей с общественностью в их разрешении. Это определило обращение диссертанта к научной литературе, которую условно можно отнести к пяти блокам.

В первый блок включены исследования аксиологической направленности.

Для осмысления сущности аксиологического подхода к анализу связей с общественностью как социокультурного феномена важную роль играют труды зарубежных ученых, исследующих общетеоретические аспекты теории ценностей – И. Канта, Ф. Ницше, Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана, М. Вебера и др., а также труды русских религиозных мыслителей – Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, П.А. Флоренского и др.

Осмысление онтологических оснований ценностного отношения к миру и разработка коммуникативных и субстанциональных подходов к изучению ценностного мира культуры и человека отражено в исследованиях Л.В. Баевой, Б.Н. Бессонова, О.Д. Гараниной, Г.П. Выжлецова, А.А. Гусейнова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Г.Н. Кузьменко, Д.А. Леонтьева, С.Н. Мареева, Л.М. Путиловой, Л.Н. Столовича и др.

Современное понимание аксиологии представлено в трудах отечественных исследователей С.Ф. Анисимова, В.П. Визгина, Г.П. Выжлецова, Б.Л. Губмана, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Б.С. Ерасова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.П. Ляшенко, М.К. Мамардашвили, А.П. Огурцова, Н.С. Розова, В.П. Тугаринова, А.И. Титаренко, В.К. Шохина и других ученых.

Проблемы ценностных норм гуманистической регуляции деятельности затрагиваются в исследованиях В.С. Барулина, О.Г. Дробницкого, П.П. Гайденко, П.К. Гречко, А.А. Гусейнова, В.И. Жукова, А.Н. Кочергина, М.К. Мамардашвили, Н.М. Мамедова, Л.А. Микешиной, Б.Г. Юдина и др.

Базовыми для настоящего исследования являются утверждение П.А. Сорокина о ценностях как «основе и фундаменте» всякой культуры, утверждение А.А. Гусейнова о нравственности как абсолютной ценности, задающей точку отсчета в мире ценностей и учреждающей сам мир ценностей, а также определение ценностей как первичных смыслов человеческого бытия и духовных констант культуpы, обеспечивающих ее устойчивоcть и воспpоизводство, данное В.П. Тугаpиновым, В.Ф. Cеpжантовым и В.В. Гpечаным.