DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.11.2010

Материалы

загрузка...

Оглы проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка

Зейналов Фазил Назим, 07.11.2010

 

5. Анализ проблем взаимодействия контрольно-надзорных органов в сфере потребительского рынка.

6. Исследование сущности и содержания методов контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке.

7. Анализ соблюдения прав участников потребительского рынка.

8. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке, взаимодействия контрольно-надзорных органов, защиты прав участников потребительского рынка.

Методологическую основу исследования составили:

- система философских знаний, определяющих основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа;

- фундаментальные положения теории права и государства, теоретические положения науки административного права, правовая база по вопросам исследования.

В процессе диссертационного исследования использовались общие и частные научные методы: диалектический, исторический, структурно-системный, сравнительно-правовой, статистический, логический и другие методы, широко применяемые в юридической науке.

Теоретическую основу данной работы составили научные труды известных отечественных ученых. Среди них работы: А.Б. Агапова, К.С. Бельского, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, И.А. Галагана, Ю.М. Козлова, Ф.Е. Колонтаевского, В.П. Лобзякова, А.Е. Лунева, Л.Л. Попова, Ф.С. Разаренова, Н.Г. Салищевой, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова, О.М. Якубы и др.

Также при написании работы исследовались труды юристов в области общей теории права: С.С. Алексеева, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктова, В.П. Грибалова, И.В. Ершовой, Б.В. Здравомыслова, В.А. Лаптева, В.В. Лазарева, Н.С. Малеина, В.С. Мартемьянова, О.М. Олейник, Э.Г. Плиева, И.О. Самощенко, Р.О. Халфиной и др.

Настоящее диссертационное исследование основано на анализе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, правоприменительной практики органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере потребительского рынка, а также соответствующих статистических данных органов исполнительной власти, общественных организаций и судов.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертантом предпринята первая попытка комплексного исследования: потребительского рынка как объекта административно-правового регулирования; соотношения дефиниций контроля и надзора в этой сфере; системы органов, осуществляющих контроль и надзор на потребительском рынке; проблем их взаимодействия; основ административно-правового регулирования на потребительском рынке; состояния соблюдения законности на потребительском рынке; сущности и содержания методов контрольно-надзорной деятельности, их эффективности; защиты прав участников потребительского рынка.

Наиболее значимые положения, выносимые на защиту:

1. Научная оценка контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке. Исследованием выявлены тенденции ее развития: масштабность административных правонарушений на потребительском рынке, несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорную деятельность, низкая эффективность контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке, проблемы защиты прав участников потребительского рынка и др.

2. Авторская трактовка понятия «потребительский рынок». Упорядочение существующих общественных отношений на потребительском рынке, установление пределов полномочий контрольно-надзорных органов и гармонизация действующего законодательства, обеспечение безопасности попадающей на прилавки продукции невозможны без четкой регламентации понятия «потребительский рынок». Автором предлагается его редакция с учетом веяний последнего этапа эволюции правового регулирования качества и безопасности товаров - смещения области надзора государства в сферу безопасности товаров: потребительский рынок - система общественных отношений, урегулированных нормами российского и международного права, складывающихся между органами власти, общественными организациями, производителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе товарооборота, оказания услуг, выполнения работ и осуществления контроля и надзора за безопасностью товаров, работ и услуг на протяжении всех стадий их существования.

3. Правонарушения в сфере потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи как общие социально-правовые признаки (противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и возможности его выделения из всей массы противоправных деяний. Автором дано определение административного правонарушения в сфере потребительского рынка, под которым понимается противоправное действие либо бездействие, виновно совершенное физическим или юридическим лицом, посягающее на права потребителей - при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, несоблюдения условий хранения, а также в результате производства продукции ненадлежащего качества, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

4. Обоснование нормативного разграничения понятий «контроль» и «надзор» на потребительском рынке. Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность контрольно-надзорных органов на потребительском рынке, свидетельствует о том, что до настоящего времени в действующей законодательной базе нет разграничения правовых категорий «контроль» и «надзор». Имеющиеся на данный момент споры ученых относительно соотношения этих дефиниций ведут к их толкованию «на свой лад», не выработаны показатели разграничения указанных понятий. Как следствие - низкая эффективность контрольной и надзорной деятельности в сфере потребительского рынка.

Автором при разработке определений предложено взять за основу следующие показатели:

- глубину проверочной деятельности, т.е. возможность осуществлять контроль над законностью или контроль над законностью и целесообразностью;

- характер полномочий соответствующих органов контроля и надзора;

- положение, занимаемое каждым из них в системе государственных органов;

- наличие организационной подчиненности субъектов контрольно-надзорной деятельности и подконтрольных или поднадзорных объектов.

В качестве отличительных элементов контрольной и надзорной деятельности выделяются:

- деятельность поднадзорных объектов органы надзора оценивают только с точки зрения законности; органы же контроля могут проводить проверку подконтрольного объекта, как с точки зрения законности его действий, так и с точки зрения их целесообразности;

- органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

- органы надзора не вмешиваются непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность поднадзорных объектов, а если и вмешиваются, то в незначительной степени, что не характерно для контроля;

- в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; надзор не связан с их применением;

- организационные формы контроля и надзора могут совпадать (целевые проверки, инспектирования), правовые же формы надзора шире и разнообразнее (выдача разрешений, лицензий);

- «контроль» трактуется объемнее, полнее термина «надзор», поскольку включает в себя и возможность не только надзирать, т.е. наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью (отмена решения).

Учитывая изложенное, автором представляется необходимым внесение дополнения в п. 2 пп. «Б» Указа Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В указанном пункте необходимо отдельно привести понятия контроля и надзора, отражающих принципы соответствующей деятельности, в том числе и на потребительском рынке. Контроль – деятельность должностных лиц, органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по установлению соответствия деятельности физических и юридических лиц требованиям законодательства, осуществляемая периодически и вмешивающаяся в функционирование организационно-подчиненного подконтрольного объекта в целях установления законности и целесообразности его деятельности. Надзор - деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая беспрерывно в пределах установленной компетенции, в целях проверки соблюдения законности деятельности организационно-неподчиненных поднадзорных объектов, с возможностью применения в отношении последних мер административного воздействия.

5. Вывод о необходимости доработки определений ключевых субъектов потребительского рынка. По мнению соискателя, изменения должны коснуться определения в Законе РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» понятия «потребитель». Данное определение автор предлагает изложить в следующей редакции: «потребитель - физическое лицо, юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) непосредственно по назначению, не связанному с осуществлением предпринимательской деятельности». Предлагаемая редакция позволит включить в понятие «потребитель» юридическое лицо и расширить круг потребителей – физических лиц (лиц без гражданства, иностранных граждан и индивидуальных предпринимателей).

В связи с изменениями в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях - появлением субъекта административного правонарушения - продавца, необходимо внести изменения в Закон РФ 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» следующего содержания в части, касающейся определения продавца: «продавец – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи», - дополнить перечень субъектов продавцом - физическим лицом, работающим у индивидуального предпринимателя, в организации, осуществляющей торговую деятельность.

6. Эффективность контрольно-надзорной деятельности на потребительском рынке напрямую связана с информированием его участников о работе контрольно-надзорных органов и о состоянии соблюдения законности. В этой связи необходимо скорейшее принятие находящегося на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации проекта Федерального Закона «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Принятие этого закона обеспечит соблюдение работниками контрольно-надзорных органов действующего законодательства ввиду возможности общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. У населения появится возможность удостовериться в прозрачности деятельности указанных органов, в ее законности и результативности.

7. В целях обеспечения защиты прав потребителей, органам внутренних дел и территориальным органам Российского потребительского надзора во исполнение п.п. 7.3, 7.5 Регламента взаимодействия при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации, утвержденном совместным Приказом от 3.11.2006г. № 879/746, вместе с администрациями рынков, торговых центров, магазинов, общественными организациями необходимо:

- совместно с органами местного самоуправления и общественными объединениями распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав;

- освещать проблемные ситуации в телевизионных программах, публиковать в средствах массовой информации списки лучших производителей, списки нарушителей, а также результаты сравнительных исследований качества

- совместно с органами местного самоуправления и общественными объединениями организовывать выставочную деятельность;

- создавать условия для реализации прав потребителей (в магазинах, торговых центрах и розничных рынках должны разместиться филиалы организаций в виде консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей, центры независимой экспертизы, юридические консультации).

Апробация результатов исследования: диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре административного права Орловского юридического института МВД России, а также в НИЦ-7 ВНИИ МВД России. Основные выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях, были внедрены в научные разработки, учебный процесс и практическую деятельность УВД Орловской

Материалы и основные положения диссертации используются в преподавании курса «Административное право», «Административная юрисдикция» в Орловском юридическом институте МВД России.