DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.11.2009

Материалы

загрузка...

Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих

Паевская Наталья Евгеньевна, 07.11.2009

 

Это обусловливает актуальность проведения исследований технологий и алгоритмов формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности.

Состояние научной разработанности проблемы

Проблема изучения социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности в социальной психологии напрямую не ставилась и не формулировалась. Однако феноменология социально-психологических аспектов в изучении аутопсихологической компетентности как научная задача прослеживается в концепциях различных школ. Наиболее существенный вклад в изучение социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности внесли: когнитивизм (К. Левин, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг, С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд), психоанализ (В. Беннис, Г. Шепард, В. Шутц), интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, Б. Мелтцер, Дж. Петрас, Р. Линтон, Т. Сарбин, В. Аллен, И.

В рамках отечественной психологии проблема понимания себя и других людей занимала центральное место в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Л.А. Петровской, Н.Н. Богомоловой, В.Н. Мясищева, А.Н. Лутошкина, О.В. Соловьевой, Т.Г. Стефаненко, В.С. Агеева. В акмеологии проблему развития аутопсихологической компетентности государственных служащих изучали А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, О.И. Жданов, Л.А. Степнова, М.Ф. Секач, И.В. Перминова, А.В. Щербина, Н.В. Афанасьева, А.С. Гусева, В.В. Лешин, И.О. Сорокина, В.Б. Нарушак, В.А. Рощин, Е.А. Науменко, Н.А. Кушнир.

В акмеологических исследованиях выделены: аутопсихологические способности (А.С. Гусева, В.В. Лешин, Е.А. Науменко); аутокогнитивные способности (Л.А. Степнова, Н.В. Афанасьева); разработана проблема аутопсихологического развития креативности государственного служащего, которая проявляется через восприятие, понимание и оценивание собственных креативных способностей и возможностей их реализации при решении профессиональных креативных задач (И.О. Сорокина); выявлена взаимосвязь развития профессиональной идентичности государственного служащего и его аутопсихологической компетентности (Н.А. Кушнир). Аутопсихологические способности изучались в контексте прикладных исследований технологий развития когнитивных процессов (профессионального мышления и памяти – В.В. Архипов, Ю.Д. Полунин, О.Ю. Дулепова-Менейлюк, М.М. Кашапов), эмоционально-волевых процессов саморегуляции профессионала, в том числе и госслужащих (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, М.Ф. Секач, И.В. Перминова, А.В. Щербина). Эмоциональные аспекты развития аутопсихологических способностей исследованы как характеристики фрустрационного реагирования в мыслительной деятельности (Ю.Е. Кукина).

Несмотря на достаточно широкий спектр теоретических подходов, связанных с изучением социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственного служащего, до сих пор не проведен целостный и систематический научный анализ проблемы их формирования. Поэтому в данном диссертационном исследовании поставлена задача выделить, обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить весь комплекс подходов, теорий и представлений, связанных с проблемой формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих.

Цель исследования – выявить содержание социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных

Объект исследования – аутопсихологическая компетентность государственных

Предмет исследования – социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих.

Гипотеза исследования

Процессы, свойства и качества, отражающие включенность человека в общение и взаимодействие, выступают как социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности.

Движение человека от аутонекомпетентности к высокому уровню аутопсихологической компетентности определяется такими критериями сформированности социально-психологических механизмов как: восприимчивость к критике, эффективность адаптации в группе, способность к эмпатии и навыки рефлексии.

Исходя из цели, предмета и гипотез исследования определены следующие задачи исследования:

определить состояние проблемы развития социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих;

выявить содержание социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих;

выделить критерии, показатели и уровни сформированности социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих;

разработать акмеологическую модель формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих;

выработать акмеологический алгоритм формирования социально-психологических механизмов продуктивного развития аутопсихологической компетентности государственных служащих;

предложить акмеологические технологии формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих.

Теоретической основой исследования являются: концептуальные положения акмеологической науки, базирующиеся на идее целостного подхода к исследованию личности профессионала (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, С.Л. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Г. Зазыкин, А.Ю. Панасюк, Е.А. Яблокова и др.) и в частности психологической компетентности (В.Г. Зазыкин, Ю.Н. Емельянов, Л.П. Урванцев, Н.В. Яковлева), аутопсихологической компетентности (А.А. Деркач, П.А. Корчемный, Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский, А.П. Ситников, А.С. Гусева, Л.А. Степнова); социально-перцептивной и коммуникативной компетентности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская и др.); исследования саморегуляции (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Иванников, О.А. Конопкин и др.).

В работе использовались концептуальные подходы к изучению психологической структуры личности и ее становлению в процессе индивидуального развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, К.К. Платонов). Исследования проводились с опорой на ряд известных концепций самосознания, профессионального самосознания, образа Я, Я-концепции в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Ю. Берзин, В.С. Агапов, О.В. Москаленко, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.А. Родионова), в зарубежной психологии (К. Левин, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг, С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд, В. Беннис, Г. Шепард, В. Шутц, Дж. Мид, Г. Блумер, Б. Мелтцер, Дж. Петрас, Р. Линтон, Т. Сарбин, В. Аллен, И. Гофман и др.).

Исследование базировалось также на концептуальных разработках в области акмеологических технологий и психотехнологий развития (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, А.С. Гусева, А.П. Ситников).

Методы исследования: теоретические (логико-исторический анализ, сравнительно-сопоставительный метод, моделирование), эмпирические (метод экспертных оценок, самооценивание, ранжирование, тестирование), экспериментальные (формирующий эксперимент), количественной обработки данных (сравнительный анализ, стандартизация, факторный анализ), статистические.

Эмпирическую базу исследования составили 254 государственных и муниципальных служащих. Исследование проводилось в два этапа: первый этап (2006-2007 гг.) включал теоретико-методологический анализ проблемы, сбор первичного эмпирического материала, проведение констатирующего эксперимента; второй этап (2007-2008 гг.) включал проведение формирующего эксперимента, обработку и анализ полученных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная

1. Систематизированы теоретические подходы к изучению социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности. Установлено, что истоки исследования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности были заложены в философии, зарубежной и отечественной социологии и социальной психологии.

2. Обоснована сущностная характеристика социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности как процессов, обеспечивающих развитие компетентности в отношении самого себя за счет процессов, протекающих в общении между людьми. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности обеспечивают понимание человеком самого себя, открывают возможности для самосовершенствования и саморазвития, выстраивают «мостик» для лучшего понимания других людей, что в свою очередь позволяет повысить компетентность в отношении самого себя. Эффективность действия социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности основана на принципах интерсубъективности, экстериоризации и интериоризации. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности играют значительную роль в смене этапов онтогенеза человека, поскольку этапность становления личности связана прежде всего со сменой ее статусов и ролей, т.е. общественных функций.

Базисом формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности является культура. В процессе развития культуры человека (общей, психологической, профессиональной) происходит становление его аутопсихологической компетентности за счет действия различного рода механизмов.

Выявлена взаимосвязь механизмов: например, эмпатия способствует более высокому уровню рефлексии, что облегчает восприятие критики и повышает эффективность адаптации; рефлексия делает эмпатию более конкретной, уместной, что улучшает адаптацию человека в группе. Восприимчивость к критике повышает и эмпатию, направляя ее в нужное русло, и рефлексию, позволяя понимать себя лучше, и адаптивность человека, повышая истинность понимания ожиданий со стороны группы.

3. Определены критерии, показатели и уровни сформированности социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности: восприимчивость к критике, эмпатия, навыки адаптации и рефлексии. Показателями критерия восприимчивости к критике являются: адекватная самооценка, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, индивидуальный подход, наличие собственного взгляда, своей точки зрения, самокритичность, рефлексия, внутренняя готовность к переменам, желание знать о себе больше. Показателями критерия эффективности адаптации в группе являются: знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и недостатков, открытость обучению, навыки самоанализа, готовность к равенству, осознание собственной успешности, уверенность в себе, заинтересованность в общении, коммуникативные умения и настрой, мотивированность принадлежности к группе, настрой на нее, взаимоуважение, доброжелательность, стремление к взаимопониманию, чувство юмора, отзывчивость, честность. Показателями критерия способности к эмпатии являются навыки сопереживания и сочувствия. Показателями критерия рефлексии являются: самокритика, желание любить ближнего, внутренняя культура, доброжелательность, интуиция, стремление и возможность помочь, чуткость, внимание к другому человеку, доброжелательность к себе, желание стать лучше, самосовершенствоваться, способность к самоиронии.

4. Разработана модель продуктивного формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности, которая включает актуальное состояние личности, способ его развития и конечную, идеальную цель. Исходя из данных посылок, акмеологическая модель продуктивного формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности должна отражать процесс становления государственного служащего как профессионала через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных способностях к адаптации в группе, эффективной работе с критикой в свой адрес, рефлексии, эмпатии. Человек, понимая себя лучше, становится ближе к достижению действительно важных целей и может наладить такой уровень общения, который позволит отношениям между людьми перейти на качественно иной уровень. Модель продуктивного формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности наглядно показывает их взаимосвязь и взаимовлияние и актуальна в качестве аналитического и описательного средства.

5. Выработан алгоритм формирования социально-психологических механизмов продуктивного развития аутопсихологической компетентности, который предусматривает этапы: организационный; педагогический; рефлексивно-диагностический; организационно-психологический; психологический; креативный. В результате реализация алгоритма происходит на уровне: знаний (усвоение предварительных сведений о принципах и закономерностях формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности), умений и навыков (овладение методиками, техниками, способами формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности), интегральной компетентности (систематическое применение технологий формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности в профессиональной деятельности).

6. Показано, что акмеологические технологии формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности строятся в соответствии со стратегией личностно-профессионального развития государственных служащих, то есть акмеологической программой действий. Внедрение акмеологических технологий актуализирует поиск главного направления развития, подчиняющий себе все остальные действия, включающий подготовительное, планирующее и реализующее звенья и представляющий совокупность методов, способов, технологий для повышения компетентности в отношении самого

Надежность и достоверность результатов исследования определяются обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, применением апробированного методического инструментария, репрезентативной выборкой, статистической значимостью полученных данных.

Практическое значение исследования состоит в использовании теоретических и прикладных выводов и положений при оптимизации процессов формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. Их отражение в учебных, учебно-методических разработках и рекомендациях, а также успешная апробация подтвердили целесообразность их внедрения в процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в рамках проведения балльно-рейтинговой оценки качества обучения по специальности «Психология», профессионального консультирования по саморазвитию слушателей в системе дополнительной подготовки и переподготовки государственных служащих. Апробированный технологический универсальный модуль формирования социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности средствами аутопсихологического тренинга применим для разработки развивающих личностно-профессиональных методов для государственных служащих по разным направлениям развития и коррекции.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в выступлениях автора на методологических семинарах: международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2007 г.), V международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (Санкт-Петербург, 2007 г.), научной конференции аспирантов «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2007 г.), VI международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (Москва, 2008 г.), международной научной конференции «Лингвофилософский портрет современной языковой личности» (Владимир, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции в рамках проекта «Местному сообществу – активную молодежь» (Владимир, 2008 г.), научной конференции аспирантов «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2008 г.), а также на заседаниях проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (2008 - 2009 гг.). Теоретические и прикладные аспекты диссертации использовались при разработке и проведении развивающих тренингов.

Положения, выносимые на защиту

Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности представляют собой продукт социальных связей и отношений.

К социально-психологическим механизмам развития аутопсихологической компетентности относятся: мотивация социального развития (инициатива и ответственность); развитие социальных ролей; анализ обратной связи; социальная и личностная рефлексия; межличностное окружение; коммуникативные умения; конфликтологическая компетентность; этнокультурные механизмы; социальная адаптация; эмпатия. Способность осуществлять рефлексивное прогнозирование состоит в том, что в качестве прогнозируемого искомого выступают не только свойства познаваемого материального объекта, но и сам мыслительный и личностный процессы, с помощью которых осуществляется познание самого объекта с целью совершенствования профессиональной деятельности. Переосмысление человеком в процессе мышления интеллектуальных (т.е. образов предметной ситуации задачи) и личностных (т.е. образов личности, с которыми отождествляет себя «я» во время переживания конфликта) содержаний является механизмом их изменения и, следовательно, порождения психических новообразований в проблемно-конфликтных ситуациях.

С точки зрения социально-психологических механизмов развития аутопсихологической компетентности наиболее существенными среди типов коммуникативных умений, повышающих понимание человеком самого себя через общение, являются: знание своего коммуникативного стиля и особенностей своего характера, влияющих на общение, а также особенностей характера партера по общению; навыки активного слушания; умение диагностировать партнера по невербальным параметрам и управление своими состояниями через невербальные проявления; владение ролевым поведением; взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга; умение преодолевать барьеры общения (предрассудки, стереотипы; влияние общественного мнения