DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.11.2009

Материалы

загрузка...

Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста

Бабунова Елена Семёновна, 07.11.2009

 

Бабунова Елена Семёновна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

13. 00. 07 – «Теория и методика

дошкольного образования»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Челябинск – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Магнитогорский государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Беликов Владимир Александрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Чумичева Раиса Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

Гончарова Елена Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

Качалова Людмила Павловна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тольяттинский

государственный университет»

Защита состоится 24 июня 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.295.04 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 69, ауд. 116

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Челябинского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

Л.Н. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Анализ основных тенденций социокультурного становления личности позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества образования, создания перспективных парадигм, подходов, концепций построения современного дошкольного образования.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности.

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.

Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями в аспекте изучения этнокультурной составляющей образовательного процесса) концептуально-теоретических подходов использования этнокультуры в органической связи с историей развития самого народа, его менталитета, стереотипа национального характера, национального самосознания в осуществлении процесса становления этнокультурной образованности личности детей дошкольного возраста. Современные исследования (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова, Р.М. Чумичева и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают различные пути её становления и развития.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы связана с необходимостью разработки сущностных характеристик и основных стратегических направлений становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, что предполагает разработку закономерностей, принципов, необходимых организационно-педагогических условий реализации этнокультурного ядра содержания регионального компонента дошкольного образования на базе общечеловеческих и национально-региональных ценностей. Применительно к дошкольному возрасту, можно констатировать тот факт, что этнокультурная образованность детей является результатом этнокультурной образовательной стратегии педагога. Анализ реальной практики и результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что современный педагог не оправдывает ожиданий общества в плане реализации им этнокультурологических функций. Вместе с тем, педагог по праву своей общественно значимой деятельности должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультурологической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников. В существующих программах подготовки и переподготовки педагогов до сих пор не полностью находит отражение значительная область этнокультурного знания, позволяющая понять ценности, смысл и значение наследия прошлого в развитии личности, общества и человечества в целом.

Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические основы этнокультурного образования разрабатывались на философско-историче-ском, историко-педагогическом уровнях. Рассмотрение философско-исторических положений, теоретически обосновывающих категории «этнос», «нация», «поведенческие модели этноса», «этническая картина мира», «этническое самосознание», «этническая психология», «традиции» раскрывается в работах Л.Н. Гумилева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, Ф. Барта, Г.Г. Шпета, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.Я. Чаадаева, И.В. Кириевского, Н.Я. Данилевского. Различные концепции современных исследователей, рассматривающие важность изучения культурно-педагогического наследия этноса, диалогичности культур представлены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, А.С. Арсеньева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачева. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального назначения в областях культуры и общественной жизни, в реальной практике и науке осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Г.Н. Волковым, М.И. Забылиным, Н.И. Костомаровым и др. Особенно плодотворно велась работа по изучению данной проблемы в этнографических исследованиях С.А. Арутюнова, Г.Д. Гачева, Л.М. Дробижевой, А.К. Байбурина, И.С. Кон и

Методологическое значение изучения культуры как социально-историче-ского феномена, специфического способа жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм, материальных и духовных ценностей раскрыто в работах И.Г. Гердера, Э. Тайлора, Д.Ж. Фрэзера, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Разработка проблемы влияния культуры на обогащение духовного мира личности нашла отражение в исследованиях А.И. Арнольдова, В.С. Библера, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева и др. Вопросы взаимосвязи становления и развития цивилизации и культуры, культуры и образования поднимаются в работах С.И. Гессена, В.С. Библера, М.С. Жирова, К.А. Строкова, А.Б. Панькин, Э. Шилза и др.

Проблема взаимосвязи культуры и образования как раскрытия сущностных сил человека, изменения взгляда на мир, изменение самого человека и воспринимаемого им мира нашла свое отражение в культуросообразном подходе к образованию в исследованиях Е.В. Бондаревской, У.С. Борисовой, Е.Д. Висангириевой, Б.С. Гершунского, Н.В. Гусевой, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др. Рассмотрение развития личности в аспекте образовательной парадигмы на основе теории становления системы ценностей представлено в работах Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, Л.В. Трубайчук, Н.Л. Худяковой, Р.М. Чумичевой. Сущность этнокультуры, её функции, тенденции развития, условия возрождения и сохранения в современных условиях разработаны в исследованиях А.Б. Панькина, Е.А. Слушкиной, С.Н. Федоровой, А.Н. Фроловой, В.К. Шаповалова и др.

Взгляды выдающихся педагогов и общественных деятелей на трактовку роли и важности принципа народности в общественном воспитании обобщены в работах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.О. Ключевского, Л.Н. Толстого, П.И. Ковалевского, А.А. Царевского, В.Н. Сорока-Росинского, П.Ф. Каптерева, С.И. Гессена и др. Место и воспитательное значение идей народной педагогики рассматривались в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Рассмотрение психологических основ становления этнокультурной личности детей дошкольного возраста и обоснование этнокультурной коннотации дошкольного образования представлено по следующим основным направлениям:

– взаимосвязь личности и культуры детства (Ф. Ариес, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, М. Мид и др.);

– психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении этнокультуры (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.Ю. Хотинец, Д.Б. Эльконин и др.);