DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.11.2008

Материалы

загрузка...

Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей а в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Прошек Илья Валерьевич, 07.11.2008

 

– выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий процесса патриотического воспитания учащихся в современных социально-экономических условиях: отношение к патриотическому воспитанию учащихся как важной части целостного педагогического процесса; деятельное приобщение учащихся к региональным культурным ценностям в процессе формирования у них представлений о патриотизме и его осознание; включение учащихся в творческую деятельность в процессе приобщения к региональным культурным ценностям; активное использование разнообразных форм патриотической направленности в воспитательной

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

– разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания средствами региональных культурных ценностей, включающее дидактические средства, методические рекомендации, направленные на развитие у учащихся патриотических чувств ( содержание занятий патриотического клуба «Земляки», радиопередачи на патриотические темы, очные и заочные экскурсии на тему «Край родной , навек любимый…», творческие работы учащихся и т.д.), что обновляет содержание патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях.

– разработанные и апробированные диагностические методики (анкеты «Считаете ли Вы себя патриотом?», «Что Вы знаете о культуре своего края?» и другие; определение ценностных ориентаций учащихся) поможет учителям в изучении уровня сформированности чувства патриотизма и выяснении их знаний о культурных ценностях, что позволит прослеживать динамику развития личности учащихся;

результаты исследования могут быть использованы как один из источников для разработки целостной теории и методики патриотического воспитания в различных образовательных учреждениях: общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, колледжах; они могут непосредственно использоваться в педагогической практике при разработке специальных учебных курсов культурологического характера, в процессе переподготовки и повышения квалификации работников образования с учетом национально-регионального уровня культурно-образовательного пространства РФ.

Личный вклад автора состоит в разработке общей идеи, главных положений исследования, методики проведения экспериментальной работы по исследуемой проблеме; руководстве и участии в эксперимнтальной работе по организации и проведению патриотического воспитания учащихся; получении экспериментальных данных, теоретическом обобщении результатов исследования, представленных в диссертации и опубликованных работах.

Автор был руководителем патриотического клуба «Земляки», организатором и непосредственным участником экскурсий по городам Ивановской области, ведущим радиопередачи на патриотические темы, научных конференций о культурных ценностях родного края.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, Всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Этнолингвокультурология: проблемы и решения» ( Санкт-Петербург, 2004 г.), «Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений» (Москва, 2007 г.); «Развитие личности в процессе гуманитарного образования ( Иваново, 2007 г.); «Развитие гуманитарно-ориентированной личности учащегося средствами учебного предмета и во внеурочной деятельности» (Иваново, 2005г.); «Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии» (Иваново, 2006); тематических мероприятиях, проводимых в рамках музейной деятельности, занятиях в школе гуманитарных знаний; заседаниях кафедры лингвистического образования, кафедры общей педагогики Шуйского государственного педагогического университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, междисциплинарным подходом к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; сочетанием количественного и качественного анализов данных экспериментальной работы, показывающих положительный результат; разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Патриотическое воспитание – это процесс, в котором наряду с воспитанием преданности Родине, готовности защищать ее чувство патриотизма необходимо формировать через постижение учащимися национальной (региональной) культуры и воспитание толерантности к другим культурам.

2. Модель патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах научности, целостности, системности, сотворчества, опоры на историческое наследие, культуросообразности; объединяет когнитивный, ценностный, деятельностно-творческий компоненты; обеспечивает целостность образовательного процесса и способствует повышению уровня патриотизма у учащихся.

3. Процесс патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей будет успешным при соблюдении комплекса педагогических условий:

– отношение к патриотическому воспитанию учащихся как важной части целостного педагогического процесса;

– деятельное приобщение учащихся к региональным культурным ценностям в процессе формирования у них представлений о патриотизме и его осознание;

– включение учащихся в творческую деятельность в процессе приобщения к региональным культурным ценностям;

– активное использование разнообразных форм патриотической направленности в воспитательной работе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 232 наименования, приложений. В тексте диссертации содержится 6 рисунков, 4 таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее проблема, определяются предмет, объект, цель, задачи исследования, формулируется гипотеза, указывается методологическая и теоретическая основа работы, раскрываются научная новизна и теоретическая значимость исследования, практическая значимость и достоверность, содержатся сведения об апробации результатов исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей» раскрываются теоретические основы исследования, к которым отнесены: теория ценностей, проблема гуманистического воспитания, культурологический подход к воспитанию, патриотическое воспитание в историческом аспекте и на современном этапе, а также дана характеристика региональных культурных ценностей.

Теория ценностей первоначально развивалась и разрабатывалась философией, в результате чего определилась отдельная область философского направления – аксиология – наука о ценностях. Культура в данном случае предстает как совокупность всех ценностей, созданных человечеством.

В соответствии с задачами нашего исследования мы рассматривали определение категории ценности у разных авторов. Отечественные философы считали, что ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека, а значимость объекта определяется его вовлеченностью в человеческую жизнь. Авторы утверждают, что ценностью является не объект как таковой, а усмотренная в нем человеком способность удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций. Объект есть лишь носитель ценности в глазах человека, ценностью также является духовная жизнь, духовная деятельность человека.

В культурологии ценность рассматривается как важнейший компонент человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Данный аспект очень важен для нашего исследования, поэтому в главе уделяется достаточно внимания рассмотрению взглядов В.Н.Волкова, М.М.Бахтина, М.С.Кагана, П.С.Сорокина и многих других.

На основе анализа литературы мы определяем понятие «культурная ценность» как важнейший компонент человеческой культуры, совокупность общечеловеческих ценностей, в которых проявляется духовная сущность человека, создателя многоликих форм материальных ценностей культуры (декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, архитектура литература и т.д.).

Проблемы аксиологии человека и его жизнедеятельности интенсивно развивались и в педагогике. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями (В.Г.Алексеева, М.И.Бобнева, Н.Д.Никанндров, В.А.Сластенин и другие).

Для нашего исследования значимо положение о том, что именно ценности и формирование ценностного отношения к миру в широком смысле представляет собой содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких моделях и концепциях последнего времени, принадлежащих И.А.Зимней, В.А.Караковскому, Б.Т.Лихачеву, М.И.Рожкову, В.А.Сластенину, В.Д.Шадрикову и другим ученым. Многие ученые соотносят содержание, цели воспитания с системой ценностей (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, С.Б.Гершунский, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, Н.Е.Щуркова и другие).

Для современной отечественной культурной традиции характерно внимание к региональному самосознанию, крепким основанием которого является региональная культура. Она связывает культуры отдельных народностей с общечеловеческой, формирует толерантное отношение к другой культуре. Важнейшим фактором на этом пути является возрождение национальных

Итак, культура предстает как совокупность всех ценностей, созданных человечеством, поэтому в современной педагогической науке уделяется очень большое внимание культурологическому подходу к образованию учащихся, изучению жизненного опыта народа, его культуры. Анализируя литературу, мы выяснили, что в современной педагогической науке (труды В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, Н.Б.Крыловой, П.И.Пидкасистого, Ф.В.Повшедной, Л.Д.Столяренко, Е.Н.Шиянова и других) разрабатывается гуманистическая концепция воспитания, главным принципом которой является ориентация на ценностные отношения, на который мы опирались в процессе нашего исследования. Воспитание рассматривается как процессе интериоризации общечеловеческих ценностей, что является основой аксиологического и культурологического подходов к современному воспитанию (В.А.Сластенин, С.Н.Батракова, Е.В.Бондаревская, Т.Н.Волкова, А.Д.Дейкина, Н.Б.Крылова, Л.А.Ходякова и другие).

Анализ литературы показал, что в рамках аксиологического подхода функции и задачи образования и воспитания получают новую ориентацию, указывают перспективы развития и реформирования современного учебно-воспитательного процесса. Данные положения очень важны для нашего исследования, так как они позволяют сделать вывод о том, что приобщение учащихся к региональным культурным ценностям является составляющей патриотического воспитания учащихся.

В аспекте гуманизации и гуманитаризации образования подробно рассматривается вопрос о ценностях культуры: русском языке, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, культурных ценностях Ивановской области (творчество знаменитых людей культуры А.Тарковского, М.Цветаевой, К. Бальмонта, архитектурные памятники г.Иванова, храмы, соборы Палеха, Холуя, Плеса, сокровища музеев, произведения живописи, изделия народных промыслов: искусство лаковой миниатюры, вышивка, ювелирные изделия; природа Ивановской области и т.д.).

В главе рассматривается проблема патриотического воспитания в историческом аспекте и на современном этапе общественного развития, анализируются понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. (В.Г.Белинский, А.Н.Радищев, К.Д.Ушинский и другие).

Теоретический анализ литературы показал, что патриотизм определяется как отношение человека к своей стране, к ее ценностям, как любовь к отечеству, родной земле, своей культурной среде, осознание своих нравственных обязанностей перед страной, толерантность к другим народам и их культур

Стройная и достаточно эффективная система патриотического воспитания сложилась в нашей стране в начале 60-х годов. В середине 80-х годов началось ее разрушение, которое завершилось в основном на рубеже 90-х

Патриотическое воспитание осуществлялось по трем главным направлениям: героико-патриотическое (Л.В.Рощин и другие), военно-спортивное и практическое (А.А.Аронов, В.Г.Волкогонов и другие). В диссертации подробно проанализированы особенности каждого направления.

Обобщая результаты анализа всех трех направлений, следует отметить, что они заложили определенные теоретические основы патриотического воспитания, которые представлены в виде ряда идей, подходов, разработанных положений, утвердившихся взглядов и установок по тем или иным аспектам. Эти позитивные моменты заслуживают внимания. Но в новых социально-экономических условиях важной задачей является разработка новых подходов к патриотическому воспитанию. Совершенно очевидной является сегодня необходимость возрождения и развития патриотизма как важнейшей социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества, укрепления его жизненных устоев и государственности.

В педагогической литературе большое внимание уделялось гражданскому воспитанию учащихся и подчеркивалось, что привязанность к родной земле должна сочетаться с преданностью социалистическому общественному строю, готовности к его защите (Б.Т.Лихачев, И.Ф.Харламов, Ю.К.Бабанский и другие). Важной для нашего исследования является точка зрения И.Ф.Харламова, который, раскрывая содержание советского патриотизма, включал в это понятие привязанность и любовь к родным местам. При рассмотрении понятия патриотизма для нас значима также позиция Б.Т.Лихачева, который считает, что данное понятие включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

В современной педагогической науке целый ряд исследований посвящен проблеме патриотического воспитания учащихся (С.Е.Матушкин, Н.Д. Никандров, В.А.Сластенин, Н.В.Ипполитова и другие).

Ядром концепции патриотического воспитания Н.Д.Никандрова является идея возрождения духовности, духовно-нравственного начала в деле воспитания