DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.08.2008

Материалы

загрузка...

Применение компьютерно-мобильной системы в процессе подготовки педагогов профессионального обучения

Жуков Олег Викторович, 07.08.2008

 

Изучение и анализ научных публикаций, исследований, исторического и современного опыта применения компьютерной и мобильной техники в учебном процессе технических вузов, а также наши собственные поисковые эксперименты позволили сформулировать следующую гипотезу исследования – процесс подготовки студентов, будущих педагогов профессионального обучения может быть более эффективным, если:

- будут выявлены специфические особенности подготовки педагогов профессионального обучения в техническом вузе;

- будет обоснован выбор компьютерно-мобильной системы обучения из существующих информационно-коммуникационных систем, обеспечивающей разделение управляющей и информационных функций в учебном процессе;

- компьютерно-мобильная система обучения будет адаптирована к условиям подготовки будущих педагогов профессионального обучения;

- будет разработана модель педагогической поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по изучению «ядра» содержания конкретной учебной дисциплины с применением компьютерно-мобильной системы (КМС);

- будет разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя учебный материал с методическими рекомендациями, программную и аппаратно-техническую части КМС.

Для достижения поставленной цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

- выявить особенности подготовки студентов, будущих педагогов профессионального обучения;

- определить возможности применения компьютерно-мобильной системы обучения, как дидактического средства, в условиях профессиональной подготовки студентов в вузе и разработать организационно-педагогические условия ее адаптации;

- разработать модель педагогической поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по изучению «ядра» содержания учебной дисциплины с применением компьютерно-мобильной системы (КМС);

- разработать методические основы комплексного применения адаптированной компьютерно-мобильной системы при подготовке будущих педагогов профессионального обучения, специализации «Фирменный автосервис»;

- экспериментально проверить эффективность применения компьютерно-мобильной системы при подготовке будущих педагогов профессионального обучения, специализации «Фирменный автосервис».

В процессе работы над диссертацией использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта в аспекте рассматриваемой проблемы; анализ имеющейся методической, научно-технической и учебной литературы, учебных планов и программ автошкол, автокомбинатов.

В экспериментальной части исследования были использованы педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование студентов и преподавателей, метод экспертных оценок, самооценка.

При обработке результатов проведенных формирующего, констатирующего и контрольного экспериментов использовались методы математической статистики.

Методологической основой нашего исследования являются труды выдающихся философов, педагогов и методистов по вопросам производства, воспитания молодежи, соединения обучения с производительным трудом (Б.С. Гершунский, М.Н. Скаткин и др.), концептуальные положения микрокомпьютерной системы обучения «Наставник» Н.П. Брусенцова (МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики), программные документы правительства в области образования, в том числе профессионального. Важнейшим методологическим положением нашей работы является осуществление индивидуального и деятельностного подходов к формированию у студентов готовности к профессиональной деятельности.

Особое значение для нашего исследования имеют труды в области системного подхода к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский), методологические аспекты технологического образования (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), концепции проектирования (В.С. Безруков, В.В. Краевский), теория и практика информатизации образования (И.В. Роберт, А.И. Башмаков

Данное исследование существенным образом опиралось на психологические теории личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, Д.Б. Богоявленская), концепцию и теорию креативного образования (М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев, Е.В. Мирошник, В.Г. Рындак).

Содержание и методы обучения правилам и основам безопасности дорожного движения нашли отражение в трудах А.И. Азарха, П.З. Белкина, И.А. Венгерова, Б.Г. Громоковский, М.М. Ефремова, Л.Ф. Игнатовского, В.И. Коноплянко, А.И. Копусова-Долинина, А.В. Лившица, С.Ю. Лобарев, В.Д. Пицюры, С.В. Рыжкова, В.И. Сарбаева, А.Я. Фоменко и др.

Исследование проводилось с 2003 по 2008 годы.

Этапы исследования:

1-й этап. 2003 – 2004 г.г. Анализ массового и передового педагогического опыта по использованию компьютерной техники в учебном процессе вузов, а также при подготовке водителей автотранспорта. Накопление фактического материала.

2-й этап. 2004 – 2006 г.г. Теоретическое исследование литературы по рассматриваемой проблеме; конкретизация проблемы, цели, предмета и задач исследования. Разрабатывались методики констатирующего и формирующего экспериментов, проводился констатирующий эксперимент.

3-й этап. 2006 – 2008 г.г. Разработка концепции и модели управления учебным процессом подготовки педагогов профессионального обучения с применением компьютерно-мобильной системы самообучения (КМСС). Разработка учебно-методических и модульно-кодовых учебных пособий для КМСС. Проведение формирующего эксперимента с целью проверки рабочей гипотезы. Обработка результатов эксперимента. Статистический анализ и обобщение результатов. Написание текста диссертации.

Опытно-экспериментальные исследования проводилось на базе автошколы при Московском государственном индустриальном университете и кафедры профессиональной педагогики и креативного образования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлена, научно обоснована и экспериментально доказана возможность применения адаптированной компьютерно-мобильной системы (КМС) для подготовки студентов - будущих педагогов профессионального обучения в качестве эффективного дидактического средства, позволяющего усилить мотивацию студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

2. Разработаны эффективные организационные формы (компьтютерно-мобильные практикумы) и методы (самостоятельная учебно-познавательная деятельность с применением модульно-кодовых учебных пособий и компьютерно-мобильных систем) подготовки студентов - будущих педагогов профессионального обучения, выявлены особенности их подготовки, связанные с направленностью специализации – «Фирменный автосервис».

3. Разработаны этапы адаптации компьютерно-мобильной системы (КМС) для подготовки студентов - будущих педагогов профессионального обучения (режимы самообучение, тренинг, самоконтроль).

4. Разработана методика комплексного применения компьютерно-мобильной системы (КМС) для подготовки студентов - будущих педагогов профессионального обучения, включающая методические рекомендации для разработчиков, преподавателей и студентов по работе с КМС.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели педагогической поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по изучению ядра учебной информации с применением системы компьютерной интеллектуальной поддержки на основе компьютерно-мобильной системы (КМС) при их подготовке как будущих педагогов профессионального обучения по специализации «Фирменный автосервис» и педагогические условия ее реализации в учебном процессе.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке модульно-кодового учебного пособия для обучения студентов, будущих педагогов профессионального обучения, по дисциплине по правилам и основам безопасности дорожного движения; в разработке методических рекомендаций для преподавателей по применению адаптированной компьютерно-мобильной системы (КМС) при подготовке студентов - будущих педагогов профессионального обучения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Разработанная модель педагогической поддержки с применением адаптированной компьютерно-мобильной системы самообучения обеспечивает эффективность процесса профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов профессионального обучения;

2. Применение адаптированной компьютерно-мобильной системы самообучения в процессе профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов профессионального обучения эффективно при соблюдении разработанных автором педагогических условий;

3. Разработанные методические основы комплексного применения адаптированной компьютерно-мобильной системы в профессиональной подготовке студентов, будущих педагогов профессионального обучения, обеспечивают их эффективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

4. Комплекс методических средств для формирования специальных знаний педагогов профессионального обучения (на примере дисциплины по правилам и основам безопасности дорожного движения) с применением адаптированной компьютерно-мобильной системы, обеспечивает высокий уровень теоретической подготовки студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ежегодных заседаниях кафедры ”Профессиональная педагогика и креативное образование” Московского государственного индустриального университета (МГИУ), на заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ, на методических заседаниях Международного научного центра непрерывного креативного образования; получили одобрение научно-практической интернет конференции (г. Ставрополь 2007); Международных научно-практических конференций “Непрерывное саморазвитие личности в современном мире” (Москва-Ганновер 2006, 2007); седьмой Международной научно-практической конференции “Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения” (Москва 2007); 14-й Всероссийской научно-практической конференции “Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании” (Екатеринбург 2007). Результаты исследования представлены в восьми публикациях. Результаты исследования внедрены в Московском государственном индустриальном университете на кафедре “Профессиональная педагогика и креативное образование” и в автошколе при МГИУ; в Балашихинском государственном промышленно-зкономическом колледже Московской области; в НОУ колледже Мосэнерго.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, насчитывающая 178 источников, 3-х таблиц, 2-х рисунков, 3-х приложений.

Основное содержание работы