DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.07.2008

Материалы

загрузка...

Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы)

Дыгова Оксана Агабековна, 07.07.2008

 

Вторая глава – «Типологические разновидности национальной северокавказской повести» - дает представление о месте данного жанра в литературном процессе региона. В ней мы попытались обозначить наиболее востребованные, разрабатываемые жанровые разновидности повести в национальных северокавказских литературах, назвать имена писателей, создавших лучшие образцы жанра, определить основную тематику, проблематику повествовательных произведений, выявить некоторые национальные особенности анализируемого литературного феномена.

Наиболее серьезное влияние на эволюцию национальных письменных жанров, в том числе и на жанр повести, оказывали лучшие литературные традиции устного народного творчества. Многие авторы широко использовали приемы, в своих истоках связанные с фольклором. Повесть долгое время сохраняла тесную связь с устной народной традицией, генетически восходя к устному хабару. Это определяло некоторые особенности ее поэтики и стиля.

2т жизненных явлений, происходит углубление конфликта, повышение интереса к проблемам личности, ее взаимоотношений с обществом, тяготение к нравственно-психологическому анализу. Данная тенденция отразилась практически на всех жанровых разновидностях повести.

Жанр повести являлся одним из самых продуктивных жанров северокавказской национальной литературы 60-90-х годов ХХ века. Его эволюция началась практически сразу после начала развития письменной литературы региона и продолжалась, с большей или меньшей интенсивностью, на всех этапах ее развития. Повесть в национальной литературе была реализована в таких разновидностях жанра, как лирическая («Чегери» и «Ожерелье для моей Серминаз» А.Абу-Бакара, повести М.Гаджиева «Встречная сила», К.Меджидова «Пора первого жаворонка»); деревенская (Г.Бицоев «Орел могуч в поднебесье», М.Цагараев «Осетинская быль», Т.Бесаев «Сердце тому свидетель»); производственная (повести М.Магомедова «Тесаный камень», М.Гаджиева «В жизнь»); военная («Рассвет в горах» З.Зульфукарова, «Побратимы» А.Аджаматова, «Разведчики» И.Казиева, «Хадзымат» С.Джанаева, «Пастух черной горы» М.Цагараева, «Открытые сердца» М.Геттуева, «Проданный с конем» и «Сыновья воинов» З.Хачукова, «Отзовись, брат мой!» К.Братова, «Семья сильных» и «Сын отца» Ф.Абдулжалилова, «Полноводная Тазасу» и «Мост» С.Капаева); историческая («Млечный путь» А.Охтова, «В добрый путь» И.Амирокова, «Кош-Хабль» М.Ахметова, «Девять дней из жизни героя» Б.Зязикова); нравственно-психологическая («Человечность» А.Суюнчева, «Голос сердца» Б.Биджиева, «Люди» О.Хубиева, «Арби» и «Горы любят отважных» У.Гайсултанова, «Анзор» и «Золотая брошь» М.Мусаева, «Приговор» Х.Эдилова); документальная («Иду в атаку», «В небе – горянка», «На острие ножа», «Пламя над Тереком» Т.Джатиева); повести гендерной проблематики («Даргинские девушки» А.Абу-Бакара, «Судьба» Ф.Алиевой, «Весна Софият» Ад.Шогенцукова, «Саният» А.Узденова, «Дочь шапсугов» Т.Керашева, «Камень Асият» А.Охтова, трилогия «Фатимат» Ц.Коховой, «На большом пути» Х.Осмиева, «Судьба одной женщины» А.Евтыха); социально-бытовая повесть и т.д. Многие достижения повествовательных жанров стали позже основой романной формы, способствовали развитию северокавказской прозы в целом.

Третья и четвертая главы работы посвящены непосредственно кабардинской повести. В главе «Военная лирическая повесть в кабардинской литературе 1960-90-х годов» анализируется так называемая «фронтовая повесть». В первой части главы «Лейтенантская проза: жанр фронтовой повести в отечественной литературе» выявляются основные особенности, отличающие военную лирическую повесть 1960-90-х годов от военной повести 1940-50-х годов. В теоретическом аспекте данного вопроса мы опираемся на исследования Н.Лейдермана и М.Липовецкого.

В разделе «Кабардинская военная лирико-психологическая повесть» рассматривается кабардинский национальный вариант данной разновидности жанра. Материалом для исследования послужили произведения Ахм.Налоева, К.Эльгара, Б.Карданова, А.Шомахова – признанных мастеров военной прозы. Нашей задачей было определить типологическую близость кабардинской военной повести к лучшим образцам данного жанра русской литературы.

Кабардинская военная повесть второй половины ХХ века обладала рядом специфических черт и особенностей, характерных для русской и северокавказской национальной повести в целом. Новизна жанра проявилась на всех его содержательных и формальных уровнях, в реализации принципов исторической правдивости, в типе конфликта, характере героя. Военная повесть в кабардинской литературе данного периода отражает определенную линию в подходе всей отечественной прозы 1960-90-х годов к отображению истории и социально-нравственного опыта эпохи Отечественной войны. События этой войны, связанные с ними человеческие судьбы и характеры, все далее отодвигаемые необратимым движением времени, в освещении писателей вновь обнаруживали живую, органическую связь с важнейшими проблемами социальной и духовной жизни современности.

Концептуальное значение для жанра военной повести в кабардинской литературе имел отказ от героико-эпической интонации, стремление идти внутрь фактов. Масштабное изображение военных событий сменилось в жанре повести психологически углубленным, аналитическим показом личности человека. В кабардинской фронтовой повести изображение войны, событий освобождалось от риторики и излишней романтизации, в то время как проблемно-тематическая сторона содержания углублялась, наполняясь психологическим драматизмом.

Интерес к индивидуально выразительному и психологически обоснованному характеру обусловил бурное развитие мобильной повести психологического драматизма. Обыкновенный характер раскрывал свои нравственные возможности и воспринимался читателем как героический. Психологический анализ способствовал передаче без преувеличений драматизма внутренних состояний, смены переживаний действующих лиц и одновременно глубоких различий характеров. Происходило переосмысление обыкновенного характера, показанного в экстремальных, исключительных обстоятельствах, утверждение его высокой нравственности.

Военная повесть второй половины ХХ века утверждала идеал героической личности, противопоставившей разрушительной жестокости войны человечность, высокую нравственность, неподдельный гуманизм. Сложность тематики и целевой установки произведений подобного типа способствовала усложнению жанрово-стилевых свойств военной повести: она могла сочетать в себе своеобразный документализм, героико-романтическую патетичность, черты эпического сказания о народном подвиге. В объективированной форме повествования сохранялось глубоко личностное мировосприятие автора, его оценка великих событий и человека в них. Так что жанровая природа военной повести сложна и не поддается однозначной классификации.

Это обусловливает новый характер военной прозы: она тяготеет к лиризму, психологизму, философичности; трансформируется хронотоп военной повести – авторы преодолевают конкретные хронологические и локальные рамки Великой Отечественной войны, поднимаясь до широких общефилософских обобщений. Наиболее показательным в этом плане является творчество А.Налоева, Б.Карданова, К.Эльгара и других кабардинских авторов.

Одним из первых военную тематику стал разрабатывать в своих произведениях Амирхан Шомахов. Его повесть «На берегу Псыгеха» (1960) – яркий пример соцреалистической прозы. В дальнейшем кабардинские авторы, как современники А.Шомахова, так и младшее поколение писателей, дали несколько иную художественную трактовку Великой Отечественной войны, приблизив военную кабардинскую повесть к образцам русской фронтовой лирической повести.

Особой лирической манерой письма выделяется Ахмедхан Налоев, индивидуальными чертами стилистики и поэтики которого стали психологизм, лиризм, философичность, нравственно-этическая направленность.

В жанре военной лирико-психологической повести работал и Кашиф Эльгар. «Ночное солнце» и «След» стали одними из лучших образцов этого жанра в кабардинской литературе. Умение выйти за рамки «временности» и обстоятельств – характерная черта писателя. Некая мифологичность, архетипичность свойственна повестям К.Эльгара. Чисто формальная организация и поэтика способствуют этому. «Народность», доступность в изложении, использование кабардинской идиоматики – все работает на создание глубоких, сложных в психологическом и нравственно-историческом аспектах, характеризующихся национальным колоритом и в то же время вписывающихся в общелитературный контекст произведений.

Лириком в военной прозе был и другой кабардинский автор – Буба Карданов. Его повесть «Я – рядовой Залим Бидов» (1976) отражает направление творческих исканий русских и национальных писателей в военной повести этого времени. В повести Б.Карданова отражены основные тенденции развития военной лирической повести 1960-80-х годов.

В четвертой главе «Кабардинская повесть о современности» исследуются произведения повествовательного жанра, посвященные современной проблематике. Нас интересовали произведения различной проблемно-тематической направленности с точки зрения их принадлежности к разным жанровым разновидностям повести.

Многие произведения весьма сложно однозначно определить как военная, или лирическая, или философская повесть. Большинство из них выходят сразу на несколько проблем и могут быть соотнесены с разными видами повествовательного жанра. Мы дифференцировали произведения исходя из того, какая проблема в произведении является конфликтообразующей, какой аспект может быть признан наиболее значимым, аккумулирующим вокруг себя остальные вопросы, проблемы, определяющим содержание и форму текста.

Определение жанровой парадигмы современной повести в кабардинской литературе осуществляется на примере творчества таких писателей, как Т.Адыгов, Б.Кагермазов, А.Кушхаунов, С.Кушхов, Б.Мазихов, П.Мисаков, Ад.Шогенцуков и т.д. Мы выделяем следующие разновидности жанра современной повести в кабардинской литературе: социально-психологическую нравственную повесть (или повесть-воспитание), лирическую повесть, городскую (или урбанистическую) повесть, деревенскую повесть, повесть о женской судьбе, а также рассматриваем повесть как синтетическое образование, совмещающее в себе элементы различных видов исследуемого

Кабардинская повесть, начиная с 1960-70-х годов, стала характеризоваться усилением социально-критического направления, стремлением к интеллектуальному переосмыслению важнейших явлений и проблем современности, психологическому анализу быстро меняющейся действительности и человека в ней, наполнению конфликтов социально-нравственным содержанием.

Сближение социальной проблематики с морально-этической, усиление исследовательского начала способствовали возникновению нетрадиционных для кабардинской литературы предшествующего периода жанрово-стилевых образований, одним из которых стала социально-психологическая повесть или повесть-воспитание, ориентированная на современную проблематику, на исследование характера человека нового времени (С.Кушхов «Родня», Ад.Шогенцуков «Солнце перед ненастьем»).

Одним из наиболее характерных и ярких явлений 1960-80-х, а отчасти и 1990-х годов стало развитие жанра лирической повести в отечественной литературе. В этот же период волна лиризма поднимается в кабардинской национальной литературе. Углубляется внимание авторов к мыслям и чувствам своих героев, к диалектике их души, к исследованию нравственных основ жизненного поведения изображаемых характеров, противоречий во внутреннем, духовном мире. Создается ряд лирических повествований, вбирающих в себя свойства и признаки таких жанровых структур, как мемуары, стихотворения в прозе, дневниковые записи, путевые заметки и т.п. Одним из самых ярких образцов данного жанра является повесть А.Кушхаунова «Южанин и Северянка».

Тема женской судьбы с начала развития письменной кабардинской литературы являлась одной из самых востребованных и актуальных. Национальная проза и поэзия дали целый ряд произведений, в которых главным, основополагающим является гендерный аспект. Это в очередной раз подтверждает типологическую связь кабардинской литературы с литературой северокавказской, в которой также активно разрабатывалась данная тема. Наиболее удачно в жанре повести она представлена, на наш взгляд, в повестях Ад.Шогенцукова «Весна Софият» и П.Мисакова «Груши цветут». Писатели создали сложные, психологически достоверные женские образы, воплотившие лучшие стремления «слабого», но такого сильного пола кабардинского общества.

В кабардинской литературе исследуемого периода появляются и синтетические образования. Кабардинская национальная проза дала практически все основные типологические разновидности повести, имевшие место в русской литературе, а также в национальных литературах страны: военную, социально-психологическую, повесть-воспитание, повесть о женской судьбе, лирическую, деревенскую повесть и т.д. Однако в кабардинской литературе обозначение жанрово-видовой принадлежности той или иной повести в некотором смысле условно, так как большинство произведений затрагивает целый комплекс проблем, характерных для разных видов этого жанра. В этом случае определение того или иного произведения как военная повесть или повесть социально-психологическая и т.п. обусловлено его доминирующей проблемно-тематической направленностью.

В подобном совмещении в рамках одного произведения разных содержательно-смысловых планов отразилась общая тенденция развития прозаических жанров в целом, и в особенности жанра повести в отечественной литературе второй половины ХХ века – тенденция к жанрово-видовому синтезу. В кабардинской литературе данное явление наиболее ярко отразилось в повести Тенгиза Адыгова «Каракура» (1978).

Повесть Т.Адыгова «Каракура» - одно из самых заметных произведений кабардинской литературы 1960-90-х годов. Она явилась неким средоточием тем, волновавших прозаиков периода ее создания, воплотив в себе основные тенденции развития повести в национальной кабардинской литературе второй половины ХХ века.

Кабардинская повесть 1960-90-х годов дала лучшие образцы этого жанра, свидетельствующие о качественно новом этапе развития национальной литературы, о возросших возможностях художественного решения многих сложнейших проблем современности. Произведения многих авторов характеризуются сложным сюжетно-композиционным построением, углублением психологического анализа, лиризма, обращением к сложнейшим вопросам современной действительности, преимущественным вниманием к человеку, его морально-нравственному облику, душевному состоянию, духовному миру.

В повестях кабардинских писателей о современности проявляются такие типологически значимые тенденции, как уход от описательности к объемному проблемно-аналитическому изображению, преодоление поверхностных представлений о действительности, поворот к богатству и разнообразию новых явлений, включаемых в художественное пространство повествования, повышению внимания к феномену отдельного человека, интерес к духовному миру и нюансам психологической жизни.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные

Анализ наиболее заметных произведений 1960-90-х годов дает возможность выявить основные особенности развития жанра повести и сделать некоторые выводы о его эволюции в кабардинской литературе второй половины ХХ века, определить видовую парадигму повествовательного жанра и обозначить актуальный для него круг проблем и тем.

Тенденция прозы, начиная с 1960-х годов, - к многостороннему, глубокому изображению современника, человека нового поколения, отказ многих писателей от описательности как основного художественного принципа изображения действительности, обусловила специфику жанровой системы кабардинской прозы. Доминирующее положение в течение нескольких десятилетий занимали мобильные, оперативные жанры рассказа и повести, которые оказали существенное воздействие на формирование типологически нового этапа прозы.

Писатели разрабатывают жанр повести, причем в кабардинской литературе представлены практически все его разновидности, имевшие место в отечественной литературе исследуемого периода. Это и лирическая повесть, в которой авторское личностное начало играет определяющую роль, социально-психологическая и нравственно-психологическая повесть (или повесть-воспитание), военная повесть и повесть, посвященная теме женщины-горянки, деревенская и урбанистическая повести.

Выясняя основные тенденции развития повести в кабардинской литературе необходимо, прежде всего, сказать о творческом освоении национальными авторами опыта русской советской повествовательной литературы. Это позволило кабардинским писателям в достаточно короткие сроки освоить жанр повести и создать достойные образцы данного жанра.

Кабардинская повесть ХХ века прошла все этапы развития национальной прозы, обретя высокий уровень художественного обобщения. Жанрово-стилевые открытия повести стали достоянием всей литературы: принципы художественной локальности и концентрации событий, психологизм, весомость детали, искусство композиции, демократизация повествовательных

В целом можно говорить о значительном обновлении проблемно-тематического содержания и жанровой структуры кабардинской повести 1960-90-х годов. В ней отчетливо проявляется тенденция к поискам новых художественных возможностей отображения социальной и духовной жизни человека.

Повести кабардинских писателей 1960-90-х годов объединяет поиск нового героя, гармонично вписавшегося в современную жизнь. Новая концепция героя предполагала характер сильный, способный к активному самоопределению и творческому самоутверждению, к борьбе с пережитками и предрассудками прошлого.

Общей тенденцией для кабардинской повести было расширение художественного конфликта: в сферу писательского внимания и анализа попадала не только социальная сущность героя, но и повседневные, обычные явления жизни, будничные события, в связи с которыми и рассматривались важные социальные, философские, нравственно-психологические проблемы. Об этом свидетельствуют повести Т.Адыгова, С.Кушхова, Б.Карданова, А.Кушхаунова, Б.Кагермазова, П.Мисакова, Б.Мазихова, Ахм.Налоева, Ад.Шогенцукова, К.Эльгара и многих других прозаиков. Истории обычных людей, ничем, казалось бы, не примечательных судеб и обыденных явлений трансформируются в художественном пространстве кабардинской повести второй половины ХХ века в широкие обобщенные картины социального определения и морального становления, нравственного выбора и философского осмысления «вечных» вопросов литературы, выходящих далеко за пределы конкретного исторического времени и локального пространства.

В целом можно говорить об изменении принципов отображения национального менталитета и национальной психологии в повествовательных жанрах: простая описательность, последовательное перечисление свойств и черт характера сменились психологической мотивировкой поступков героев, всесторонним, многогранным изучением жизни отдельной личности, ее связей со временем и обществом. Герой перестал быть явлением статичным, писатели раскрывают эволюцию, развитие характера, являющегося результатом движения действительности, динамики событий, противоречивых процессов в жизни. Социальные и общественные закономерности познаются через изображение судеб отдельных людей, человек ставится в центр художественного исследования повестей большинства кабардинских авторов.

Совершенно очевидно, что жанр повести в кабардинской литературе второй половины ХХ века выполнял сложную задачу исследования современной действительности, человека в его многосторонних отношениях с этой самой действительностью, обществом, людьми, раскрытия внутреннего потенциала личности, ее духовного содержания и психологического состояния. Кроме собственно повествовательных задач, жанр повести «взял на себя смелость» обозначить, ввести в литературный обиход ряд проблем, направлений, принципов художественного изображения, которые активно стали использоваться жанром кабардинского романа.

Библиография отражает список научной, теоретической, критико-библиографической и собственно-художественной литературы, ставшей теоретико-методологической и практической основой диссертационного исследования.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях: