DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.05.2007

Материалы

загрузка...

Психологические характеристики профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков в промышленном и гражданском строительстве

Шелепова Елена Сергеевна, 07.05.2007

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

На правах рукописи

ШЕЛЕПОВА Елена Сергеевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОЕКТИРОВЩИКОВ

В ПРОМЫШЛЕННОМ И ГРАЖДАНСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Специальность: 19. 00. 03. – психология труда, инженерная

психология, эргономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва 2007

Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики и в ГОУВПО «Тверской государственной университет»

Научный руководитель кандидат психологических наук

доцент Морозова И.О.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук профессор

Магазанник Валерий Дмитриевич

кандидат психологических наук

Чернышева Ольга Николаевна

Ведущая организация Институт психологии Российской академии наук

Защита состоится “___ ” октября 2007г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 217.003.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ РФ, корп.312).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ

Автореферат разослан «___» ____________2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Калиничева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Важная роль в условиях современного производства, связанного с развитием научно-технического производства, отводится инженерам.

Профессиональную деятельность инженера затрагивает ряд работ, посвященных экономическим, социологическим, социально психологическим, этическим и другим аспектам инженерной деятельности. Эти проблемы разрабатывали В.В.Алехин, В.Г.Горохов, С.А.Кугель, О.Т.Лебедев, М.П.Лозневая, И.С.Мангутов, О.М.Никадоров, И.А.Негодаев, Т.В.Рысина, Л.С.Хейцфец, В.В.Чешев, Е.А.Шаповалов, М.Л.Шубас.

Философских проблем инженерной деятельности в своих работах касаются такие ученые, как В.Г.Ананьев, Г.Н.Волков, Г.Д.Данилин, Н.И.Дряхлов, А.А.Заворыкин, В.Д.Камаев, В.К.Келле, В.Д.Комаров, А.А.Кузин, И.А.Майзель, И.А.Негодаев, М.М.Рогов, В.Я.Суслов, С.П.Трапезников, И.Т.Фролов.

В рамках социологии проблемы инженерной деятельности и технических наук рассматривают В.И.Белозерцев, В.Г.Горохов, В.П.Горюнов, В.А.Дмитриенко, Е.В.Попов, В.М.Фигуровская, В.В.Чешев, Г.И.Меменев, М.Г.Домбинская.

В психологии труда находят отражение некоторые методы и приемы, направленные на решение проблем инженерных кадров. При этом основной акцент исследований в области психологии труда все-таки сконцентрирован на профессиональной подготовке операторов, рабочих различных специальностей, учителей (Ю.М.Забродин, Е.М.Иванова, А.А.Крылов, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, Н.М.Пейсахов, К.К.Платонов, Г.В.Суходольский, Б.М.Теплов и др.).

Психологические аспекты подготовки и деятельности инженера исследуются в таких основных направлениях, как изучение деятельности инженера-конструктора (В.Л.Моляко), анализ процесса подготовки и профпригодности инженера (М.К.Татушкина и А.Т.Ростунов), рассмотрение структуры технического интеллекта у инженера (В.П.Захарова), изучение социально-психологических проблем деятельности инженера (Э.С.Чугунова, В.А.Чикер, В.А.Ядов, Е.И.Пугач), анализ профессиональной подготовки инженера-педагога (Э.Ф.Зеер), изучение психологических резервов инженерной подготовки (Р.В.Габдреев), выявление особенностей проявления самоотношения у инженерно-технических работников (С.Р.Пантелеев), изучение динамики личностных характеристик инженера в процессе профессионального становления (В.А.Водеников).

В большинстве названных исследований не наблюдается четкого выделения специфики изучаемой инженерной деятельности, полученные на выборке результаты, переносятся на всю популяцию инженерных кадров, что лишает индивидуальной своеобразности многие инженерные специальности.

Экономический рост Российской Федерации, наблюдающийся в последние годы, способствует увеличению производственных мощностей, развитию торговли, инфраструктуры, увеличению доходов населения. В связи с этим повышаются объемы строительства как жилого, так и нежилого фонда, и, как следствие, увеличивается спрос на проектные работы.

Проектные организации призваны своевременно обеспечивать возрастающие объемы капитального строительства высококачественными, экономичными проектами, доступными потребителю, именно поэтому, все более остро ощущается потребность в высококвалифицированных, профессионально успешных и мобильных инженерно-проектных кадрах, творчески реализующих себя в изменяющихся социально-экономических и социально-профессиональных условиях и способных отвечать на запросы социума.

В настоящее время наблюдается кадровый голод в области строительного проектирования, что делает актуальной, востребованной профессию инженера-проектировщика по проектированию зданий и сооружений.

Исследований, направленных на изучение непосредственно психологических составляющих успешности профессиональной деятельности инженера-проектировщика в области строительного проектирования, практически нет, что актуализирует необходимость их проведения.

Развитие научно-технического прогресса в 21 веке связано с внедрением информационных технологий в различные виды деятельности.