DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.04.2007

Материалы

загрузка...

Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ

Погодин Валерий Викторович, 07.04.2007

 

- компетентность в области физической культуры учащегося профессионального училища является важным критерием профессиональной деятельности будущего специалиста рабочих профессий и определяется способностью и желанием выполнять физкультурно-спортивную деятельность на основе полученных знаний, умений и навыков с обязательным получением результата, соответствующего требованиям учебной программы и другим нормативным документам;

- процессуальная модель формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ, выступающая в тесной взаимосвязи её основных блоков: целевого, содержательного, деятельностного и результативного, создает возможность описания процесса как системного и целостного, структура которого направлена на положительную динамику компетентностей в области физической рекреации, реабилитации, общей физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки, военно-прикладной физической подготовки и спортивной деятельности;

- дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ заключаются в выявлении сущностной характеристики и специфики феномена компетентности; разработке процессуальной модели формирования общих и частнопредметных компетентностей в области физической культуры; Программе теоретического курса «Компетентности в области физической культуры учащегося профессионального училища» и Программе по физической культуре, основанной на личностных предпочтениях и социально детерминированной предстоящей деятельностью; разработке критериальной характеристики компетентности в области физической культуры, включающей мотивационный, когнитивный и деятельностно-практические критерии, а также аутентичное оценивание в форме «портфолио» достижений учащегося.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях и тезисах выступлений автора. Основные итоги исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня. Результаты исследования внедрены в практику работы Ульяновского государственного университета, кафедр теории спорта и оздоровительных технологий, кафедр физической культуры и безопасности жизнедеятельности Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самарского государственного технического университета, Димитровградского технического колледжа, профессиональных училищ №11, № 3 г. Димитровграда.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 347 наименований, из них 4 наименования на иностранном языках, 8 приложений. Общий объём диссертации составляет 320 страниц, из них 287 страницы основного текста, 76 страниц приложений. Работа содержит 24 таблицы, 3 рисунка, 2 схемы, 5 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Современное состояние системы образования в нашей стране испытывает затяжной и продолжительный кризис. Качество образования выпускников российских профессиональных училищ в значительной степени отстает от требований времени. Сегодня на первый план выступает проблема подготовки высококвалифицированных представителей различных профессий. И выходом из сложившейся ситуации, по мнению разработчиков концепции профильного образования (О.Д. Днепров, А.А. Пинский, В.В. Рубцов), является компетентностный подход. Этот подход является определяющим в условиях модернизации образования и направлен на формирование компетентной

Термин «компетентность» широко используется в настоящее время везде, где говорят и пишут об образовании. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Термин «компетентность» пришел в образовательную среду из мира промышленности и производства, где компетентный специалист рассматривался как обладающий специфическими и общими знаниями, необходимыми для эффективного выполнения деятельности, разбирающийся в круге порученных вопросов. Однако до недавнего времени формирование компетентности не являлось задачей образования. В результате широкого общего образования не всегда удавалось обеспечить успешность социальной и личностной адаптации. Эти обстоятельства породили поиск и заимствование конструктивных идей для мира образования из мира труда.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ» рассматривается сущностная характеристика, психолого-педагогические проблемы формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ, особенности физического воспитания как педагогической системы, способствующей образованию этого феномена, выявляется специфика аутентичного оценивания как средства управления качеством физкультурного образования учащихся профессиональных училищ.

На сегодняшний момент нет устоявшегося определения компетентности в рамках данного подхода.

Для выявления сущностной характеристики и определения структуры и содержания компетентностного подхода нами были проанализированы его теоретико-методические аспекты и возможности использования в системе физического воспитания учащихся профессиональных училищ.

По данным многочисленных авторов понятие «компетентность» произошло от латинского слова - competens (надлежащий, способный) и имеет два значения – во-первых, это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач. Во-вторых, это область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решения. В словаре иностранных слов и выражений оно трактуется как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-то, круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

Проведенный нами контент-анализ показывает, что понятие «компетентность» чаще всего рассматривается в контексте той или иной профессиональной деятельности. Когда говорят о профессионале, то имеют в виду специалиста, который выполняет свои обязанности качественно, эффективно, образцово, компетентно.

Компетентность как интегральное проявление профессионализма выражается в способе решения задач и является показателем профессионального развития, фактором саморазвития, стимулирует самореализацию специалиста. Отечественные психологи В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышев отмечают, что компетентность – это научно-профессиональное качество, которое «предполагает наличие у него специального образования, широкой и специальной эрудиции, постоянное повышение им своей научно-профессиональной подготовки».

Авторы представляют компетентность в виде взаимодействующих и взаимопроникающих образований и раскрывают ее структуру, в которой выделяют: 1) профессионально-содержательный, 2) профессионально-деятельностный, 3) профессионально-личностный компоненты.

По мнению ряда авторов, понятие «компетентность» строится так, чтобы оно, с одной стороны, могло ассимилировать новые открытия, касающиеся человеческого познания и практики, а с другой, позволяло определять образовательные требования для каждого типа образовательных систем.

Физическое воспитание в учреждениях начального профессионального образования рекомендуется проводить в соответствии со стандартом образования для образовательных школ, что, на наш взгляд, не решает проблему повышения качества образования и формирования компетентного учащегося профессионального училища в области физической культуры. Сравнивая цели и задачи, представленные в комплексе ГТО и временном государственном образовательном стандарте по физической культуре 1993 и 2004 годов, мы видим, что понятие компетентности встречается в стандарте 2004 года. При этом не раскрывается сущностная характеристика, структура, содержание и методика формирования компетентности в области физической культуры учащихся. По мнению авторов и разработчиков (А.П. Матвеев и др.) современного варианта стандарта по физической культуре, выпускники школы должны приобрести следующие компетентности:

оздоровительно-реабилитационная компетентность;

двигательная компетентность;

компетентность в сфере самоконтроля и индивидуального физического

По нашему мнению, выпускники учреждений начального профессионального образования должны обладать компетентностью в области физической культуры, состоящей из компонентов, которые можно обозначить в следующем порядке: компетентность в области физической рекреации; компетентность в области физической реабилитации; компетентность в области общей физической подготовки; компетентность в области профессионально-прикладной физической подготовки; компетентность в области военно-прикладной физической подготовки; компетентность в области спортивной деятельности.

Мы предлагаем рассматривать компетентность учащегося профессионального училища как способность и желание выполнять физкультурно-спортивную деятельность на основе полученных знаний, умений и навыков с обязательным получением результата, соответствующего требованиям учебной программы и другим нормативным документам.

Компетентность в области физической культуры учащихся профессиональных училищ необходимо рассмотреть более подробно.

Компетентность в области физической рекреации можно определить как обладание необходимым багажом знаний о влиянии на организм средств физической культуры, способностью организовывать самостоятельные занятия по восстановлению работоспособности, осуществление активного отдыха с использованием средств физической культуры и получение удовольствия от этого процесса.

Компетентность в области физической реабилитации мы рассматриваем как обладание знаниями о влиянии физических упражнений на восстановление утраченных функций организма; владение умениями и навыками оказания первой доврачебной помощи, а также проведения комплексов восстановительных упражнений при различных заболеваниях.

Компетентность в области общей физической подготовки учащихся подразумевает знание особенностей развития двигательных качеств в сенситивных периодах, сформированность основных двигательных умений и навыков в области физической культуры, организацию и проведение самостоятельных занятий по физической культуре, посещение секций, ведение здорового образа жизни.

Основной целью образовательного процесса профессиональных училищ является подготовка рабочих различных специальностей. Исходя из этого, основной задачей физического воспитания в профессиональных училищах является формирование для избранной специальности профессионально важных двигательных умений, навыков и физических качеств. Специфика данного направления в физическом воспитании раскрыта в предложенном нами определении компетентности в области профессионально-прикладной физической подготовки.

Компетентность в области профессионально-прикладной физической подготовки включает знание требований предстоящей трудовой деятельности к уровню физической подготовленности; умение организовывать и выполнять комплексы производственной гимнастики; сформированность специальных двигательных умений и навыков, необходимых для высокой производительности труда; способность выполнять профессиональные функции в неблагоприятных и экстремальных условиях.

Большинство выпускников учреждений начального профессионального образования являются потенциальными призывниками в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, что накладывает дополнительные требования к уровню подготовленности учащихся профессиональных училищ. Физическая подготовленность как результат является необходимой базой для успешного прохождения воинской службы.

Компетентность в области военно-прикладной подготовки включает знание особенностей воинской службы и требований к развитию физических и психических качеств; сформированность специальных двигательных умений и навыков, физических качеств, необходимых для выполнения задач, поставленных перед солдатом срочной службы; способность выполнять двигательную деятельность в экстремальных условиях (опасность, меняющаяся обстановка, нестандартная ситуация, условия ограниченной видимости, пересеченная местность, неблагоприятные климатические условия, усталость, перегрузка и др.).

Bфессиональных училищ.

Компетентность в области спортивной деятельности мы рассматриваем как обладание знаниями о спортивной деятельности; умение осуществлять подготовку к спортивным соревнованиям; способность достижения максимальных спортивных результатов в ходе спортивных состязаний.

Во второй главе «Экспериментальное обоснование эффективности формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ» разрабатывается процессуальная модель формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ, обосновывается критериальный аппарат, методика исследования и дидактические условия процесса формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных

Учебный процесс физического воспитания в условиях начального профессионального образования как система являет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые объединяются для реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных, профессионально-прикладных, рекреационных, реабилитационных целей и задач. Эту систему отражает модель, которая создается в соответствии с закономерностями и принципами обучения и опосредована психолого-педагогическими условиями, необходимыми для реализации намеченных задач.

Разработанная процессуальная модель формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессионального училища относится к обобщенной модели процесса и представлена в настоящем исследовании четырьмя блоками: целевым, содержательным, деятельностным, результативным. Процесс формирования компетентности в области физической культуры у учащихся профессиональных училищ характеризуют цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации, результаты этой подготовки, образующие целостное педагогическое явление. Немаловажное значение отводится мотивации, как фактору, оказывающему влияние на отношение и соответственно физкультурно-спортивную деятельность в рамках компетентностного подхода учащихся профессиональных училищ.

Первый блок модели формирования физкультурной компетентности учащихся профессиональных училищ включает цель, которая выражается в формировании компетентности в области физической культуры учащихся ПУ путем присвоения и использования ценностей физической культуры и спорта как средства, способствующего длительному сохранению работоспособности, профилактике заболеваний, подготовке к трудовой, военной деятельности, профессионально-личностному развитию.

Второй блок формирования физкультурной компетентности – содержательный, включающий не только способы двигательной деятельности, но и соответствующие научные знания, предложенные в теоретическом курсе «Физкультурные компетентности учащихся профессиональных училищ», основной целью которого является формирование физкультурных знаний, методических и практических умений прикладного характера. Учебный материал сгруппирован по шести направлениям - физической рекреации, реабилитации, общефизической, профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивной подготовки. Преподавание основано на концентрической последовательности изложения учебного материала. Реализация осуществляется как в урочное, так и в неурочное время.

Введение курса «Физкультурные компетентности учащихся профессиональных училищ» не является основанием для отказа от преподавания теории физической культуры, заложенной в стандарте и программе физического воспитания.

Изучение данного курса позволит углубить знания учащихся в области физической культуры. Кроме этого, материалы содержат практические задания, направленные на формирование компетентности в физической рекреации и физической реабилитации. Они будут способствовать осознанию особенности формирования двигательных умений и навыков, воспитания двигательных способностей в процессе физического воспитания, использования физической культуры как средства, способствующего профессиональной и военной деятельности. В то же время содержание имеет выраженный прикладный характер.

Другим немаловажным аспектом содержательного компонента выступает разработанная в ходе исследования авторская программа физического воспитания учащихся профессиональных училищ. К ее особенностям следует отнести личностные предпочтения учащихся к видам и формам физической культуры, социально опосредованные детерминанты, определяющие содержание физкультурного образования.