DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 07.02.2008

Материалы

загрузка...

Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи

Кузина Светлана Владимировна, 07.02.2008

 

Теоретические аспекты массовой коммуникации в контексте других наук и ее воздействие на аудиторию рассматривались в трудах таких российских исследователей как В.Ю. Борев, Ю.П. Буданцев, Е.В. Горбачева, Л.М. Землянова, В.П. Майкова, Г.С. Мельник, И.С. Мелюхин, М.М. Назаров, Л.В. Петров, Э.А. Поздняков, Г.Г. Почепцов, Б.М.Сапунов, Е.В.Суслов, И.А.Федякин. За рубежом изучению и анализу деятельности СМИ, их месту в социокультурных и политических процессах уделялось значительное внимание. Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали Р. Барт, Н. Винер, Г. Гербнер, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер, Г. Шиллер и др. Их выводы и результаты позволили глубже раскрыть взаимосвязь между СМИ и обществом, властью и человеком, показали необходимость следующего этапа развития научной мысли в современных

В работах М.К. Горшкова, И.М. Дзялошинского, В.Д. Попова, Соловьева А.И., Л.Н. Тимофеевой, А.В. Шевченко представлены основные политологические подходы к определению СМИ как подсистемы и инструмента в социально-политической системе общества. Социально-гуманитарная составляющая государственной информационной политики, разработанная на кафедре информационной политики РАГС, представлена трудами Н.П. Араповой, В.В. Воробьева, Т.Г. Добросклонской, П.Н. Киричек, С.В. Коновченко, К.В. Маркелова, Л.И. Мухамедовой, В.Д. Попова, В.В. Силкина, А.В. Шевченко. Особый акцент делается на то, что эффективность государственной информационной политики определяется степенью согласованности в удовлетворении интересов государства и информационных потребностей общества. Большое значение придается в диссертации социально-информациологическому и социокоммуникативному подходам, позволившим рассмотреть информацию как источник политической социализации и фактор формирования политического сознания молодежи.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме воздействия СМИ на сознание, показал, что область интереса исследователей смещена в сторону прикладного характера, в то время как исследований, посвященных рассмотрению мировоззренческого значения информационного воздействия на сознание и поведенческие установки учащейся молодежи, формировании политического сознания, образовательной роли СМИ, пока недостаточно. В современных условиях явно назрела необходимость в консолидации усилий политологов, педагогов и психологов государства для разработки и внедрения иных, более перспективных методов развития политической и медийной культуры подрастающего поколения. Воздействие СМИ на учащуюся молодежь как самодостаточную возрастную когорту в качестве самостоятельного объекта исследования отечественными учеными практически не изучалось. В отечественной литературе нами не обнаружено достаточно социологической информации о современных особенностях политического сознания и поведенческих установках учащейся молодежи, формируемых средствами массовой информации.

Для современной науки важно осмысление феномена манипулирования сознанием молодежи, поскольку с политологических и журналистских позиций это позволяет перевести проблему противодействия воздействию из ряда локальных в разряд государственных задач, требующих своего кардинального решения на уровне проводимой государственной информационной политики.

Научно-практической проблемой, рассматриваемой в диссертации, является несоответствие государственно-политической практики воздействия на молодежь как стратегический ресурс развития общества объективным законам и закономерностям сбалансированности потенциалов и функций социально-политических институтов в политической социализации подрастающего поколения граждан.

Научной задачей диссертации является применение к исследованию указанной проблемы методологической и методической базы социальной информациологии как объясняющей и прогнозирующей процессы политической социализации учащейся молодежи с целью выявления возможностей обеспечения эффективной государственной молодежной информационной политики.

Объект исследования: политическая социализация учащейся молодежи.

Предмет исследования: принципы, каузальные зависимости и механизмы влияния средств массовой информации на политическое сознание учащейся

Цель работы: выявить причинно-следственные связи доминирования средств массовой информации среди институтов политической социализации учащейся молодежи и разработать механизмы регулирования влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведенческие установки учащейся молодежи в рамках государственной информационной молодежной политики.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:

- на теоретическом и методологическом уровне обосновать необходимость изучения проблем политической социализации учащейся молодежи;

- выявить и уточнить основные социальные параметры молодежи с позиций социальной информациологии, медиалогии и политической науки;

- определить концептуальные подходы к исследованию основных компонентов политической социализации – общественного сознания и поведенческих установок подростков и юношества;

- исследовать взаимосвязи и взаимоотношения основных социальных и социально-политических институтов, влияющих на политическую социализацию учащейся молодежи;

- выявить причины, влияющие на формирование ресурсов конкурирующих субъектов политической социализации и определяющих доминирование СМИ как социально-политического института;

- определить императивы и функции государственной молодежной информационной политики в гармонизации взаимодействий институтов политической социализации молодежи.

Теоретико-методологические основы исследования. В связи с междисциплинарным характером исследования в работе используются методы, общие для социальной и политической психологии (социально-психологическое наблюдение, экспертных оценок), сравнительной политологии (анализ официальных материалов, политических ситуаций и текстов), социологии (социологический опрос, стратификационный анализ, метод изучения потребностей, кибернетический метод (внешнее управление, регулирование прямых и обратных связей), психолингвистики (контент-анализ элементов коммуникативного процесса), социальной философии (системный метод, методы анализа и синтеза, ориентированные на изучение проблематики как комплексного явления).

Субъектно ориентированный подход в совокупности с рефлексивной парадигмой дал возможность выделить среди молодежи индивидов, участвующих в процессе формирования будущей стратегической элиты России, - активную политическую молодежь. Использование конфликтологической парадигмы позволило рассмотреть позицию СМИ в соперничающих потоках политической социализации молодежи. Педагогические теории позволили раскрыть особенности и специфические черты молодежи, обретающей свойства политической субъектности в процессе обучения.

В качестве специального подхода при исследовании информационных потребностей молодежной аудитории использован социально-информациологический. Он позволяет рассмотреть возможности удовлетворения информационной потребности учащейся молодежи на основе сущностных характеристик информации в синтезе биологической, социальной, политической, психологической, культурной составляющих.

В основу исследования положены идеи крупнейших мыслителей прошлого и современности, а также факты и события реальной социально-политической жизни России.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, регулирующие сферу информационно-политических отношений, молодежной политики и образования; концепции и программы информационной политики, развития информационной сферы, материалы телевидения, периодической печати и Интернета, а также образовательные программы.. Проведен вторичный анализ результатов социологических исследований Института социологии РАН, ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение», Левада-Центра, РОМИР-мониторинга, а также материалы по реализации молодежной информационной политики в Ханты–Мансийском автономном округе в 2002-2004 гг. Автором проведено собственное обширное социологическое исследование массмедийных, социокультурных и политических предпочтений молодежи (опрошено 1240 человек в Москве, Новосибирске и Новосибирской области, 2006-2007гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основным интегральным методом определения опосредованных и отдаленных отношений, действующих в ряду генетических связей между фазами развития человека (в частности, его молодости) в процессе политической социализации, детерминированной массово-коммуникативными воздействиями, является социально-информациологический подход – специфический метод познания информационно-коммуникативных зависимостей в сложных и сверхсложных системах в онтологической целостности их биологических, психических, социальных, психологических свойств и характеристик.

2. Основным показателем, влияющим на качественные изменения сущностных характеристик молодежи, непосредственно связанных с определением содержания политической социализации подрастающего поколения, является возрастная стратификация. Взаимозависимость возраста (биологического, психологического, культурного, социального) и социальных возможностей личности опосредована информационно-коммуникативным взаимодействием индивида со средой. Существенные параметры молодежи как объекта политической социализации устанавливаются в пределах специфического возраста и подвозраста молодежи – информационного и политического.

3. Участвуя в конкурентной борьбе с другими социальными институтами - агентами политической социализации молодежи, средства массовой информации занимают доминирующую позицию вследствие функционально-целевой интервенции и вытеснения значимых субъектов социализации на периферию духовно-культурных и социально-политических отношений.

4. Государственная молодежная информационная политика в информационном обществе концептуализируется на следующих функциональных принципах в сфере политической социализации учащейся молодежи: отражение (закрепление) исторических изменений отношений социальных связей, обусловленных состоянием социального и политического мира в информационную эпоху; социальное измерение молодежи как формирующегося ресурса исторического развития страны, носителей социального, находящихся на определенном уровне общественного сознания, обладающими способностями продуцирования специфических форм субкультуры и общественного мнения; дифференцированное информационное воспитательное воздействие общества на молодежь при установленном приоритете на взаимодействие с обеспечением определенной функциональной массмедийной структуры как подсистемы, обладающей соответствующими системными свойствами.

Основные научные результаты, полученные лично автором:

1. Проведено согласованное методологическое исследование возможностей применения социально-информациологического подхода к познанию структурно-функциональных особенностей молодежи по критерию возраста как основной дифференцирующей характеристики данной страты. Разработана концептуальная модель расширения тезауруса политической социализации за счет исследовательского инструментария социально-информациологической парадигмы.

2. Сформулировано понятие информационного возраста как существенной характеристики молодежи: это период ускоренного усвоения информационных элементов новейшей общественной среды путем повышения скорости приращения информации и расширения ее разнообразия источников на основе коммуникации. Информационный возраст определяет степень информационной зрелости человека, раскрывает меру информационной самостоятельности данной возрастной группы. Основной качественный показатель – уровень информационной культуры, который устанавливается по умению человека адекватно формулировать свою потребность в информации, находить ее, перерабатывать, отбирать, оценивать, создавать качественно новую.

3. Выделен политический подвозраст, определяемый как условие и информационно-психологическая среда, в которой происходит политическая социализация учащейся молодежи. Он характеризуется наличием у индивида информационных, психических и психологических механизмов, необходимых для достижения молодым человеком политической зрелости (усвоение основ политической культуры, сформированность политического сознания, обретение знаний и навыков политической активности и поведения), что указывает на способность молодежи участвовать в политических процессах и влиять на политическую ситуацию в стране.

4. Уточнено содержание денифиции «сознание учащейся молодежи» как динамической фазы становления общественного сознания, характеризующегося индивидно-средовой интеграцией чувственно-эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов под воздействием институтов социализации молодого человека, находящейся на стадии обучения в основной, средней школе, в средних и высших учебных заведениях.

5. Выделен подуровень политического сознания учащейся молодежи, которое является результатом усвоения в процессе обучения знаний о политике, политической системе, ее институтах, функциях, политическом процессе, технологиях, принципах и нормах политического поведения, принятия идеалов, ценностей, моделей поведения, присущих политической культуре того или иного общества, а также выражения отношения к политической реальности, и разнообразные способы их выражения. Политическая социализация органично связана с политическим сознанием как механизмом ее реализации.

6. Установлено, что субъектная включенность подростка, юноши или девушки в процесс обучения, имеющем обширные информационно-коммуникативные связи с иными процессами социализации, есть ведущая деятельность, создающая определенные условия не только для моделирования внешней среды, но и активного субъектно-средового обмена, в том числе в процессе политической социализации.

7. Разработаны концептуальные модели согласований и разрешения противоречий, возникающих в сознании молодого человека под воздействием СМИ в процессе политической социализации, рекомендуемые органам законодательной и исполнительной власти в качестве механизмов реализации молодежной информационной политики: 1) авторская модель разрешения внутриличностных противоречий, возникающих под воздействием СМИ; 2) переработанная и дополненная схема рефлексивного развития и программирования (С.Л. Рубиншнейн, В.Е. Лепский) на основе базовых способов существования человека как субъекта жизни с определением места и роли средств массовой информации как доминирующего субъекта влияния на политическую социализацию.

8. Разработаны концептуальные рекомендации совершенствования государственной информационной политики в молодежной сфере.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- доказана возможность и необходимость расширения исследовательской базы политической социализации за счет применения социально-информациологического и социокоммуникативного подходов;

- показано, что применение различных комбинаций совокупности методического инструментария социально-информациологического подхода в соответствии с целями государственной информационной политики позволяет выявить особенности и специфику информационно-коммуникативного, культурно-генетического, социально-политического насыщения периода молодости как ресурса эффективности ее продуктивной реализации в качестве стратегического ресурса общественно-государственного развития;

- дано определение понятия «политическое сознание учащейся молодежи», уточнено определение «сознание учащейся молодежи»;

- введены в исследовательское пространство понятия «информационный возраст», «политический возраст»;