DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 06.10.2007

Материалы

загрузка...

Подготовка будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений

Леонтьева Александра Владимировна, 06.10.2007

 

Леонтьева Александра Владимировна

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ

ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Специальность 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Майкоп ? 2007

Работа выполнена на кафедре общей и социальной педагогики Адыгейского государственного университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

доктор биологических наук, профессор

Чермит Казбек Довлетмизович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Петьков Валерий Анатольевич,

кандидат педагогических наук, доцент Синицын Юрий Николаевич

Ведущая организация: Воронежский государственный

педагогический университет

Защита состоится 21 мая 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.

Автореферат разослан 21 апреля 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

М.Р. Кудаев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Большинство проблем детей (отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, дезадаптация, обострение психосоматических и социальных болезней и т.п.), особенно обострившихся в последнее время, спровоцированы влиянием негативного опыта семейных отношений, в первую очередь нарушениями детско-родительских отношений. Проблемы в отношениях человека с родителями связаны с трудностями в общении с другими людьми и в более позднем возрасте могут быть перенесены в собственные семьи и отражаться в профессиональной деятельности (А.И. Захаров, 1995; А.Г. Лидерс, 2004; Г. Хоментаускас, 1985; Л.Б. Шнейдер, 2000; Т.И. Шульга, 2005; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий, 2001 и мн. др.).

Работу с проблемами взаимоотношений поколений в различных категориях семей на современном этапе должны осуществлять высококвалифицированные, профессионально подготовленные кадры, владеющие знаниями о семье, семейном воспитании, специфике внутрисемейных отношений, их динамике, способные применять адекватные методы, приемы и современные технологии. В их числе – социальные педагоги, реализующие задачи оказания помощи людям и семьям в решении вопросов взаимодействия. Деятельность по оптимизации детско-родительских отношений как помощь участникам в нахождении наиболее эффективных способов взаимодействия требует от социальных педагогов глубоких системных знаний, умений и навыков в различных видах социально-педагоги-ческой и психологической работы: умение находить эффективные средства и способы взаимодействия с детьми и родителями, восстанавливать семейные системы, культивировать взаимопонимание в семьях, повышать психологическую и педагогическую грамотность родителей, совершенствовать воспитательный потенциал семьи, помогать налаживать нарушенные отношения между членами семьи (ГОС ВПО специальности 031300 Социальная педагогика, утв. 31.01.2005; М.В. Шакурова, 2002; Т.В. Лодкина, 2003; Н.М. Сажина, 1999 и др.).

В процессе подготовки будущих социальных педагогов должны быть реализованы профессиональное (знания об особенностях детско-родительских отношений, мотивированное стремление к совершенствованию деятельности по оптимизации детско-родительских отношений, умения, навыки и опыт взаимодействия с ребенком и его родителями, рефлексивные способности специалиста) и личностное (оптимизация, совершенствование, повышение эффективности их собственных значимых отношений и отношений студента с его собственными родителями) направления подготовки к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений. Существующая же в вузе система обучения социальных педагогов на данный момент слабо реализует первое и совершенно не предполагает участие в реализации второго направления.

Общие теоретико-методологические аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров и специалистов социальной работы представлены в трудах И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, Ю.Н. Кулюткина, Н.П. Клушиной, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.

Вопросы подготовки социальных педагогов рассматриваются в работах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, В.Н. Гурова, Л.В. Мардахаева, Г.В. Мухаметзяновой, В.Ш. Масленниковой, А.В. Мудрика, Н.И. Никитиной, Л.Я. Олифиренко, М.М. Плоткина и др. На диссертационном уровне изучены некоторые проблемы подготовки социальных педагогов к различным аспектам социально-педагогической деятельности (О.В. Богатырева, 2006; Ю.Н. Галагузова, 2001; Е.С. Головина, 2005; Т.В. Горбунова, 2005; Е.Б. Кириченко, 2003; Е.П. Кузнецова, 2006; Е.Ю. Максимова, 1999; Л.С. Пехова, 1998; А.В. Попова, 2006; О.С. Тоистева, 2003; В.А. Черников, 2006 и др.).

Имеются работы, посвященные непосредственной подготовке будущих специалистов (педагогов) к работе с семьей (Т.Е. Быковская, 2005; М.В. Жукова, 2001; Н.П. Клушина, 1995; Т.А. Савченко, 2004; А.А. Терсакова, 2003; М.М. Шубович, 2003 и др.). В исследованиях Л.А. Беляевой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.В. Мардахаева, Л.Я. Олифиренко, Е.И. Холостовой разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути социальной и социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи семье. Вместе с тем дефицит исследований, касающихся особенностей работы социального педагога с семьей, детьми и родителями и подготовки будущих специалистов к данному виду деятельности, вызывает повышенный интерес исследователей к данной проблеме (Н.М. Ахмерова, 2004; С.А. Беличева, 2006; Т.Э. Галкина, 2006; В.Н. Гуров, 1997; Е.В. Гурова, 2005; И.Н. Евграфова, 2001; В.В. Зритнев, 2003; Т.В. Лодкина, 2003; И.Н. Пономарева, 2004; В.В. Ремезова, 2001; Э.И. Сахапова, 2006 и др.).

Вышеназванные работы имеют важное теоретическое и практическое значение, однако в них авторы не ставили своей целью специально рассмотреть проблему подготовки будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений, тогда как решение этой задачи существенно повысило бы эффективность работы будущего специалиста.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы высшей школы позволил выявить ряд научных противоречий, требующих разрешения,

наличием определенного опыта подготовки социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений и отсутствием его научного осмысления;

квалификационными требованиями ГОС к профессиональной подготовленности будущих социальных педагогов и содержанием профессиональной подготовки в

необходимостью формирования у будущих социальных педагогов умений, адекватных требованиям профессии в плане оптимизации детско-родительских отношений, и отсутствием в современной системе подготовки социальных педагогов научно обоснованного содержания и технологического обеспечения этого процесса.

Потребность в разрешении этих противоречий определяет актуальность темы исследования: «Подготовка будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений». Суть проблемы исследования заключается в том, как осуществить эффективную подготовку будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений, отвечающую современным требованиям.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать эффективную систему подготовки студентов – будущих социальных педагогов к оптимизации детско-родительских отношений.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к взаимодействию с семьей.