DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Административно-правовой режим земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Топорков Денис Иванович, 06.09.2010

 

- исследование особенностей государственного планирования и контроля за использованием земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- выявление административно-правового механизма приобретения и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

- выявление актуальных проблем совершенствования механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности и предложение путей их

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Предметом исследования являются нормы административного права, с помощью которых реализуется механизм административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить юридические особенности административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Анкетирование 24 специалистов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) на тему «Система правового регулирования государственной и муниципальной собственности на землю в России», выявившее проблемы разграничения государственной и муниципальной собственности на землю (ноябрь 2006 г.).

2. Исследование в виде опроса 17 сотрудников Министерства природных ресурсов РФ на тему «Определение административно-правового режима земель, находящегося в муниципальной собственности: проблемы и пути их решения», результатом которого стал вывод о том, что возникновение и формирование государственной и муниципальной собственности является незавершенным процессом, реализовать который можно с развитием законодательства и рыночных реформ (апрель 2007 г.).

3. Исследование в виде Интернет-анкетирования 65 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Проблемы совершенствования административно-правового регулирования разграничения государственной и муниципальной собственности: взгляд со стороны депутатского корпуса», выявившего основные направления законодательной работы по устранению пробелов в российском законодательстве, касающихся оснований разграничения публичных форм собственности (октябрь-ноябрь 2007 г.).

4. Изучение судебной практики по земельным спорам о принадлежности земель к государственной или муниципальной собственности, а также особенностям разграничения государственной и муниципальной собственности на землю в Российской Федерации (январь-февраль 2008 г.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых научных исследований, посвященных изучению юридической природы административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в современных социально-экономических условиях развития Российской Федерации.

В работе исследуются основания и порядок отнесения земель к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также содержание и признаки административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также его соотношение с административно-правовыми режимами земель иных категорий.

Определены современное состояние механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Обоснована четырехуровневая система законодательства об административно-правовом регулировании земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Диссертантом, в целях выявления административно-правовых оснований разграничения государственной и муниципальной собственности на землю, сделан вывод о необходимости учета разграничений в самой государственной собственности, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемы - федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ.

В работе обоснована необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также предложено принятие Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:

1. Вывод о том, что административно-правовыми основаниями отнесения земель к собственности РФ и субъектов РФ являются: а) поступление в федеральную собственность или собственность субъекта РФ имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику; б) отчуждение недвижимого имущества помимо воли собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится; в) разграничение государственной собственности на собственность РФ и собственность субъектов РФ;

2. Вывод о том, что административно-правовыми основаниями отнесения земель к собственности муниципальных образований являются: а) передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности муниципальным образованиям при приватизации государственных предприятий; б) передача имущества государственных предприятий, не подлежащего приватизации, муниципальным образованиям; в) обращение в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей (находки, безнадзорные животные); обращение в собственность самовольной постройки в черте муниципального образования.

3. Вывод о том, что под административно-правовым режимом земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, следует понимать специфический, установленный нормативными правовыми актами, порядок деятельности уполномоченных государственных органов РФ и субъектов РФ, а также муниципальных образований в сфере определения принадлежности и порядка целевого и функционального использования

4. Вывод о том, что система законодательства об административно-правовом регулировании земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, является четырехуровневой:

1 уровень (конституционный): ст.ст. 8, 9, п. "д" ст. 71, п. "г" ст. 72, 114, 130, 132, 133 Конституции РФ 1993 г.;

2 уровень (федеральный), который условно можно подразделить на два подуровня:

а) кодифицированные нормативные правовые акты РФ: Гражданский кодекс РФ (ст. 209, 214, 215); Земельный кодекс РФ (ст. 6, 7, 16, 17); Лесной кодекс РФ (ст. 19), Водный кодекс РФ (ст. 35, 36);

б) некодифицированные нормативные правовые акты РФ: федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 14 марта 1995 г. № 33-Ф3 «Об особо охраняемых территориях» и др.

3 уровень (ведомственный): подзаконные нормативные правовые акты РФ, к числу которых, в частности, относятся постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности», от 29 апреля 2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; письмо Рособразования от 21 ноября 2007 г. № 16-55-438ИН/02-12 «О заключении договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности»;

4 уровень (региональный): нормативные правовые акты субъектов РФ, к числу которых, в частности, относятся Закон Челябинской области от 28 января 1999 г. № 63-ЗО «О государственных и муниципальных землях Челябинской области»; распоряжения Правительства Москвы от 8 октября 2007 г. № 2229-РП «О передаче в федеральную собственность объектов культурного наследия федерального значения – «Комплекс Лютеранской кирхи, 1905 г., арх. Коссов В.» и «Палаты Мазепы, XVII в.» по Старосадскому пер., д. 7/10 (Колпачному пер., д. 10/7), стр. 2-4, 6-10», от 1 сентября 2006 г. № 1715-РП «Об организации комплексной жилой застройки на земельных участках, передаваемых из федеральной собственности в собственность города Москвы в рамках реализации программы по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» и др.

5. Для выявления административно-правовых оснований разграничения государственной и муниципальной собственности на землю необходимо учитывать разграничения в самой государственной собственности, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемы - федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ. Они представляют собой два самостоятельных объекта управления с присущими им общими закономерностями, свойственными системе государственной собственности в целом, а также специфическими признаками, заключающимися, прежде всего, в особом составе участников со стороны собственника, а также в составе объектов, входящих в государственную собственность соответствующего вида.

6. Государственное планирование и контроль за использованием земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являются основными формами организации эффективного механизма административно-правового управления данными землями, реализуемого для решения задач, стоящих перед государством и муниципалитетами, путем правильного использования земель в хозяйственной деятельности публичных образований, извлечения прибыли и направления ее в бюджеты всех уровней.

7. Вывод о том, что существующая система управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности нуждается в совершенствовании с помощью: формирования реестра государственной недвижимости; законодательно урегулировать права пользователя недвижимостью и полномочия государства как собственника недвижимости (которые в настоящее время осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени); определения прав государства на объекты недвижимости.

8. Вывод о том, что в целях эффективного управления и распоряжения государственными и муниципальными землями необходимо решить следующие

а) провести полную инвентаризацию земель государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему учета земельных

б) повысить эффективность управления государственными и муниципальными землями с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления землями;

в) классифицировать государственные и муниципальные земли по признакам, определяющим специфику управляющих ими субъектов и специфику самого механизма управления и распоряжения ими;

г) обеспечить контроль над использованием и сохранностью государственных и муниципальных земель;

д) обеспечить регулярные поступления доходов в бюджеты всех уровней и более эффективно использовать имеющиеся государственные и муниципальные

9. Заключение о необходимости принятия Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

В данном Законе необходимо урегулировать порядок передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно. При этом целесообразно при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, имеющих местное значение, не предусматривать согласование перечней передаваемых объектов с субъектом РФ. Согласование субъекта РФ предусматривается в отношении лишь тех объектов, которые могут быть переданы в целях обеспечения комплексного социально- экономического развития муниципальных образований.

государственной и муниципальной собственности, во-вторых, развивают и дополняют понятийный материал, на котором строится изучение дисциплин «Административное право Российской Федерации» и «Земельное право Российской Федерации».

Предложения автора по принятию Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» способствуют упорядочиванию законодательства о порядке передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно.