DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Взаимодействие государства и бизнеса в культурной политике россии

Белозор Алина Федоровна, 06.08.2008

 

БЕЛОЗОР Алина Федоровна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

(культурология)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре культурологии и деловых коммуникаций

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте РФ»

Научный руководитель: Егоров Владимир Константинович,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Шендрик Анатолий Иванович,

социологических наук, профессор

Зиятдинова Юлия Ефимовна,

кандидат культурологии

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы», кафедра философии

Защита состоится 3 июня 2008 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Федеральном государственном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84 (I уч. корпус, ауд. 3330).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Объявления о защите и автореферат соискателя опубликованы 29 апреля 2008 года на официальном сайте Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Защита диссертации» www.rags.ru

Автореферат разослан 29 апреля 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор

философских наук, профессор Г.Д.Чесноков

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная культурная ситуация в России характеризуется, с одной стороны, сильным давлением на культурную самоидентичность внутренних и заимствованных дифференцирующих проблем, с другой – культивированием архаических, медленно меняющихся механизмов реализации культурной политики, которая не получает инновационного импульса, а предпринимаемые меры не всегда результативны. При этом в условиях недостаточности организационных, правовых, финансовых ресурсов культурная политика, в основном ориентируется на государство, не допуская в эту сферу инновационные, мобильные, эффективные механизмы рынка, и, не делегируя отдельные свои функции на исполнение бизнесу и некоммерческому сектору. И что особенно важно, критика отечественной культуры в течение длительного времени подменяла поиск путей ее

Осмысление теоретического и фактологического материала, раскрывающего творческие возможности российского общества, свидетельствует о том, что от критики необходимо перейти к более взвешенной оценке состояния культуры, исследованию ее роли в развитии современного общества, к модернизации огромного культурного потенциала страны и его ориентацию на устойчивое развитие.

Позитивная практика показывает, что культурная политика, основанная на взаимодействии государства и бизнеса, их взаимной ответственности за устойчивое развитие общества, сегодня активно используется в зарубежном государственном управлении. В Российской Федерации это сотрудничество до настоящего времени не получило достаточного развития.

В этой связи вопрос о новых аспектах, направлениях государственной культурной политики для России приобретает особую актуальность и требует тщательной концептуальной проработки. Культурная политика - это совокупность научно обоснованной концепции, нормативно-правовых и практических действий государства, направленных на устойчивое социокультурное развитие общества.

Можно утверждать, что появившиеся положительные тенденции в культурных процессах все еще недостаточны для преодоления культурной инерции. Накопившиеся проблемы требуют своего разрешения путем формирования инновационной культурной политики, и важное место здесь может занять государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство в сфере культуры – это равноправное сотрудничество институтов государства и бизнеса по решению социокультурных задач в целях повышения качества жизни и всестороннего развития человека.

Бизнес, заняв доминирующее положение во многих сферах государственной и общественной жизни, оказался практически не незадействованным в посткризисном становлении отечественной культуры, а его серьезный экономический и инновационный потенциал до сих пор здесь не востребован.

При кажущейся ясности вопроса в научных разработках не сформировано единого подхода к данной проблематике. Требуется дальнейшее уточнение концепции и форм реализации культурной политики, места государственно-частного партнерства в этом процессе. Существенным является то, что отечественной наукой и государством не выработана принципиальная позиция по определению и закреплению государственно-частного партнерства в сфере культуры. Это ориентирует нас на поиск такой модели культурной политики, которая характеризовалась бы высокой инновационностью и эффективностью в разрешении проблем культуры.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

- особенностями социокультурной ситуации, связанной с недостаточностью ресурсного обеспечения сферы культуры, когда партнерство государства и бизнеса становится важнейшим инструментом решения социокультурных проблем и построения в стране цивилизованного гражданского общества;

- важностью формирования адекватных современным культурным реалиям подходов к реализации культурной политики, содержащих эффективные механизмы исполнения;

- необходимостью выработки государством принципиальной позиции по определению и закреплению модели государственно-частного партнерства в сфере культуры, уточнения его места в решении задач культурной политики и создания условий для его развития;

- насущной задачей повышения эффективности реализации культурной политики, учета взаимных ожиданий бизнеса и культуры, выявления проблем взаимодействия и диалога, а также факторов успеха субъектов партнерства.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к исследованию культурной политики в России и за рубежом и к самой культуре в аспекте ее роли в общественном развитии.

При обращении к современным зарубежным исследованиям можно отметить, что в последнее десятилетие роль и функции культурной политики стали переосмысливаться в свете тех задач, с которыми человечество сталкивается с конца прошлого тысячелетия. Важнейший вклад в углубленную разработку проблем культурной политики вносит ЮНЕСКО, в частности благодаря деятельности Всемирной комиссии по культуре и развитию. Позиции, которые нашли отражение в докладе Всемирной комиссии по культуре и развитию «Наше творческое разнообразие», всемирных докладах по этой проблематике, материалах ряда международных конференций по культурной политике, которые отражают роль культуры в современном обществе, столкнувшемся с проблемами глобального масштаба, и ставят задачи современной культурной политики.