DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ СИНДРОМА РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА

МОХАМЕД ГАМАЛ ЕЛДИН МАНСУР АЛИ ГАМАЛ МАНСУР АЛИ, 06.07.2012

 

Проведена оценка исходного вегетативного тонуса с помощью таблицы признаков (разработанной А.М.Вейном, модифицированных для детей Н.?А.?Белоконь, 1987). Для характеристики исходного вегетативного тонуса всем больным проведено исследование кардиоинтервалографии (КИГ).

Нами был оценен индекс напряжения (ИН) в условных единицах. ИН - суммарный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма.

Полученные показатели сравнивали с нормальными величинами и результатами полученными у здоровых детей данных возрастных групп (Куберг М. Б. с соавт., 1985). Величина ИН менее 30 УЕ рассматривался как ваготония, ИН от 30 до 90 УЕ, оценивался как эйтония, ИН от 91 до 120 УЕ интерпретировался как симпатикотония, а ИН выше 120 УЕ как гиперсимпатикотония.

Эндоскопическое исследование также проводилось натощак на аппаратах Pentax FG – 24V, 24W или Fujinon FG – 1Z. При выполнении ЭГДС была проведена подробная оценка моторных нарушений и морфологических изменений слизистой оболочки верхних отделов ЖКТ.

Ультразвуковое исследование проводилось натощак на аппаратах Acuson 128XP/10 или ESAOTE BIOMEDICA AU 4 Idea.

Рентгенологическое исследование кишечника проводилось на аппарате APELEM S.A. 30035 NIMES. В качестве контрастного вещества использовали суспензию сульфата бария, которая принималась за 15 часов до проведения исследования, исследование выполнялось натощак.

При проведении рентгенологического исследования уделялось особое внимание выявлению внутренних фенотипических признаков СРК.

Также учитывались другие патологии, по показаниям дети были консультированы специалистами (окулист, невропатолог, кардиолог, нефролог, оториноларинголог).

Обработку полученных данных проводили по общепринятым методикам вариационной статистики (критерия t Стьюдента - Г.Ф. Лакин 1973).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ анте- и интранатального анамнеза показал, что дети с СРК часто рождались от патологически протекавшей беременности и родов. У 106 (72,6%) детей отмечались различные неблагоприятные факторы. У значительного числа беременных – 89 (60,2%) отмечались явления токсикоза, у 47 встречалась угроза выкидыша (32,1%), слабость родовой деятельности - у 32 (21,9%). Несколько реже отмечалась анемия – у 27 (18,4%), преждевременные роды – у 22 (15,0%), гестозы – у 19 (13,0%) женщин.

Анализ антропометрических показателей при рождении у детей с СРК показал, что масса-ростовые характеристики достоверно не отличались от показателей здоровых детей.

(Таблица 1)

Основные антропометрические показатели при рождении у здоровых и больных детей.

Таблица 1

показатель группа детей Масса тела (г) Длина тела (см)

СРК 3325 ± 41,5 51,2 ±0,20

здоровые 3371 ± 20 51,2 ± 0,10

СРК 469 2,2

здоровые 486 2,4

СРК 14,2 4,5

здоровые 14,4 4,7

СРК 128 128

здоровые 607 607

М – среднее значение признака, m – его ошибка; ? – стандартное отклонение;

сw (%) – коэффициент вариации; n – число обследованных детей.

Из анамнеза известно, что в постнатальном периоде у детей с СРК выявлены следующие особенности ЦНС: синдром гипервозбудимости - повышенная возбудимость, тремор верхних и нижних конечностей, выраженные кишечные колики, синдром срыгивания и рвот, которые трактовались как ранние проявления синдрома вегето-висцеральных дисфункций. В группе детей с преобладанием запоров перинатальная патология и вегето-висцеральная дисфункция в анамнезе отмечены у 55,4 % что гораздо чаще (р<0,05), чем у детей с преобладанием диареи и смешанным типом течения СРК – 8,9 % и 2,7 % соответственно.

Было выявлено, что начало болезни или ее обострение у детей чаще всего было связано со стрессовыми воздействиями на ребенка (70,4%) и нарушением образа жизни (18,4%). Значительно реже среди психотравмирующих ситуаций у обследованных детей встречались: неопределенность перспектив трудоспособности и учебы, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, неудовлетворенность материальным положением семьи.

Нарушения взаимоотношений со сверстниками приводило к провокации заболевания у 14,4% детей, при этом ухудшение отношений с сотрудниками дошкольно-школьных учреждений приводило к появлению симптомов СРК только у 7,2% детей. Конфликты с родителями сопровождались обострением СРК у 20,8% детей, а развод или ухудшение взаимоотношений между родителями у 28% детей. В то время как изменения образа жизни (большое количество дополнительных обучающих программ, длительные поездки, сухомятка, редкие приемы пищи и т.д.) сопровождалось проявлениями СРК у 18,4% детей.

Необходимо отметить, что для всех обследованных было характерно отсутствие клинических проявлений СРК в ночное время. Но если у ребенка был нарушен сон, то после пробуждения у него могли появляться характерные для СРК жалобы.

Семейный анамнез отягощен по патологии желудочно-кишечного тракта у 98 (67,1 %) детей. Наиболее часто отмечались воспалительные заболевания верхних отделов пищеварительного тракта: хронические гастродуодениты у 60 (61,2%), язвенная болезнь у 10 (10,2%), гастроэзофагально-рефлюкснная болезнь у 12 (12,2%), а также панкреатиты у 8 (8,16%) больных. Также среди родственников были выявлены некалькулезные холециститы у 5, ЖКБ у 3, СРК у 11 пациентов.

В клинических анализах крови и мочи, кала на яйца глист, простейшие, соскобе на энтеробиоз, на кишечную группу и вирусы, диастазу мочи, РПГА на сальмонеллез иерсиниоз, дизентерию и тифо – паратифозную группы -патологических изменений не отмечено. В биохимическом анализе крови у 3-х больных выявлена гипербилирубенимия за счет прямого билирубина. Биохимический анализ мочи выявил оксалатурию у 21 (14%) ребенка.

При проведении УЗИ брюшной полости выявлено незначительное увеличение размеров поджелудочной железы у 30 (20,5%), гепатомегалия у 10 (6,8%), аномалию развития желчного пузыря у 6 (4,1%) детей.

Путем опроса и анкетирования выявлено, что начало болезни или ее обострение у 63 (43%) детей было связано со стрессовыми воздействиями. Стресс был обусловлен изменениями стереотипа жизни: конфликтами в образовательных учреждениях – 17 детей (12%), в результате напряженной обстановке в семье – 27 (19%), разводом родителей – 38 (26%), изменением стереотипа жизни (поступление в дошкольное учреждение, школу, окончание начальных классов, большое количество дополнительных обучающих программ, а так же нарушение режима и качества питания - отсутствие завтрака, сухоедение, дефицит жидкости) - у 23 детей (15,7%). (Таблица 2)

Психотравматическое воздействие на детей с различными вариантами СРК.

Таблица 2

Изменение стереотипа жизни I группа

n=98 II группа

n=13 III группа

Первое посещение дошкольного учреждения 6 4 3