DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 06.07.2007

Материалы

загрузка...

Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий

Тавровская Мария Владиславовна, 06.07.2007

 

n– ( процент негативных показателей.

Сравнительная характеристика данных констатирующего

и контрольного эксперимента

Критерии Нормы

оценивания Контрольная группа Экспериментальная группа

Констатирующий эксперимент Контрольно-оценоч-ный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольно-оценоч-ный эксперимент

Использование контента 2

балла 25 89,5% 28 98%

Использование программ (SOFT) 3

балла 18 79% 16 83%

Формирование содержания 4

балла 3 51% 4 68%

Готовность к удаленному обсуждению 5

баллов 2 32% 1 60%

Расхождение медиан +48 +64

Чтобы убедиться в достоверности и внутренней непротиворечивости проведенного исследования, достаточно сравнить результаты контрольно-оценочного этапа педагогического эксперимента с данными констатирующего этапа.

Вычисляем расхождение медиан по формуле:

R = (М(к – о) – (М(к).

Контрольная группа: R = 1% – (–49%) = 48%.

Экспериментальная группа: R = 18% – (–46%) = 64%.

Смещение медианы статистического распределения результатов констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе – 46% указывает на значительное отставание выборочной совокупности участников эксперимента от нормального распределения уровней достижений. После обучения по разработанной технологии распределения результатов контрольно-оценочного этапа смещено относительно нормы на 18% приводит к расхождению медиан в 64%.

Достоверность проведенного эксперимента подтверждается сравнением с аналогичными показателями контрольной группы. Если смещение медиан на констатирующем этапе эксперимента составило – 47%, то на контрольно-оценочном +1%. Соответствующее расхождение медиан составляет

Сравнивая показатели экспериментальной и контрольной групп участников эксперимента, можно прийти к выводу о внутренней непротиворечивости представленной технологии. Результаты обучения с использованием технологии создания дидактического шоу на 16% повышают соответствующий показатель, рассчитанный с помощью метода расхождения медиан.

Расхождение медиан распределений результатов, полученных на контрольно-оценочном и констатирующем этапах эксперимента, должно быть положительным и статистически значительным, т.е. превышающем 5%.

Полученное таким образом численное значение указывает на существенное развитие эстетического потенциала образовательной среды. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности нашей модели концептуального развития процесса развития эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий, положительно повлиявших на развитие проектной деятельности образовательных учреждений, где осуществлялись исследования.

В Заключении диссертации, включающем основные выводы, практические рекомендации, и перспективы дальнейшего исследования отмечается, что полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют формулировать следующие выводы:

1. Философские, педагогические, психологические теории свидетельствуют о важности осознания эстетической составляющей и вопросов эстетического воспитания в поликультурной образовательной среде, особенно организованной средствами информационных технологий.

2. Предложенная в исследовании концептуальная модель интерактивного педагогического взаимодействия на основе культурологического подхода в рамках технологии проектной деятельности является импульсом к организации творческого полилога в виртуальной образовательной среде, который носит проективный характер.

3. Эффективное применение интерактивного педагогического взаимодействия выявляет и развивает эстетический потенциал виртуальной образовательной среды, что обеспечивает обучающихся и преподавателей дифференцированным личностно-ориентированным многоуровневым информационным каналом, связывающим образовательное пространство личности с образовательной

4. Стратегия использования интерактивного педагогического взаимодействия в учебном процессе адаптирует образовательную среду в эстетической реальности средств масс-медиа, учитывает индивидуальные особенности и специфические потребности обучающихся и преподавателей, оставляют возможность дальнейшего роста эстетического потенциала по мере изменения культурологического поля современности.

Практические рекомендации раскрывают использование методик развития эстетического потенциала образовательной среды в контекстном содержании образования, в обучении информационным технологиям, в дополнительном образовании, на занятиях в образовательной области «Искусство» в общеобразовательной школе.

Перспективы дальнейшего исследования эстетического потенциала образовательной среды позволят точнее определить роль эстетических категорий мимесиса, катарсиса, комического, трагического в эстетическом воспитании в условиях виртуальной реальности, более полно отобразить динамику творческих достижений субъектов – участников образовательного процесса в создании индивидуальных неповторимых художественных образов. Дальнейшее изучение шоу-дидактики, преимущественных сфер применения и возможных отрицательных последствий воздействия массовой культуры на процессы познания, структуру и содержание образовательного процесса могут точнее определить динамику формирования нового смыслового компонента коммуникативных каналов языка современной культуры.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

* 1. Тавровская, М.В. Шоу-дидактика: средства, технологии, перспективы [Текст] / М.В. Тавровская // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д.,: Изд-во СКНЦ ВШ. – 2006. – № 6. – С. 120-129. –

2. Демченко, М.В. Компьютер и музыка в школе [Текст] / М.В. Демченко // Практические советы учителю. – Ростов н/Д.,: Изд-во РО ИПК и ПРО. – 2001. – № 6 – С. 17-23. – 1,0 п.л.

3. Демченко, М.В. Компьютер и музыка в школе (Продолжение) [Текст] / М.В. Демченко // Практические советы учителю. – Ростов н/Д.,: Изд-во РО ИПК и ПРО. – 2001. – № 4 – С. 28-32. – 0,7 п.л.

4. Демченко, М.В. Компьютер и музыка в школе. (Окончание) [Текст] / М.В. Демченко // Практические советы учителю. – Ростов н/Д.,: Изд-во РО ИПК и ПРО. – 2001. – № 5 – С. 21-27. – 1,0 п.л.

5. Демченко, М.В. Особенности обучения педагогов дополнительного образования по программе «Интел – Обучение для будущего» [Текст]: Тезисы / Демченко М.В. // Информационные технологии в образовании. Информационные технологии в учебном процессе. Сборник тезисов. Ч. 3. – М., 2002. – С. 81-84. – 1,0 п.л.

6. Тавровская, М.В. Шоу-дидактика: средства, технологии, перспективы [Текст] / М.В. Тавровская // Информационные технологии в образовании - 2006. Сборник научных трудов участников VI научно-практической конференции – выставки 17-19 октября 2006 года – Ростов н/Д.,: Росиздат,2006. – С. 94-96. – 1,0 п.л.

Условные обозначения: * – отмечена работа, опубликованная в изданиях, рекомендованных в ВАК МО РФ для публикации основных материалов кандидатских диссертаций.