DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 06.07.2007

Материалы

загрузка...

Локальные правовые акты о труде как источники трудового права россии в современных условиях

Букреева Елена Николаевна, 06.07.2007

 

Основными основаниями для классификации следует считать: предмет регулирования локального акта; форму правого воздействия локального акта; содержание локального акта; сферу действия локального акта и срок действия локального акта. К существенным основаниям классификации относятся: юридическая природа (происхождение) локального акта; способ создания (принятия) локального акта и способ санкционирования (легализации) локального акта. К дополнительным - степень обобщенности локального акта и форма выражения (наименования) локального акта.

8. К принципиальным подходам к разработке и принятию локальных нормативных актов следует отнести следующие положения:

- работодатель может (в отдельных случаях должен) принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, только в пределах своей компетенции.

- законодатель предусматривает несколько вариантов принятия локальных актов: принятые работодателем с учетом мнения представительного органа работников; принятые работодателем по согласованию с представительным органом работника (совместные); единоначальные (самостоятельные); принятые органами управления юридического лица-работадателя; принятые представительным органом работников.

9. В настоящее время российский законодатель акцентировал свое внимание только лишь на порядке принятия локальных актов, порядок разработки же не устанавливается.

10. Предложение о включении в число локальных правовых актов, не предусмотренных трудовым законодательством стандартов организации - укрупненных документов сводного характера, содержащих значительное число местных правил определенной тематики; различных форм организации и стимулировании труда (подряде, хозрасчете, аренде); перечень компенсаций и льгот, предоставляемых работникам; локальных правовых актов совместной компетенции или принятых по согласованию с представительным органом работников, как правило, связанных с участием работников в управлении производством.

11. Необходимо принять проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что развитие научных знаний о локальном регулировании в сфере труда позволит решить актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений в России.

Полученные в ходе исследования выводы, развивают и дополняют понятийный аппарат, сопутствующий формированию концепции понимания научного содержания категорий "локальный правовой акт", "локальное нормотворчество", переосмысливают важные аспекты локального правового регулирования в сфере труда.

Практическая значимость исследования проявляется в том, что полученные в ходе исследования выводы и выработанные на их основе предложения и рекомендации могут быть применены в правотворческой и правоприменительной деятельности. Материалы работы могут быть полезны для совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей локальное регулирование трудовых отношений, поиска практических путей устранения противоречий между различными правовыми актами.

Положения диссертации могут послужить базой для разработки учебных и методических материалов в преподавании дисциплины "Трудовое право", основанных на ней спецкурсов и семинаров. Материалы диссертации могут представлять интерес для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

(г. Москва, 25 - 26, 30 - 31 октября 2006 г.), на семинаре Пензенской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания совместно с региональным центром правовых технологий Пензенского ЦНТИ "Трудовой кодекс - новые изменения и поправки. Влияние изменений на права и обязанности работников и работодателей. Современные методики и технологии применения трудового права. Эффективное использование персонала организации в рамках новых правовых режимов" (г. Пенза, 18 декабря 2006 г.).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе и научной деятельности Кубанского государственного аграрного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методологические и методические основы диссертации, раскрывается научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретического и практического значения работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов.

Первая глава "Теоретический анализ локальных правовых актов о труде как источников трудового права" посвящена историко-правовым аспектам существования локальных актов в сфере труда. В частности в ней отражена история становления локального регулирования в области трудовых отношений, правовая природа локального правового акта и классификация существующих в сфере труда локальных правовых актов.

В первом параграфе первой главы "История локальных правовых актов о труде как источников трудового права в Российском государстве" автором проводится анализ исторического развития локального регулирования в сфере труда.

Так, существующие в настоящее время правовые нормы, обеспечивающие локальное регулирование в сфере труда, явились результатом определенного процесса поступательного развития, в ходе которого на практике проверялись те или иные правовые конструкции, выявлялись наиболее "жизнестойкие" из них. Кроме того, форма локального регулирования подвергалась различного рода модификациям в связи с изменением внутриполитического режима российского государства. Таким образом, правовые нормы в данной сфере претерпевали основные изменения под трехсторонним воздействием: со стороны государства, работодателя и работника.

История развития локального регулирования трудовых отношений включает в себя несколько периодов, которые, естественно, неразрывно связаны с периодизацией становления и утверждения трудового права как самостоятельной отрасли права.

Таким образом, определять периоды развития локального регулирования вполне возможно путем проецирования периодов истории трудового права на область локального регулирования. Исходя из этого, диссертантом выделяются и рассматриваются периоды развития локальных нормативных актов как источников трудового права в Российском государстве более

Второй параграф первой главы "Правовая природа локальных источников трудового права, их признаки и особенности в условиях рыночной экономики " посвящен изучению различного рода позиций, взглядов на правовую природу локальных актов вообще и локальных актов, регулирующих трудовые отношения, в частности.

Так, диссертант замечает, что в науке трудового права идет оживленная дискуссия относительно правовой природы такого феномена как "локальный источник трудового права". В юридической литературе еще в 60-е годы XX столетия был опубликован ряд статей, монографических исследований, в которых авторы дают определения понятия, предмета локальных правовых актов, исследуя эту категорию именно как источник трудового права.

По поводу же локальных нормативных актов в современной науке трудового права, отмечает автор диссертации, не существует разногласий - локальный нормативный акт рассматривается как самостоятельная форма (источник) трудового права.

Здесь следует обратить внимание на легальное определение локальных нормативных актов в сфере труда, впервые сформулированное в Трудовом кодексе РФ: локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты относятся к источникам трудового права. Так, значение документов, принимаемых в организации, в условиях развития социального партнерства, усиления роли договорного регулирования в настоящее время увеличивается. При этом возникает потребность в соответствующей нормативной регламентации поведения субъектов в сфере наемного труда. Разрабатывая и принимая локальные нормативные акты, стороны устанавливают общеобязательные правила поведения в конкретной организации.

Далее диссертант отмечает, что любому локальному нормативному акту, свойственны признаки правового акта. Правовой акт есть некоторая родовая категория, родовое понятие – такой подход имеет место в российской правовой науке. Можно считать, что категория "правовой акт" включает в себя как минимум следующие составляющие: правовые акты, имеющие нормативный характер, индивидуально-правовые акты и договоры публичного права (нормативные договоры).

Диссертант отмечает, что законодательство РФ, несмотря на весьма активное использование термина, не дает определения понятия "правой акт", но в тоже время приводит несколько дефиниций нормативного правового акта. Так в соответствии с указом Президента РФ № 511 от 15 марта 2000 г. утвержден классификатор правовых актов, который в свою очередь был разработан совместно специалистами ОАО "Консультант Плюс" и Главным государственно-правовым управлением Администрации президента РФ. В соответствии с данным классификатором правовые акты делятся на две основные группы: нормативные правовые и индивидуальные правовые акты. Коллективные соглашения не названы ни в одной из указанных баз, также они не отнесены к договорам публичного права и судебной практике, однако нет никаких оснований считать, что акты договорного характера не входят в категорию правовых актов.

Развивая тему правовой природы локальных источников трудового права диссертант останавливается на характерном для трудового права делении норм на общие и специальные. Сфера соединения труда со средствами производства требует специфического регулирования, которое выражается в дифференциации правового опосредования соответствующих общественных отношений. В большинстве случаев нормативные акты адресованы работникам и могут распространяться на последних без исключения (общие нормы) либо на их отдельные категории (специальные нормы).

На современном этапе локальные нормы трудового права являются относительно самостоятельным видом норм трудового права. Их невозможно вписать в систему только общих или только специальных норм трудового права, опосредующих социально-трудовые отношения. Локальная норма отличается, прежде всего, сферой своего действия. Ее пределы регулирования социально-трудовых отношений ограничены "рамками" социально-правовой автономии, в которой она принята.

Поэтому локальную норму трудового права следует определять и с учетом этого феномена, т.е. как установленное в соответствии с действующим законодательством о труде общее правило обязательного (должного) поведения, распространяющееся на работников конкретной организации, в которой она принята, предоставляющее участникам социально-трудовых отношений этой организации определенные права и налагающая на них соответствующие обязанности, обеспечиваемое компетентными органами (субъектами) организации, а в некоторых случаях и использованием принудительной силы государства.

Далее, диссертантом выделяются специфические особенности локальных источников права:

- подзаконный характер локальных нормативных правовых актов;

- доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель;

- локальные нормативные акты - это акты, предназначенные только для внутреннего использования в рамках конкретной организации;

- быстрота реагирования локальных норм на изменения в общественной организации труда;

- гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразие локальных норм;

- социальная направленность локальных нормативных правовых актов.

Автор диссертационного исследования делает вывод о том, что локальное нормотворчество определяется как средство восполнения пробелов трудового права. Основная цель – регулирование трудовых и непосредственно с ними связанных отношений, составляющих предмет трудового права на уровне конкретной организации, отрасли или муниципального образования.