DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 06.06.2007

Материалы

загрузка...

Проблемы учреждения системы административных судов в российской федерации

Сергеев Юрий Владимирович, 06.06.2007

 

СЕРГЕЕВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ

Специальность 12.00.14 – административное право, финансовое право,

информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2006

Работа выполнена в отделе административного права и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент

Сухарева Наталия Владимировна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Старилов Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, профессор

Кузьмичева Галина Александровна

Ведущая организация: Институт государства и права Российской академии

Защита состоится 7 марта 2007 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 503.001.02 в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по адресу: 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д.34.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Автореферат разослан «____» __________________ 200 ___ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент ______________________ А.Н. Чертков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Становление и развитие российской государственности в постсоветский период, основанное на принципах, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, вызывает необходимость соответствующей эволюции правовой системы нашей страны. Основными из факторов, в соответствии с которым происходит развитие государства, является провозглашение России правовым государством, человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Реализация этих конституционных положений требует создания соответствующего государственно-правового механизма, обеспечивающего защиту прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим развитие института административной юстиции – одного из неотъемлемых институтов правового государства, в основе которого лежит необходимость правовой защиты гражданского общества и его членов в отношениях с публичной властью – имеет очень важное значение.

Необходимость учреждения административных судов, отмеченная Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации,1 обуславливает актуальность исследования современного состояния отечественной правовой системы, а также изучение возможных последствий учреждения данных судов. Тщательное осмысление современного состояния административной юстиции и смежных с ней институтов позволит создать предпосылки для более точного моделирования системы материальных и процессуальных норм, которые будут обеспечивать деятельность административных судов в Российской Федерации, что позволит построить эффективную систему органов административной юстиции.

Данный институт не является новым для нашего государства. Постановлением Временного Правительства от 30 мая 1917 г. было утверждено Положение о судах по административным делам, которое вводилось в действие с 1 июля того же года. Однако события октября 1917 г. не позволили получить данному процессу свое дальнейшее развитие. В советский период на официальном уровне идея административной юстиции была критически воспринята и предана забвению. Вместе с тем, отдельные ученые считают, что определенные институты административной юстиции объективно существовали в виде расценочно-конфликтных комиссий, земельных комиссий и других1.

Вновь об административной юстиции заговорили лишь в 90-х годах прошлого столетия и в конце 2000 г. в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». Однако учреждение системы административных судов предполагает создание соответствующей процессуальной основы их деятельности, которая не была предложена на рассмотрение депутатскому корпусу, в результате чего решение вопроса об учреждении административных судов было отложено.

Современное состояние юридической практики обуславливает объективную потребность создания системы административных судов и соответствующего правового обеспечения их деятельности, которое может появиться при надлежащем научном осмыслении данной сферы. В свою очередь решение этой задачи также делает необходимым проведение научного анализа правового регулирования связанных с административной юстицией институтов, имеющихся коллизий в сфере федерального законодательства, и выработки предложений по его совершенствованию в условиях учреждения системы специализированных судебных органов административной юстиции.

Степень разработанности темы. С момента возрождения интереса ученых–правоведов и законодателя к административной юстиции ей было посвящено значительное количество научных исследований и публикаций.

Большое внимание учеными уделено изучению как отечественной, в том числе и дореволюционной, так и зарубежной истории данного института.

Анализу проблем современного состояния административной юстиции посвящены научные труды таких известных отечественных ученых, как Е.Б Абросимова, Д.Н. Бахрах, А.Б. Зеленцов, И.В. Панова, В.И. Радченко, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Н.В. Сухарева, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю Хаманева и других.

Заметную роль среди опубликованных работ занимают труды Н.Г. Салищевой и Е.Б. Абросимовой, которые не только поддержали идею создания системы федеральных административных судов, но и разработали инициативный проект кодекса об административном судопроизводстве1.

Продолжила работу в данном направлении рабочая группа, сформированная по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева и возглавляемая заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.И. Радченко. Результатом работы этой группы стал новый проект федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» 2.

Важное значение для развития рассматриваемого правового института имеют работы Ю.Н. Старилова, посвятившего административной юстиции и административным судам несколько монографий и других публикаций. В указанных трудах дается обстоятельный анализ истории развития, содержания административной юстиции, рассматриваются предпосылки, причины формирования административного судопроизводства в России, исследуется зарубежная практика. Отдельная монография посвящена анализу позитивных и негативных мнений ученых-юристов и лиц, интересующихся созданием специализированных административных судов в

Определенный интерес представляет ряд диссертационных исследований. Так, в диссертации А.Н. Артамонова рассмотрено формирование и развитие органов административной юстиции в России. При этом автор основное внимание уделил истории развития органов административной юстиции. Диссертация О.В. Чекалиной посвящена административно-юрисдикционному процессу, автором сделан акцент на рассмотрении понятия, признаков, стадий административно-юрисдикционного процесса, а также находящихся в его структуре производств.

Однако ряд теоретических и практических проблем в сфере структурирования, организации административной юстиции требует более пристального изучения. В частности, не достаточно исследованы вопросы соотношения компетенций учреждаемых административных судов с арбитражными судами, органами конституционной (уставной) юстиции. Мало публикаций, исследующих проблемы практической деятельности судов при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере становления и развития института административных судов в Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты создания и функционирования административных судов; федеральные нормативные правовые акты, регулирующие административное судопроизводство, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; нормы проекта Федерального конституционного закона Российской Федерации «О федеральных административных судах в Российской Федерации», проекта Кодекса об административном судопроизводстве; материалы судебной практики, среди которых особо можно выделить постановления Конституционного Суда Российской Федерации; судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции на примере одного из субъектов Российской Федерации – Республики Саха (Якутия).

Методологическую основу диссертации составляют различные методы научного познания. Использованы такие общие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения, обобщения, классификация, абстрагирования. Также были применены частнонаучные методы исследования: исторический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой. Широко использовался метод правового моделирования, который позволил выявить ряд возможных коллизий, в случае учреждения системы административных судов, что позволило предложить адекватные пути их устранения.