DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.10.2007

Материалы

загрузка...

Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами

Ромашина Елена Владимировна, 05.10.2007

 

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие

Психолого-педагогические подходы к пониманию сущности проблемы детской инвалидности определяются особенностями данной категорий детей как субъекта развития и социализации и рассмотрением их в качестве объекта профессиональной деятельности в контексте ведущих моделей (парадигм) инвалидности, определяющих отношение к детям-инвалидам социума в целом, и педагога-специалиста, в частности.

Специфика и содержание профессиональной деятельности социального педагога в системе оказания помощи детям-инвалидам в современном обществе определяются комплексом профессиональных функций: рефлексивно-диагностической, прогностической, коррекционно-реабилитационной, развивающей, образовательно-адаптационной, посреднической, защитно-правовой, информационно-консультационной, организационно-коммуникативной, социально-терапевтической, предупредительно-профилактической, исследовательско-творческой, каждая из которых имеет особенности реализации в работе с данной категорией детей.

Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами должна осуществляться с учетом структуры готовности будущих специалистов, включающей блок личностной готовности, представленный такими компонентами, как личностно-профессиональные качества, профессиональная направленность личности и блоком профессиональной готовности, включающим содержательно-деятельностные характеристики профессиональных знаний социального педагога, готового к работе с детьми-инвалидами, и профессиональных умений, обеспечивающих успешную социально-педагогическую деятельность специалистов данного

Моделировать содержание подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами в вузе возможно на основе: «вертикального» обогащения содержания профессиональной подготовки, ориентированного на углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО) в аспекте проблем детской инвалидности и вопросов практической работы с детьми данной категории и «горизонтального» обогащения, предполагающего дополнение учебного плана специальными курсами и профессионально ориентированными видами деятельности студентов, обеспечивающими эффективную подготовку будущих специалистов к работе с детьми-инвалидами.

5. Условием эффективной реализации модели содержания подготовки специалистов к работе с детьми-инвалидами выступают технологии активного обучения, позволяющие активизировать процесс усвоения учебной информацией в области проблем социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами; актуализировать личностно-профессиональный опыт работы с детьми-инвалидами; стимулировать научно-исследовательское творчество будущих специалистов.

6. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности разработанной модели и технологий подготовки социального педагога к работе с детьми-инвалидами в вузе.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Ромашина Е.В. Социальная интеграция детей-инвалидов как педагогическая проблема /Е.В. Ромашина //Социально-педагогическая работа: история и современность: сборник научных трудов. - Армавир: Изд. центр АГПИ, 1999. – С. 70-73.

2. Ромашина Е.В.Образование в области социальной работы в России / Е.В. Ромашина //Десятилетие образовательных реформ: опыт, проблемы, перспективы сотрудничества АГПИ и образовательных учреждений: Матер. научн.-практ. конф. – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПИ, 2001. – С. 17-19.

3. Ромашина Е.В., Спирина В.И. Взаимодействие АГПИ и служб социальной защиты в подготовке специалистов социальной сферы //Десятилетие образовательных реформ: опыт, проблемы, перспективы сотрудничества АГПИ и образовательных учреждений: Матер. научн.-практ. конф. – Армавир: Изд. центр АГПИ, 2001. – С. 124-125 (авторский текст 1 с.).

4. Ромашина Е.В. Становление и развитие системы социальной поддержки детей и юношества в России /Е.В. Ромашина //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VIII Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХ региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. Часть II. С. 37-38.

5. Ромашина Е.В. Проблема целостного подхода в обучении социальной работе /Е.В. Ромашина // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: сборник тезисов. – Армавир: РИЦ АГПИ, 2003. – С. 88-89.

6. Ромашина Е.В. Морально-этические проблемы социальной работы в профессиональной подготовке будущих специалистов /Е.В. Ромашина //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. Часть II. С. 233-234.

7. Ромашина Е.В. Педагогические условия формирования гоовности будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами /Е.В. Ромашина // Неделя науки в АГПУ: Матер. научн.-практ. конф.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – С. 17-18.

8. Ромашина Е.В., Белобородова И.И. Профориентационная работа с детьми-инвалидами в условиях детского дома //Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства по поддержке детей-сирот: Матер. второй региональной научн.-практ. конф.– Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – С. 88-89 (авторский текст 1 с.).

9. Ромашина Е.В. Особенности социальной работы с несовершеннолетними сиротами-инвалидами /Е.В. Ромашина //Совместная деятельность вуза с образовательными учреждениями и организациями социальной защиты детства по поддержке детей-сирот: Матер. второй региональной научн.-практ. конф.– Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – С. 127-130.

10. Ромашина Е.В. Интеграция инвалидов в общество как социально-педагогическая проблема /Е.В. Ромашина //Неделя науки в АГПУ: Матер. научн.-практ. конф.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. – С. 20-21.

11. Ромашина Е.В. Диагностика профессиональной готовности будущих социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами /Е.В. Ромашина //Системный подход к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: сборник научных статей. – Армавир – Ленинградская: Редакционно-издательский центр базового педагогического колледжа Краснодарского края, 2006. – С. 107-110.

12. Ромашина Е.В. Структура профессиональной готовности социального педагога к работе с детьми-инвалидами //Научная мысль Кавказа. – № 13 . – Ростов н/Д, 2006. – С. 484-491.

13. Ромашина Е.В. Функциональная сторона деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. –Ростов н/Д, 2006. – С. 81-84.

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Методологические основы основы основы основыосновы основы

Системный подход

Личностный подход

Деятельностный подход

Цель: формирование профессиональной

готовности социального педагога к работе

с детьми-инвалидами

Вертикальное обогащение содержания подготовки

Горизонтальное

обогащение

подготовки

профессиональной подготовки

подготовки

1) Обеспечение профессиональной осведомленности в области проблем детской инвалидности

Обогащение содержания Государственного образовательного стандарта дидактическими единицами

профессионально-ориентированного курса

2) Формирование опыта практической работы с детьми-инвалидами

Обогащение содержания педагогической практики