DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.10.2007

Материалы

загрузка...

Организация местного самоуправления в районах компактного проживания малочисленных этносов

Менделев Натан Григорьевич, 05.10.2007

 

Менделев Натан Григорьевич

Организация местного самоуправления

в районах компактного проживания

малочисленных этносов

Специальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты

и процессы

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Хабаровск - 2007

Диссертация выполнена в ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет».

Научный руководитель: доктор политических наук,

Илдус Файзрахманович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук,

Саначев Игорь Дмитриевич

кандидат социологических наук

Фокин Александр Михайлович

Ведущая организация: Институт комплексного

региональных проблем ДВО РАН

Защита состоится 15 мая 2007 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.294.04 при ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет» по адресу: 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ауд. 315-л.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет».

Автореферат разослан « » апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета П. П. Лях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социальной ситуации в районах компактного проживания малочисленных этносов. Именно они в наибольшей степени оказались пострадавшими от рыночных реформ. Принятые Федеральная целевая и региональная программы экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС) декларативны и не имеют механизма реализации. В связи с этим представляется актуальным еще раз обратиться к проблеме организации местного самоуправления КМНС как одного из важнейших путей решения их экономических и социокультурных

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью уяснения сути административной реформы, определяемой новым ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Для организации местного самоуправления в районах компактного проживания КМНС это имеет принципиальное значение, т.к. закон в наибольшей степени изменяет именно территориальные основы местного самоуправления (МСУ). Особенностью является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения. Существенным изменениям подверглись организационные основы МСУ. Новый закон подробно закрепляет уже не общие принципы, а практически все вопросы организации МСУ, определяя широкий спектр форм МСУ, осуществляемых населением. Требуют дальнейшего развития вопросы, связанные с финансированием полномочий органов МСУ, которые в настоящее время являются крайне болезненными и вызывают постоянные споры между органами государственной власти и МСУ. К числу актуальных относятся вопросы, связанные с заметным увеличением возможности вмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность органов и должностных лиц МСУ и даже прямо подменять их. Существует мнение, что многие положения нового закона существенно ограничивают самостоятельность МСУ, неоднозначно оцениваются вводимые законом механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Кроме практических трудностей, которые возникают при согласовании интересов различных субъектов, вовлеченных в процессы становления и организации самоуправления на территориях компактного проживания коренного населения существуют и проблемы чисто теоретического характера. В этой связи представляется важным уйти от неоднозначности и запутанности ряда категорий и понятий, призванных обеспечить реальную национальную проблематику. Дискуссионными являются трактовки терминов «коренное население», «малочисленные народы», «коренные народы», «право наций на самоопределение», «территории компактного проживания КМНС», «территории традиционного природопользования» и др. В плане проблематики исследования, видимо, надо понимать, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение, а национальные меньшинства и коренные малочисленные народы имеют различный политико-правовой статус. До сих пор Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ

№ 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни», не принят

ФЗ о статусе КМНС. Как отмечают ученые и специалисты-практики, новая редакция уже существующих нормативно-правовых актов о коренных народах только усугубила их положение.

Актуальность темы исследования обусловлена и тем обстоятельством, что в отечественной социологической и политологической науках неоднозначно освещаются вопросы формирования МСУ в районах компактного проживания КМНС с учетом интересов всех групп населения, проживающих на данной территории.

Как отмечает В. А. Тишков, во-первых, это проблема оптимизации территорий местного самоуправления, во-вторых, это необходимость учета национального фактора при формировании этнических органов местного самоуправления. При этом необходимо выяснить принципиальную необходимость существования таких органов МСУ; их место в общей системе МСУ; формы осуществления такого самоуправления.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также потребностью изучения местного самоуправления КМНС ДВ как социального института применительно к рыночной и демократической модели общественного развития, особым статусом и ролью социального института местного самоуправления КМНС ДВ в становлении гражданского общества, необходимостью дальнейшего уточнения социальной природы местного самоуправления КМНС ДВ, методологии его исследования как социального института. Таким образом, вопросы организации местного самоуправления на территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Дальнего Востока имеют несомненную научную значимость и актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам сущности местного самоуправления КМНС ДВ, его социального содержания, механизмам взаимодействия с органами государственного управления посвящены многие исследования отечественных и зарубежных социологов, экономистов, историков, юристов, философов.

В них преимущественно предлагаются и рассматриваются две основные формы осуществления местного самоуправления: национальное районирование и общинное самоуправление.

Исследование процессов развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока представлены в трудах ученых региональных научных центров, работы которых отражают специфику местных условий по решению политико-правовых проблем народов Севера. Заметное место среди них занимают труды ученых Института проблем малочисленных народов Севера СО

(г. Якутск).

Различные аспекты социально-политического развития коренных малочисленных народов Севера раскрыты в работах Ю.Д. Петрова. Он впервые исследовал теорию и практику государственной национальной политики в отношении малочисленных народов Севера, дана сравнительная характеристика социально-политического положения коренных народов зарубежного Севера, определены основные пути возрождения и сохранения коренных народов Арктики.

Проблемы развития коренных малочисленных народов Севера раскрыты в трудах ученых Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока В. А. Тураева и А. Ф. Старцева. Именно у В. А. Тураева мы находим идеи о том, что применительно к территориям традиционного природопользования (ТТП) устойчивое развитие означает организацию рационального использования всех видов природных ресурсов, сочетающую в себе три основных подхода: социально-экономический, экологический и этнокультурный. На этой основе реально представляются три формы общинного самоуправления: на основе общих занятий; на основе совместного поселения; на основе совместного использования территорий ТТП. Исследованию возможностей и путей построения субсидиарного государства в решении проблем жизнеобеспечения и защиты прав малочисленных народов Севера и Дальнего Востока посвящена работа Г. Смоляка.

Большой фактический материал, позволяющий всесторонне оценить состояние КМНС и увидеть проблемы их развития содержится в книге «Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты». Появление новых подходов к анализу проблем развития коренных народов Севера связано с началом демократических преобразований в стране, анализа кризисных ситуаций и их причин, выработки новых концептуальных основ национальной политики.

Значительный интерес представляет коллективная монография российских и зарубежных ученых «От патернализма к партнерству (строительство новых отношений народов Севера и государства)». На примерах американского, канадского и российского опыта в книге охарактеризованы конкретные пути формирования равноправных отношений народов Севера и государства.