DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.09.2011

Материалы

загрузка...

Государственные финансовые резервы как потенциал модернизационного развития экономики России

Сухарев Александр Николаевич, 05.09.2011

 

Консервацию природных ресурсов можно рассматривать в качестве одного из способов «инвестирования» средств Фонда будущих поколений в общем сбалансированном портфеле. Причем в этом случае законсервированные объекты должны быть оценены, а данная оценка должна быть отражена в общем учете средств Фонда будущих поколений.

Фонд будущих поколений нельзя рассматривать в отрыве от других специфических финансовых резервов – пенсионных накоплений. Между ними существует общая система взаимосвязи и взаимозависимости.

В России Фонд национального благосостояния в сущностном плане представляет собой фонд будущих поколений, а его финансово-экономический механизм требует совершенствования с целью его использования на развитие национальной экономики и повышение благосостояния населения.

6. Раскрыт механизм воздействия формирования и использования фондов государственных финансовых резервов на фондовый рынок.

Вне зависимости от каналов размещения государственных финансовых резервов в национальной экономике капитализация фондового рынка будет расти, вызывая повышение уровня инвестиционной активности и ускоряя темпы роста экономики. Однако этот рост может привести к краху фондового рынка и дестабилизации финансовой системы.

Государство, обладая в значительных объемах свободными денежными средствами, аккумулированными в специально созданных фондах, может оказывать преднамеренное воздействие на фондовый рынок, покупая либо продавая на нем акции. При значительном падении рыночных котировок в целях поддержания рынка и недопущения финансовой и экономической дестабилизации государство может приступить к поддержанию акций национальных компаний, покупая их. А в целях сдерживания роста фондового рынка от «перегрева» оно может продавать ранее приобретенные акции. Таким образом, государственные финансовые резервы при таком механизме их размещения обеспечат, во-первых, стабилизацию национальной финансовой системы и, во-вторых, получение дохода (в ряде случаев высокого) от купли-продажи акций: они будут покупаться при низкой цене, а продаваться – при высокой.

В индустриально развитых странах государственные финансовые резервы могут привести к возникновению эффекта замещения частных сбережений государственными сбережениями. В качестве примера можно привести США, где рост фондового рынка привел к сокращению доли личных сбережений в располагаемом доходе домашних хозяйств, упавшей с 13% (в 1975 г.) до 0,1 % (в конце 1990-х гг.).

Формализованно эффект замещения частных сбережений можно представить следующим образом:

создание государственных финансовых резервов (сбережения) ? рост фондового рынка ? увеличение благосостояния населения ? снижение стимулов к осуществлению текущих сбережений ? снижение доли частных сбережений в ВВП.

Эффект замещения не является полным. Это означает, что 1 руб. государственных финансовых резервов приводит к замещению менее 1 руб. частных сбережений. Неполнота замещения обеспечивает увеличение валового объема внутренних сбережений при политике государственного финансового резервы. Эффект замещения частных сбережений может возникнуть в условиях развития в стране фондового рынка. Это характерно только для индустриально развитых стран, имеющих высокий среднедушевой ВВП, где основная масса сбережений домашних хозяйств инвестирована в акции. А в развивающихся странах, особенно в наиболее бедных, политика формирования государственных финансовых резервов может приводить к возникновению диаметрально противоположного эффекта. В соответствии с ним первичные государственные финансовые резервы, трансформируясь в инвестиции, могут увеличивать национальный продукт и душевой реальный доход. Получая более высокие доходы, население будет сберегать его большую часть. При этом может возникнуть процесс самовозрастания валовых сбережений.

7. Сформулированы и теоретически обоснованы основные принципы и подходы к размещению средств фондов государственных финансовых резервов.

По мнению автора, основными принципами размещения государственных финансовых резервов должны быть:

1. Принцип преимущественной ориентации на развитие и модернизацию российской экономики. Данный принцип предполагает направление государственных финансовых резервов на обеспечение развития отечественного производства, реализацию инновационного механизма развития российской экономики и на этой основе повышения благосостояния населения.

2. Принцип макроэкономической сбалансированности состоит в необходимости учета состояния рынка товаров и услуг, а также денежного и валютного рынков страны. Большие объемы государственных финансовых резервов, аккумулированных в фондах, могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние данных рынков.

3. Принцип минимизации рисков определяет необходимость высокой сохранности государственных финансовых резервов от потери вследствие экономических, финансовых, политических и иных причин. Он предполагает, что государственные финансовые резервы должны вкладываться в высоконадежные инвестиционные инструменты.

4. Принцип максимизации доходности предполагает выбор направлений инвестирования государственных финансовых резервов с максимально высокой доходностью при заданном уровне риска. Как известно, существует фундаментальная закономерность между доходностью и риском. В соответствии с ней чем выше доходность, тем выше риск. Действие данной закономерности ориентирует на поиск оптимального инвестиционного портфеля для государственных финансовых резервов, который включал бы в себя наиболее приемлемое соотношение между доходностью и риском.

5. Принцип диверсификации вытекает из принципа минимизации рисков и предполагает использование диверсификации в качестве основного способа снижения рисков при инвестировании государственных финансовых резервов. Диверсификация («взвешенная стратегия») приводит к снижению рисков при инвестировании средств и повышает степень их сохранности.

6. Принцип требуемой ликвидности означает, что государственные финансовые резервы должны инвестироваться на срок, обеспечивающий возможность их использования в случае необходимости со стороны государства.

7. Принцип моральной ответственности перед будущими поколениями и ответственности перед природой ориентирует государство на учет интересов будущего. Государство как инвестор отличается от частных лиц преследованием в качестве цели инвестирования не только максимизации доходности, но и достижения общественных интересов. Принцип моральной ответственности накладывает на государство обязанность изменять мир к лучшему посредством осуществления соответствующих инвестиционных решений. Несмотря на то что внешне принцип моральной ответственности не представляется как бы экономическим, по сути он является глубинным экономическим принципом, исходящим из учета фундаментальных основ существования человеческой цивилизации и общества.

К инвестиционному портфелю государственных финансовых резервов помимо стандартных требований для любого инвестиционного портфеля необходимо предъявлять специфические требования, обусловленные макроэкономическим характером государственных финансовых резервов. По мнению автора, основными критериями, предъявляемыми к инструментам, в которые целесообразно вкладывать государственные финансовые резервы, должны быть критерии противофазности и достаточной емкости рынка.

1. Критерий противофазности подразумевает, что государственные финансовые резервы должны вкладываться в инструменты (активы), цена которых колеблется вместе с ценой на углеводороды, но в противоположном направлении (минимальна при максимуме цен на углеводороды и максимальна при минимуме цен на них). Учитывая, что Резервный фонд РФ пополняется при высоких ценах на углеводороды, а его средства расходуются при низких, инструменты, удовлетворяющие данному принципу, будут приобретаться по низким ценам, а реализовываться по высоким в ходе цикличности цен на них.

2. Критерий достаточной емкости рынка означает, что операции администратора фонда государственных финансовых резервов по купле-продаже инструментов не должны оказывать существенного воздействия на цену инструментов. То есть рынок данных инструментов должен быть емким по отношению к объему вложенных средств (критерий емкости рынка). В противном случае размещение средств в такие инструменты будет приводить к росту их цен, а при продаже – к снижению. В итоге инструменты будут приобретаться по высоким ценам, а реализовываться по низким, что не только не обеспечит приемлемую доходность от вложения средств фонда, но и может привести к возникновению убытка от операций с такими активами.

В диссертации дана оценка и опеределены преимущества и недостатки размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета Российской Федерации в акции, облигации, золото и недвижимость.

8. Выявлены финансово-экономические последствия различных вариантов использования средств фонда государственных финансовых резервов.

Рассмотрены основные возможные направления и механизмы (варианты) использования государственных финансовых сбережений: посредством формирования механизма инвестиционного фонда, кредитования экспорта, рефинансирования банковской системы, расходования средств на досрочное погашение государственного долга.

Первый вариант – создание специального механизма инвестирования средств в российскую экономику (за счет создания или расширения возможностей существующего Инвестиционного фонда РФ). Механизм такого фонда заключается в размещении государственных финансовых резервов для финансирования российских компаний ненефтегазового сектора с целью диверсификации экономики и ускорения темпов социально-экономического развития страны. Автором выделены две группы недостатков такого механизма: микроэкономические и макроэкономические. Микроэкономические недостатки: снижение ликвидности средств из-за инвестирования их на более длительную перспективу; более низкая ожидаемая эффективность государственного инвестирования; наличие более высоких инвестиционных рисков при трансформации государственных финансовых резервов в частные инвестиции. Макроэкономические недостатки: нарушение макроэкономического равновесия в национальной экономике; увеличение цикличности национальной экономики вследствие наличия больших колебаний денежно-кредитных и валютных показателей.

Второй вариант – кредитование экспорта. Государственные финансовые резервы могут вкладываться в экспортный банк в следующих формах: в уставный капитал – в части формирования уставного капитала банка со стороны Российской Федерации; путем предоставления целевых займов и кредитов экспортерам.

Объемы использования государственных финансовых резервов для экспортного кредитования должны определяться объемами данных резервов и экономически целесообразной структурой вложения их средств, а также потребностью в таких кредитах. Основным направлением деятельности банка должно быть экспортное кредитование. Банк должен предоставлять кредиты: российским компаниям-производителям для реализации продукции за рубеж; российским лизинговым компаниям, участвующим в экспортном лизинге российских товаров несырьевого сектора экономики; зарубежным компаниям-покупателям российских товаров несырьевого сектора экономики.

Экономические последствия экспортного кредитования: ускорение развития несырьевого сектора российской экономики; развитие экспорта несырьевых товаров; номинирование средств государственных финансовых резервов в иностранной валюте, что позволит государству получить их больший рублевый эквивалент в период необходимости расходования средств (в период низких цен на нефть и ослабления курса российского рубля); получение более высокой доходности от вложения средств в экспортные кредиты по сравнению с доходностью государственных и корпоративных облигаций. Однако при этом следует учитывать наличие и более высокого риска, связанного с возможностью неплатежеспособности должника или его отказа от исполнения своих обязательств.

Третий вариант – рефинансирование национальных коммерческих банков. Данный вариант предполагает предоставление средств государственных финансовых резервов национальной экономики с использованием системы рефинансирования – кредитования коммерческих банков Центральным банком.

Преимущества размещения средств государственных финансовых резервов посредством рефинансирования коммерческих банков:

1. Размещение средств в рамках национальной экономики приводит к увеличению ее инвестиционных ресурсов.

2. Реализация эффективного механизма трансформации государственных финансовых резервов в частные инвестиции.

3. Наличие высокого и эффективного контроля со стороны государства в лице Центрального банка за сохранностью государственных финансовых резервов.

4. Развитие банковской системы, системы банковского рефинансирования, кредита и финансовых рынков в стране.

Четвертый вариант – досрочное погашение государственного долга. Досрочное погашение государственного долга приводит к снижению бюджетных расходов в будущем за счет снижения выплат по обслуживанию государственного долга, способствуя в будущем ликвидации бюджетных дефицитов.

Досрочное погашение государственного долга способствует в будущем развитию национальной экономики, так как государство не будет вынуждено прибегать к заимствованиям и участвовать в конкурсах за привлечение заемного капитала, повышая процентные ставки и вытесняя частные инвестиции. Досрочное погашение государственного долга, увеличивая долгосрочные темпы роста национальной экономики, увеличивает также будущие бюджетные доходы, а в еще большей степени – дисконтированные бюджетные доходы из-за снижения номинальной и реальной ставок дисконтирования.

9. Разработаны предложения по совершенствованию механизма формирования и использования государственных финансовых резервов Российской Федерации.

Первое направление – разработка финансово-экономического механизма, позволяющего размещать государственные финансовые резервы федерального бюджета в целях модернизации экономики.

Федеральный бюджет должен быть сбалансирован на основе реализации концепции бюджета стабильных доходов, которые складываются из доходов от ненефтегазового сектора экономики и базового уровня нефтегазовых доходов, соответствующих минимальным доходам федерального бюджета от нефтегазового комплекса (при наихудшем сценарии цены на нефть). Бюджетные расходы должны быть привязаны к величине стабильных доходов федерального бюджета. Однако в рамках отдельных лет они могут не совпадать, обеспечения формирование бюджета либо с дефицитом, либо с профицитов. Их величина должна быть прописана в бюджетном законодательстве, и иметь ограничения (не только для дефицита, но и для профицита), привязанного к ВВП.