DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.09.2009

Материалы

загрузка...

Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства хх века (1920-1980-е гг.)

Михайлова Александрина Сергеевна, 05.09.2009

 

Сегодня среди искусствоведов, рассматривающих дизайн как проектную деятельность, существуют два различных взгляда на дизайн: как деятельность «компоновочную» и деятельность «композиционную». Сторонники первой теории считают дизайн деятельностью компоновочной, в результате которой рождается кардинально новый по функции предмет (Н. В. Воронов). Сторонники другой относят его к композиционной деятельности в условиях индустриальных технологий, в результате которой рождается произведение дизайна, обладающее наряду с утилитарными, определенными художественно-эстетическими качествами (С. М. Михайлов, В. Р. Аронов). Технические новаторства и изобретения при этом рассматриваются как одни из факторов, влияющих на формообразование. Мы изначально в нашей работе придерживаемся второй точки зрения, относя первую к сфере изобретений. Пограничными областями дизайна, на наш взгляд, являются декоративно-прикладное искусство, с одной стороны, и инженерное творчество — с другой.

Первый выпуск в Баухаузе состоялся в 1923 году, в 1929 году ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС) выпустил первых 8 инженеров-художников. В преподавании композиции в первых школах дизайна можно выделить три основных направления: «от конкретного к абстрактному - анализ» (реальность абстрагируется до простых выразительных форм), «от абстрактного к абстрактному - формопластика» (упражнения на отвлеченную композицию) и «от абстрактного к конкретному - синтез» (в случае проектирования реального объекта на основе абстрактной объемной композиции). Эта методология быстро нашла распространение и развитие, в настоящее время она является ведущей в подготовке дизайнеров многих школ мира.

Современное дизайнерское проектирование, является интегрированным процессом с привлечением широкого круга специалистов из области экономики и маркетинга, эргономики, психологии, социологии и биомеханики, а также конструкторов и технологов самых различных специализаций. В средовом дизайне в условиях исторического города к этой многочисленной группе смежников могут также добавиться историки, краеведы, архитекторы–реставраторы, археологи и др. В условиях такого числа привлекаемых к решению проектной задачи специалистов дизайн зачастую берет на себя связующие функции своеобразного коммуникативного моста — средства межпрофессионального общения.

В переводе на русский язык icon имеет следующие значения: 1) икона; 2) эстамп, гравюра, иллюстрация (в научной литературе); 3) редк. знак, символ; 4) предмет поклонения, идол, кумир. Именно последнее во многом связано с пониманием термина «icon of design» (икона в дизайне) как выдающееся произведение дизайна, достойное подражания и поклонения.

Парижская выставка «Ар Деко» 1925 года, где наряду с декорированными архитектурными и предметными формами были представлены конструктивистский павильон К. Мельникова и авангардная мебель А. Родченко, а также скандальный функционалистский дизайн мебели и архитектуры павильона «Эспри Нуво» Ле Корбюзье.

К нациям дизайна большинство исследователей относят Германию, Италию, США, Великобританию и Скандинавские страны.