DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Изменение социальных функций и ролевых отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями

Андриенко Олеся Юрьевна, 05.06.2008

 

Цель исследование – анализ динамики социальных функций семьи и ролевых отношений ее членов, после появления в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Исходя из обозначенной цели, в ходе работы над диссертацией были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследована перемена жизни семьи с появлением в ней ребенка – инвалида;

2. Выявлены, проанализированы и классифицированы социальные проблемы семей имеющих детей- инвалидов.

3. Изучены формы и виды социальной помощи представляемой семьям с детьми с ограниченными возможностями.

4. Выявлено и обосновано функциональное усиление опеки в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

5. Выделена и проанализирована медико-социальная реабилитация как новая функция семьи.

6. Исследовано нарушения равновесия внутри семейных ролевых отношений с появлением в семье ребенка-инвалида.

7. Изучен феномен «продленного детства» в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

В ходе исследования были получены и обоснованы новые результаты, касающиеся социальных функций и ролевых отношений в семьях имеющих детей с ограниченными возможностями:

1. С появлением в семье ребенка-инвалида наблюдается усиление функциональной опеки над ребенком, принимающей черты «гиперопеки», приводящей к торможению развития ребенка.

2. Следствием гиперопеки является феномен «продленного детства», наиболее ярко проявляющийся в семьях с четко выраженным матриархальным характером внутрисемейных отношений.

3. Появление ребенка-инвалида приводит к нарушению равновесия внутри семейных ролевых отношений, характеризуемого сдвигом вектора контактов членов семьи.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2005 г.) - обоснование концептуального аппарата; определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач, изучение специальной психолого-педагогической литературы по проблеме. Второй этап (2006 г.) - разработка общей концепции социально-культурной интеграции ребенка-инвалида средствами семейного воспитания; обработки и анализ полученных результатов проведение анкетных опросов в г. Евпатория в обществе инвалидов с детства. Третий этап (2007 г.)- анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление; систематизация и обобщение результатов исследования (формулировка выводов, и рекомендаций по социально-культурной интеграции ребенка-инвалида в семье). Эмпирической базой исследования стали АООРИДИ – Хабаровская общественная организация родителей, имеющих детей-инвалидов, и Евпаторийское городское общество инвалидов с детства.

В исследовании использовались как общие, так и специальные методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, изучение опыта коррекционно-развивающей работы, метод педагогического эксперимента. Диагностический этап исследования состоял в изучении особенностей трансформации функций в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, выявлении проблем семьи и специфики семейного воспитания, потенциала, ресурсов семьи, как материальных, так и духовно-нравственных. Экспериментальной работой, проводимой в течение трех лет, была охвачена 325 семей хабаровского края, 125 семей евпаторийского городского общества инвалидов с детства. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме обсуждения выдвигаемых положений на педагогических советах Тихоокеанского государственного университета, печатных статьях в сборниках для аспирантов ТОГУ, а также статья в журнале "Власть и управление на Востоке России".

На защиту выносятся следующие положения:

Семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, - это семья с особым психологическим статусом, имеющая специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

С появлением в семье ребенок с нарушениями в развитии, изменяются родительские взгляды на методы воспитания. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в состояние эмоционального шока. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения.

Как правило ребёнок -инвалид не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит от того, что взрослые в семье не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь в окружении близких людей.

5. Социальные последствия данной ситуации проявляются в том, что в конечном итоге эти дети-инвалиды становятся особой, отделяемой от общества социально-демографической группой.

Теоретическая и практическая ценность:

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы практическими работниками, при разработке программ спецкурсов для слушателей ФПК, спецкурсов для специалистов коррекционной педагогики, организаторов культурно-досуговых программ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка литературы, состоящего из 143 источников и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, его методологическая основа, отмечается научная новизна работы.

Первая глава «Социальные проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями» состоит из двух глав.

В первом параграфе рассматривается смена жизненных позиций в семье с появлением ребенка – инвалида

На фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны.

В современной России в связи с происходящими изменениями в социально-экономической, политической и других сферах жизни общества, проблема детской инвалидности стала одной из актуальных.

В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. На начало 2002 г. численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек. Из них 71% (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет HYPERLINK "http://www.mhg.ru/publications/2D14D61" \l "27" . Вместе с тем, как сообщила профессор Лариса Балева: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше - не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо» HYPERLINK "http://www.mhg.ru/publications/2D14D61" \l "28" . Из общего числа официально зарегистрированных инвалидов 91% живут в семье, 60,9 тыс. - в интернатных учреждениях Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития

Низкий уровень социальной поддержки репродуктивного труда усиливает гендерную асимметрию родительских ролей по уходу за детьми и способствует тому, что неработающим родителем оказывается именно мать ребенка-инвалида.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нередко сталкиваются с трудностями материального характера. По данным официальной статистики содержание больного ребенка в 3 раза выше, чем здорового, 72% семей имеют душевой доход ниже прожиточного минимума, 40% семей в течение года не покупают ничего, кроме еды, на которую расходуется до 80% семейного бюджета. Вторая группа проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, связана с нарушениями семейных взаимоотношений. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в состояние эмоционального шока. В 50% случаев отцы оставляют семью, не выдерживая длительных эмоциональных переживаний и материальных трудностей. Только 4% разведенных отцов помогают в воспитании детей, в 32% случаев ребенок никогда не встречается с отцом, в остальных случаях отцы помогают своей бывшей семье лишь материально. Часто брак официально не расторгнут, однако семья уже является неполной. Мать одна несет все бремя забот о ребенке-инвалиде, не имея возможности устроиться на работу, так как ей некому, даже на время, оставить ребенка. Находясь у черты бедности, замкнутая наедине с больным ребенком в стенах своей квартиры, мать пребывает в состоянии эмоциональной длительной депрессии.

На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Во втором параграфе изучены формы и виды социальной помощи представляемой семьям с детьми с ограниченными возможностями. В социальной политике государства в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями немалое место занимает проблема благосостояния таких семей, под которым понимается обеспеченность необходимыми для жизни материальными и духовными благами (предметы; услуги; условия, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам и устремлениям людей. Уровнями благосостояния являются: уровень жизни (обеспеченность); образ жизни (выражает структуру ценностных ориентаций и интересов населения); качество жизни (здоровье, развитие семьи, образование, мобильность и т.д.). На социальное положение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями влияют общественные условия, такие как: общественный строй; власть в обществе (доступность или недоступность реального участия во власти); власть в хозяйстве (собственность); экономические условия (к ним относятся не только доходы, но и условия просвещения, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, коммунально-бытовыми услугами, уровень благоустройства населенных мест и т.д.); экологическая безопасность (уровень экологических опасностей, как в природной среде, так и в поселениях, так и в сфере производства); защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность).

Рассматривая уровень жизни членов семей, имеющих детей с ограниченными возможностями необходимо отметить, что в это понятие входят: условия жизни: условия труда и занятости; условия быта и досуга; здоровье; образование; природная среда обитания и т.д. ООН предложила обобщенный показатель уровня жизни населения: национальный доход на душу населения; доля расходов на питание в общих расходах домохозяйства; относительный коэффициент смертности, определяемый как отношение числа смертей лиц в возрасте 50-и лет и старше к общему количеству смертей; среднюю продолжительность жизни населения; индикатор напряженности (степень обеспеченности потребительскими товарами, уровень преступности, степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем. В России приняты свои критерии оценки уровня жизни, по которым и определяется уровень жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями и размер адресной социальной помощи.

Вторая глава «Трансформация социальных функций в семьях с детьми с ограниченными возможностями».

В первом параграфе выявлено и обосновано функциональное усиление опеки в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

С появлением в семье ребенок с нарушениями в развитии, изменяются родительские взгляды на методы воспитания. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.