DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.05.2008

Материалы

загрузка...

Оптимизация транспортного обслуживания центра крупного города в условиях приоритета общественного транспорта и системы перехватывающих стоянок

Куприянова Александра Борисовна, 05.05.2008

 

установлена взаимосвязь между параметрами улично – дорожной сети (УДС), системы городского пассажирского транспорта (ГПТ) и хранения индивидуального транспорта, затратами времени для передвижения в центр;

получено оптимальное решение, обеспечивающее минимум суммарных затрат времени населения для передвижения в центр на примере Иркутска.

Положения, выносимые на защиту:

оптимизационная модель транспортного обслуживания центра города, включающая зону приоритета общественного транспорта и систему перехватывающих автомобильных стоянок, целевой функцией модели является минимизация суммарных затрат времени населения на достижение центра при двух конкурирующих видах передвижений: передвижения на общественном транспорте и передвижения на индивидуальном транспорте с использованием системы перехватывающих стоянок, предложенная модель позволяет определить оптимальные решения транспортного обслуживания центра города;

система критериев, характеризующих транспортное обслуживание центра крупного города;

методика проведения анкетных обследований передвижений населения в центр крупного города по трудовым и культурно – бытовым целям, позволяющая получить необходимые данные для оценки существующего состояния системы маршрутного пассажирского транспорта;

методика оценки спроса на обслуживание внеуличными и уличными стоянками центра города, позволяет оценить спрос на поездки в городской центр, в т.ч. определить количество паркирующихся транспортных средств на уличных и внеуличных стоянках в городском центре, общее количество одновременно паркирующихся транспортных средств в городском центре, количество транспортных средств приезжающих в центр города и количество транспортных средств, осуществляющих транзитное движение через центр;

рекомендуемое оптимальное решение по транспортному обслуживанию центра города, полученное в результате моделирования.

Практическая ценность работы

Предложенная модель позволяет осуществлять выбор оптимального решения транспортного обслуживания центра города.

Методики, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в практической деятельности городских властей по организации транспортного обслуживания, а также в разработке комплексных транспортных схем, комплексных схем организации движения и генеральных планов городов.

Результаты исследований нашли применение в учебном процессе кафедры «Менеджмента на автомобильном транспорте Иркутского государственного технического университета при подготовке инженеров по специальности 190702: «Организация и безопасность движения».

Реализация работы

Основные результаты теоретических и экспериментальных исследований приняты к практическому использованию в проектной работе выполненной по заказу администрации г. Иркутск «Расчет пассажирских потоков на городском маршрутном пассажирском транспорте и индивидуальном транспорте в г. Иркутске» и в учебном процессе на кафедре «Менеджмента на автомобильном транспорте» Иркутского государственного технического университета.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования представлялись в научных докладах и выступлениях: ежегодная научно-техническая конференция Иркутского государственного технического университета (г. Иркутск, 2007 г.); XV и XVI международные научно-практические конференции «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния» (г. Екатеринбург, 2006, 2007 гг.), V всероссийская научно – техническая конференции (Красноярск, 2007 г.), V международная научно-практическая конференция (Минск, 2007г.), VIII международная научно-практическая конференция “Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах” (г. С-Петербург, 2008 г),

Публикации

По результатам диссертационного исследования опубликовано 11 печатных работ в т.ч. 2 печатные работы в изданиях, утвержденных ВАК Минобразования РФ для кандидатских диссертаций.

Структура и объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и 6 приложений. Общий объем диссертации составляет 162 страницы машинописного текста, в том числе 133 стр. основного текста, включающего 44 рисунка и 7 таблиц. Библиография содержит 156 наименований, в том числе 70 источников на иностранном языке.

Автор выражает свою глубокую благодарность за консультации при выполнении данной работы проф., д.т.н. А. Ю. Михайлову.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность работы, изложена научная новизна и практическая ценность исследования.

В первой главе выполнен анализ опыта транспортного обслуживания центров городов и управления стоянками. Различным аспектам проектирования и оценки функционирования стоянок посвящены исследования М.Б. Афанасьева, Е.Н. Боровик, А.Н. Герасимова, И.М. Головных, А.Ю. Михайлова, Г.Е Голубева, В.И. Коноплянко, Г.И. Клинковштейна, Ю.С. Ланцберга, Е.М. Лобанова, И.О. Пихлака, А.Г. Романова, Д.С. Самойлова, Г.М. Саруханяна, А.В. Сигаева, В.В. Шештокаса и ряда других авторов.

Среди зарубежных ученых вопросы регулирования паркирования рассмотрены в работах следующих авторов: S.P. Anderson, A. de Palma, R. Arnott, E. Calthrop, A. Glazer, J. Rowse, W. Vickrey, W. Young. Состояние практики управления уличными и внеуличными стоянками систематизировано в документах Мировой дорожной ассоциации PIARC, в которых рассмотрено состояние организации паркирования большинства стран мира.

В 1995 г. PIARC провел специализированный ХХ Мировой дорожный конгресс (XX World Road Congress), посвященный исключительно проблемам транспортной планировки городов. Методические документы PIARC последних лет и труды ХХ конгресса выделяют следующие важнейшие направления развития организации дорожного движения (ОДД):

снижение интенсивности движения автомобилей в центрах городов;

приоритет общественного пассажирского транспорта и автомобилей, использующихся несколькими пассажирами (HOV – high occupancy vehicles);

регламентация паркирования;

взаимодействие между улично-дорожной сетью и городской средой.

Аналогичные приоритеты в области ОДД сформулированы в специальных документах Института транспортных инженеров США (ITE), посвященных проблемам перегрузки дорожной сети.

В настоящее время используется широкий спектр мер, призванных снижать нагрузки на УДС и интенсивность движения в городских центрах и увеличить привлекательность общественного пассажирского транспорта, начиная с градостроительного и технического проектирования и кончая административной деятельностью муниципалитетов. Характерна тесная интеграция организации дорожного движения (ОДД) с другими видами транспортного и градостроительного проектирования. Обязательным элементом проектов ОДД является оценка их влияния на городскую среду, экологического и социального эффектов.

По результатам анализа в данном исследовании решено рассматривать транспортную систему центра, характеризующуюся наличием:

выделенной зоны приоритета общественного транспорта;

системы перехватывающих стоянок на границе зоны приоритета.

Рассматриваемая транспортная система центра города основана на двух видах обслуживания:

передвижения с использованием общественного транспорта;

передвижения с использованием индивидуального транспорта до границы зоны приоритета и передвижения пешком в зоне приоритета

На основе проведенного анализа были сформулированы цель и задачи исследования.

Во второй главе разработана модель транспортного обслуживания центра города при условии приоритета общественного транспорта.