DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.02.2008

Материалы

загрузка...

Вклад н.о. лосского в развитие религиозно-философского направления психологии начала xx века

Тараканова Людмила Ивановна, 05.02.2008

 

Дать определение религиозно-философского направления отечественной психологии и характеристику основных периодов его развития.

Выделить основные этапы жизненного и творческого пути Н.О. Лосского, определить истоки формирования философского мировоззрения и развития его психологических взглядов.

Раскрыть теоретико-методологические основы психологической концепции Н.О. Лосского.

Проанализировать и оценить разработанное Н.О. Лосским учение об иерархическом персонализме, в рамках которого раскрываются понятия «индивида», «личности», «индивидуальности», а также его учение о нравственных основах личности, этнопсихологических особенностях характера русского человека. Оценить значение психологического наследия Н.О. Лосского для развития отечественной психологической науки.

На защиту выносятся следующие положения:

В развитии религиозно-философского направления в России можно выделить три периода: первый (XII - XVIII века) был началом формирования данного направления, основные идеи которого были разработаны в трудах представителей духовенства; второй (XIX век) период расцвета данного направления, о чем свидетельствовали появление журналов, публикующих целый ряд плодотворных идей и подходов о сознании, свободе воли, нравственности; в первые десятилетия XX века начинается третий период, период репрессий, высылок и физического уничтожения представителей данного направления, когда оно прекратило свое официальное существование в России.

Николай Онуфриевич Лосский - представитель религиозно-философского направления русской психологии. В научном творчестве можно выделить три этапа: 1) до 1904 года – время активного становления философских и психологических взглядов ученого; 2) с 1904 по 1922 г.г. окончательно оформляется гносеологическая теория Н.О. Лосского, названная интуитивизмом, которая явилась весомым вкладом в развитие теоретических основ религиозно-философского направления психологии; 3) с 1922 года наступает третий этап творчества Н.О. Лосского за пределами России, когда он разрабатывает этическое учение, в основе которого лежит идея иерархического персонализма.

Теоретико-методологическую основу психологической концепции Н.О. Лосского составляло его учение о трех гносеологических компонентах познания мира человеком: чувственной, интеллектуальной и мистической интуиций. По Н.О. Лосскому, сознание двойственно, то есть имеет объективную (психические состояния) и субъективную (рефлексия) стороны.

В трактовке личности Н.О. Лосского прослеживается эволюция от понимания «я» как субстанциального деятеля до понимания «я» как сотворенного высшим существом. Н.О. Лосский формулирует концепцию транскреации – о дополнительном акте высшего существа, согласно которой потенциальная личность преобразуется в действительную личность. В созданной Н.О. Лосским онтологической теории ценностей были выделены материальные (низшие, связанные с эгоистическими инстинктами) и духовные (высшие, направленные на преодоление эгоистических инстинктов) ценности.

Н.О. Лосский понимал характер как совокупность стойких свойств индивидуума. Ученый выделил три типа характеров: чувственный, эгоцентрический и сверхличный и дал характеристику основных черт характера русского народа.

Н.О. Лосский внес существенный вклад в развитие религиозно-философского направления психологии. Его психологическая концепция олицетворяла те важные тенденции, которые характерны и для современной психологии, в частности, она представляла собой синтез различных межпредметных областей знания: психологии, философии, логики. Интегративный характер видения ряда проблем позволил ученому более глубоко осознать их сущность и возможные пути решения.

Методологическую основу исследования составили персонифицированный, системно-структурный и контекстный подходы. Персонифицированный подход позволил изучить творчество, как конкретной персоналии, так и тенденции, заложенные в работах изучаемого ученого. Следовательно, обращение к творчеству выдающейся личности в науке дает возможность проследить зарождение научных направлений. Системно-структурный подход, в свою очередь, обеспечил возможность представить творчество ученого как единую систему, которая состоит из структурных и функциональных элементов. С помощью данного подхода можно воспроизвести становление и развитие научных взглядов исследуемого ученого, изучить влияние предшествующих идей, соотнести с научным творчеством современников, оппонентов и последователей, выделить наиболее значимые проблемы в творчестве ученого. Благодаря контекстному подходу дана характеристика особенности развития науки в данный период времени.

В качестве методов исследования в работе применялись следующие:

историко-генетический метод, согласно которому изучение научного наследия Н.О. Лосского неразрывно связано с учетом социально-исторических условий конца ХIХ – начала ХХ в. в.;

сравнительно-исторический метод, благодаря которому изучаются преемственные связи между различными идеями;

метод систематизации психологических идей исследуемого автора;

биографический метод, позволяющий увидеть становление научных взглядов Н.О. Лосского, формирование его мировоззрения;

метод ретроспективной реконструкции процесса развития научных идей

Основные источники исследования:

опубликованные научные труды Н.О. Лосского, его рецензии на публикации русских и зарубежных философов и психологов;

работы, посвящённые анализу научного творчества и общественной деятельности Н.О. Лосского;

научные публикации, монографии, статьи разных авторов, посвящённые истории русской философской и психологической мысли конца ХIХ – ХХ в.в.;

психологические и философские труды русских и зарубежных учёных, современников Н.О. Лосского;

материалы из библиотеки храма «Архангела Михаила» (г. Канны, Франция), архивные материалы из библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» (г. Москва), материалы семейного архива внука Н.О. Лосского (г. Париж, Франция).

Научная новизна заключается в следующем:

воспроизведена диалектика жизни и творчества Н.О. Лосского, выделены этапы его научного пути, выполнено соотнесение работ исследуемого автора с трудами современников, последователей и оппонентов;

в научный обиход впервые введен новый материал, характеризующий психологическое творчество Н.О. Лосского, который до сих пор не был объектом историко-психологического анализа;

определены теоретико-методологические основы психологической концепции Н.О. Лосского;

определен вклад Н.О. Лосского в развитие религиозно-философского направления в отечественной психологии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

введены в научный обиход новые материалы, анализирующие научное наследие Н.О. Лосского, которые существенно расширяют историографию психологии, восстанавливают незаслуженно забытые или запрещенные по идеологическим соображениям страницы истории становления и развития религиозно-философского направления психологии в России. Это позволяет более полно представить развитие отечественной психологической мысли;

в условиях активного поиска современной психологией новых путей развития обращение к анализу психологического наследия одного из самых крупных представителей религиозно-философского направления Н.О. Лосского способствует методологическому осмыслению ключевых принципов и подходов современной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебных курсах истории психологии, общей, педагогической психологии, в спецкурсах по истории психологической мысли конца ХIХ – начала ХХ в.в. на психологических факультетах университетов, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации психолого-педагогических кадров, при создании учебных пособий по истории психологии и педагогической психологии.

Достоверность и обоснованность выдвигаемых в диссертации положений и сделанных выводов определяются методологической обоснованностью работы, репрезентативностью источниковедческой базы.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры психологии ГОУ ВПО АГПИ им. А.П. Гайдара (2008 г.), в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН (2008 г.). Основные положения исследования были изложены и докладывались автором на конференциях: «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов» (Нижний Новгород, 2005 г.), «Научно-практическая конференция молодых ученых АГПИ им. А.П. Гайдара» (Арзамас, 2005 г.), «Психологическая подготовка педагога в России – история и современность» (СПб., 2006 г.), «История отечественной и мировой психологической мысли: IV Московские встречи» (М., 2006 г.); «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (СПб., 2007 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, включающего 367 наименований и трех приложений (копия протокола допроса Н.О. Лосского, интервью с внуком Н.О. Лосского, Николаем Владимировичем Лосским, фотографии).

Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, задачи, методологические основы и методы, определена новизна полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первом параграфе первой главы «Жизненный путь и становление научных взглядов Н.О. Лосского» с применением историко-генетического метода дается характеристика религиозно-философского направления русской психологии, представителем которого являлся Н.О. Лосский, выделяются основные периоды развития этого направления и описывается их специфика.