DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 05.01.2008

Материалы

загрузка...

Музыкальная жизнь уральской провинции конца хiх – начала хх веков (на примере пермского края)

Козловская Ирина Петровна, 05.01.2008

 

В разделе 3. 2 «Театральная жизнь на рубеже веков» показан период небывалого расцвета (1895 – 1902) и последующего упадка Пермской оперы, раскрываются причины данного процесса. Создание Городской театральной дирекции под председательством городского главы А. Синакевича (1895) было явлением уникальным для Российской провинции и не вписывалось в общероссийские тенденции. Здесь сконцентрировались блистательные исполнители (певцы А. Круглов, А. Городцов, Ю. Закржевский, дирижеры У. Авранек (впоследствии – главный хормейстер Большого театра), И. Палиев и др.). Анализ деятельности театра показывает интенсивность премьер, преобладание русского репертуара (при этом факт отсутствия опер русских композиторов-современников является общероссийской тенденцией). Показательно, что при наличии подобной организации творческого процесса, в театральной жизни снижается роль ротационной диффузии, проявляющейся в постоянном перемещении актерских трупп. Однако убыточность, обусловленная сословностью контингента (отсюда – его малочисленностью), привела к закрытию дирекции, и театр попал во власть постоянно меняющихся антрепренеров.

Глава 4 «Хоровая культура Прикамья и деятельность А. Д. Городцова» посвящена той сфере музыкальной жизни края, благодаря которой на рубеже XIX – XX веков сложился тот самый очаг культуры всероссийского значения, который мы (в соответствии с теорией Н. К. Пиксанова) можем назвать «культурным гнездом». В разделе 4. 1 «Истоки и становление хоровой культуры» охарактеризованы Строгановские очаги церковного пения и их роль в этом процессе.

Школа «усольского мастеропения» XVI – XVII вв., основы которой заложил представитель Новгородской школы Стефан Голыш, стала одним из ведущих профессионально-музыкальных направлений. Она сыграла важную роль

в истории древнерусского певческого искусства. Ее выдающийся представитель Иван Лукошко (впоследствии архимандрит Рождественского монастыря во Владимире) занимался композиторской и певческой деятельностью во владениях Строгановых, а Фаддей Субботин олицетворял Усольскую школу во Второй комиссии по подготовке реформы знаменного пения, собранной в Москве в 1669 г., находясь в дальнейшем на государственной службе в столице и обучая государевых дьяков (яркий пример центростремительной кадровой ротации). Художественные принципы школы воплотились в деятельности Строгановского хора Сольвычегодского Благовещенского собора. Впоследствии важную роль в развитии хорового пения в новом направлении – партесном многоголосии, сыграл Н. Дилецкий, приглашенный Строгановыми для работы с хором.

Отмеченные факторы обеспечили нарушение привычной схемы трансляции культурных ценностей (выраженной вектором столица – губернский центр – уездный город). Они же обусловили наиболее яркие явления, связанные преимущественно с деятельностью церковных хоров уже в губернском центре («Неофитовский» архиерейский хор (50 – 60-е годы XIX столетия), хор Кафедрального собора (начало ХХ столетия), а также мужской капеллы С. В. Гилева (Екатеринбург, 1883) и др.

Деятельность А. Д. Городцова (1857 – 1918), анализу которой посвящен раздел 4. 2 «А. Д. Городцов – создатель хорового ’’культурного гнезда’’», рассматривается в контексте действия принципа ротации и формирования культурного гнезда. Этот энтузиаст-подвижник в течение короткого времени организовал в рамках «Попечительства о народной трезвости» невиданную

в России систему музыкального просвещения – массовое хоровое движение (1895) – до 290 хоров, обеспечив масштабную трансляцию музыкально-культурных ценностей из губернского центра на всю территорию края. Движение включало: систему обучения (регентские курсы (1896); бесплатные народно-певческие классы (1898), на основе которых было создано Пермское певческое общество (1907)), интенсивную концертную деятельность (хоровые собрания численностью до 250 человек, регулярные воскресные концерты (с 1910 по 1916 годы) в Перми, а также широко развёрнутые концертно-хоровые мероприятия в сельской местности всей Пермской губернии), организацию музыкально-библиотечной системы (1896).

Среди плодотворных идей, осуществленных музыкантом – организация оперных спектаклей в деревнях силами самих крестьян. Созданный для этой цели вариант оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (без оркестра, с участием хора, с введением литературных текстов из произведений В. Жуковского и К. Рылеева) имел огромный успех. Только в 1913 г. опера ставилась в 30 и частями в 54 уездных городах, сёлах и заводах Пермской губернии.

Симптоматично, что в 1909 г. на Всемирной выставке в Париже были представлены каталог организованной А. Д. Городцовым библиотеки и отчеты о курсах певческих классов.

Эта деятельность (высоко оцененная Б. В. Асафьевым) была подхвачена его последователями (А. А. Луканиным, В. Н. Серебренниковым, Ф. С. Узких, Е. Н. Шнюковой и др.). Традиции, сформированные А. Д. Городцовым, распространились далеко за пределы Пермского края и рассматриваемого в работе временного периода.

В Заключении подчеркивается: находясь в русле тенденций музыкальной жизни России на рубеже XIX – XX столетий, Пермский край являлся своеобразным эталоном отечественной провинции, обладающей мощным культурным и духовным потенциалом. При этом ему присущи и уникальные особенности,

в значительной степени обусловленные наследием «Строгановской империи», а также включенностью в контекст «горнозаводской цивилизации». В их числе – богатые музыкально-театральные и хоровые традиции. Это обеспечило краю лидерство в сфере музыкальных достижений на уровне уральского региона и достойную конкуренцию с центральными провинциями. Здесь, на примере Пермского края мы наблюдаем не просто нарушение общепринятой схемы трансляции культурных ценностей (от столицы к губернскому центру, далее

к уездному городу и более отдаленной периферии). В данном конкретном случае возникает уникальный пример «миграции культурного гнезда» с губернских окраин – в столицу губернии.

Безусловно, были здесь свои проблемы и трудности, откровенные неудачи. Среди них – недолгий век ряда замечательных начинаний – Филармонии, ежемесячного журнала «Искусство и жизнь», наступивший после яркого расцвета закат Пермской оперы и др. Но, несмотря на это, музыкальная жизнь Пермского края по многим параметрам выгодно отличалась от других

Отрадно, что, несмотря на революционные преобразования и трудности гражданской войны, музыкально-культурные традиции дореволюционной Перми не были прерваны. Думается, изучение роли этих традиций в становлении послереволюционной музыкальной культуры – одна из интереснейших

и заслуживающих внимания проблем в дальнейшем развитии пермского музыкального краеведения.

Список публикаций по теме диссертационного исследования

1. Козловская, И. П. Музыкальное прошлое Пермского края. Монография / И. П. Козловская. – Пермь.: Перм. гос. инст-т искусства и культуры, 2008. – 264 с. [15,34 п. л.]

2. Дрожжина, М. Н., Козловская И. П. Принцип ротации как основа отношений центра и провинции (на примере музыкальной жизни Перми на рубеже XIX – XX веков) / М. Н. Дрожжина, И. П. Козловская // История и теория культуры в вузовском образовании: Межвузовский сб. науч. тр. вып. 3. Под ред. Е. М. Тазиевой, В. А. Баранова. Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2008. – С. 100 – 113. [0,6 п. л.]

3. Козловская, И. П. Годы расцвета / И. П. Козловская // «Музыкальная жизнь». Москва: муз. кр.-публ. ил. журнал. – 2008. – № 5. – С. 34, 35. [0,15 п. л.]

4. Козловская, И. П. Достижения династии Строгановых в контексте формирования культуры Пермского региона / И. П. Козловская // Вестник ПГИК. – 2006. – № 2. – С. 44 – 54. [0,4 п. л.]

5. Козловская, И. П. К вопросу влияния культурных традиций Строгановского региона на последующее развитие культуры Прикамья / И. П. Козловская // Культурологическое образование : историческая перспектива и современные тенденции ; материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 25 – 26 окт. 2006 г. / Перм. гос. инст-т искусства и культуры. – Пермь, 2006. – С. 29 – 32. [0,2 у.п.л.]

6. Козловская, И. П. Крепостная интеллигенция Строгановых в контексте культурных традиций // И. П. Козловская / Молодёжь, наука, культура : прогностическая парадигма. Материалы аспирантских чтений, Казань, 18 апр. 2007 г. // Вестн. КГУКИИ. – Спец. вып. 2007. – С. 65 – 69. [ 0,25

7. Козловская, И. П. Музыкальный быт губернской Перми конца XIX – начала XX веков / И. П. Козловская // Вестн. ПГИИК. – 2008. - № 6. – С. 6 - 14. [0,46 п. л.]

8. Козловская, И. П. Музыкальное образование дореволюционной Перми в контексте тенденций российской провинции / И. П. Козловская // Система непрерывного художественного образования : теоретико-методологические и прикладные аспекты : материалы Всероссийской науч.–практ. конф. с междунар. участием ; Пермь. 22 – 25 окт. 2007. – Пермь, 2007. – С. 225 – 235. [0,4 п. л.]

9. Козловская, И. П. Музыкальный театр Пермской губернии в контексте общероссийских тенденций / И. П. Козловская // Краеведение и художественная культура Урала : творчество, исполнительство, образование : материалы междунар. науч.-практ. конф.; Магнитогорск, 19 – 21 ноябр. 2007. Магнитогорск, 2008. – С. 80 – 105. [1,39 п. л.]

10. Козловская, И. П. Народно-певческое дело А. Городцова в хоровом пространстве России на рубеже XIX – XX вв. / И. П. Козловская // Вестн. ПГИИК. – 2007. – № 5. – С. 137 – 147. [0,45 п. л.]

11. Козловская, И. П. О специальном музыкальном образовании в дореволюционной России (начальные и средние учебные заведения частного ведения) / И. П. Козловская // Музыкальное образование и воспитание детей и юношества: проблемы и поиски : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, 12 – 13 апр. 2007 г. Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2007. – С. 60 – 64. [0,25 п. л.]

12. Козловская, И. П. Пермская публичная музыкальная библиотека в деятельности А. Д. Городцова / И. П. Козловская // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 12. – С. 194 – 197. [0,2 п.

13. Козловская, И. П. Провинция как региональный аспект исторического краеведения. Методология исследования / И. П. Козловская // Вестн. ПГИИК. – 2006. Том 1, № 1. – С. 24 – 31. [0,3 п. л.]

14. Козловская, И. П. О некоторых подходах в исследовании музыкальной жизни региона / И. П. Козловская // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 10. – С. 211 – 214. [0,2 п. л.]

Подписано в печать 06. 10. 2008 г. Формат 60х80 1/16

Бумага документная. Гарнитура Times New Roman. Ризография

Усл. печ. л. 1,39. Тираж 100 экз. Заказ 27

Отпечатано в редакционно-издательском отделе

Пермского государственного института искусства и культуры

614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18, оф. 112

Термин «горнозаводская провинция» впервые был употреблён В. Н. Татищевым (XVIII в.). В дальнейшем

П. С. Богословский, исходя из самодостаточности и специфических правил существования региона (отношение к земле, организация производства, быт и т. д.), предложил использовать цивилизационный подход («горнозаводская цивилизация») при изучении его культуры.

Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. Кн. 2. : Музыкальная культура Сибири второй половины XIX – начала XX века / Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл.; Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 1997.