DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Эпический текст как объект философско-культурологического анализа (онтология, модальности, культурные функции)

Егорочкин Михаил Владимирович, 04.09.2008

 

Предмет рассмотрения состоит в последовательной философско-культурологической экспликации онтологических характеристик эпических текстов традиционных культур.

Цель работы заключается в установлении онтологических параметров традиционного эпического текста.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

Выявить методологические основания структурно-философского исследования текстов традиционных культур.

Установить порядок онтологических модальностей эпического текста.

Произвести структурную аналитику бытийных модальностей традиционного

Произвести аналитическую и эмпирическую экспликации различных уровней функционирования эпического текста.

Уточнить культурные функций эпоса.

Методологические основы исследования.

Методологические установки исследования определяются разработками аналитической философии и структурной аналитики.

Теоретический каркас исследования определяется работами таких представителей аналитической традиции как Н. Гудмен, Ч.У. Моррис, Я. Хинтикка, Дж. Хеил, обсуждавших вопросы многомерности онтологической и эпистемологической структуры реальности; Ф. Анкерсмит, Л. Витгенштейн, Э. Геллнер, У.В.О. Куайн, Г. Кюнг, М.В. Лебедев, К. Льюис, Дж. Остин, А. Тарский, Дж. Фодор, Г. Фреге, исследовавших онтологические и эпистемологические проблемы референции; А.Ф. Грязнов, А. Данто рассматривавших собственные проблемы аналитической методологии, что способствовало установлению теоретической целостности диссертационного исследования.

Роль важнейшей методологической компоненты также сыграли разработки философской герменевтики, прежде всего, концептуализация игры, представленная в трудах Х.-Г. Гадамера. Вместе с тем методологический базис диссертационного исследования формируют: установки модальной методологии Д.Б. Зильбермана, в соответствии с которыми любой предмет научной рефлексии должен подвергаться процедуре модализации; методологическое положение школы диалога культур (В.С. Библер, А.В. Ахутин) о том, что существует логическая разность культур и соответствующая им разность познавательных установок; исходный тезис московского методологического кружка (Г.П. Щедровицкий), согласно которому деятельность есть исходная реальность и предельная реализация.

Вместе с тем, важнейшую роль играют методологические установки структурных аналитик, в частности: пражского кружка (Р.О. Якобсон, П.Г. Богатырев, Я. Мукаржовский); французской школы структурализма (К. Леви-Строс, А.-Ж. Греймас); московско-тартуского структурно-семиотического круга (Ю.М. Лотман, Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, Т.В. Цивьян). В свою очередь, теоретическую значимость для данного исследования представляют как разработки непосредственных предшественников структурной аналитики (М.М. Бахтин, Я.Э. Голосовкер, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг), так и работы авторов, выходящих за пределы классического структурализма (П. Бурдье, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Растье, У. Эко).

Методами исследования являются как общенаучные: индукция, дедукция и аксиоматизация (получившая в рамках структурной аналитики широкую применимость), так и собственные методы структурного анализа (структурной ассоциации, диссоциации и редукции).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Исследованы архаические эпические традиции на основании философских и культурологических установок аналитической и структурной теорий. Это позволило реконструировать культурную логику рассматриваемых традиций.

Уточнена структурно-философская позиция К. Леви-Строса относительно онтологического статуса структуры. При этом пересматривается ряд положений игровой интерпретации структуры Ж. Деррида. Результаты предпринятого уточнения представляют собой философское основание концепции онтологических модальностей эпического текста.

Раскрыты онтологические характеристики и ряд особенностей бытования эпического текста в традиционной культуре.

Разработан порядок формального исследования имманентной онтологии эпоса. На основании разработанных способов формального анализа предпринята попытка реконструировать идеальный образ культурной онтологии, репрезентируемый эпическим текстом.

Раскрыто соотношение имманентной реальности эпоса и его действительной культурной среды.

Произведена последовательная экспликация процесса исполнения эпоса с целью обнаружения возможных параметров реализации идеальной онтологии и соответствующих онтологических трансформаций культурной среды.

Уточнены функции, которые выполняет эпический текст в пространстве традиционных культур.

Положения, выносимые на защиту:

Наличие эпического текста в границах конкретного культурного пространства по порядку организации представляет собой некое многомерное со-бытие. Бытие эпического текста есть сумма онтологических модальностей: во-первых, повествование – это последовательное раскрытие внутренней реальности текста (имманентная онтология); во-вторых, эпическое бытие находится в некотором отношении к миру, располагающемуся за границами текста (онтологическая референция); в-третьих, исполнение эпоса – это всегда встреча мира и имманентной онтологии текста (актуальная онтология). Выделение каждой из указанных модальностей возможно на основании разности их онтологических характеристик.

Установленные онтологические модальности эпического текста представляют собой возможные и действительные реализации структуры, следовательно, возможные и действительные состояния культурной среды.

Имманентная онтология эпического текста есть определенным образом организованная смысловая данность. Каждый отдельный ее фрагмент может быть представлен в виде структуры: структуры времени-пространства, перераспределения смысловых единиц эпического текста, элементов образа. Структуры подчинены общей логической закономерности, которая является результатом корреляции структур. Таким образом, имманентное бытие эпического нарратива конструируется в результате последовательных внутритекстовых референций.

Референции эпической и действительной онтологий не являются прямыми: семантическая непосредственность нарушается внутренней логикой эпического произведения. Организация эпического текста допускает включение реальностей, принадлежащих различным историческим эпохам, которые подчиняются логике эпического повествования. В разности эпических и эмпирических уровней онтологии заключается разность идеального и реального осуществления культуры.

Исполнение эпоса есть перформативное действие (когда факт его исполнения становится одновременно фактом реальности). Актуальная онтология – это реализация эпического текста здесь и теперь, в результате которой осуществляются онтологические трансформации эмпирического окружения (так, например, голос сказителя становится голосом героя, место исполнения эпоса – его родиной, эпическая география накладывается на привычное окружение).

Эпический текст выполняет следующие культурные функции:

– задает мировоззренческие координаты, или логику культурной среды через имманентную онтологию текста;

– на основании онтологической референции придает мировоззренческим координатам статус абсолютных;

– через раскрытие эпического текста идеальная логика, запечатленная в эпосе, становится реальностью данной культурной среды.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость работы состоит, с одной стороны, в демонстрации продуктивности структурно-философского подхода для реконструкции логики и значения практик традиционных культур. С другой стороны, в методологической верификации структурной теории на материале эпических традиций южносибирских тюрков. Процедура верификации не просто позволила подтвердить ее продуктивность, но также расширить аналитические возможности.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в процессе преподавания ряда теоретических дисциплин (“Культурология”, “Феноменология религии”, “Введение в религиоведение”).

Апробация работы была произведена на международных, всероссийских и региональных конференциях: II Межрегиональная научно-практическая конференция “Сибирь на перекрестье мировых религий” (Новосибирск, 2004 г.); I Российская с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК – XLV) “Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности” (Иркутск, 2005 г.); III Международная научно-практическая конференция “Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения” (Барнаул, 2006 г.); Международная научная конференция “Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая” (Горно-Алтайск, 2006 г.); Всероссийская научно-практическая конференция “Алтай – Россия: через века в будущее” (Горно-Алтайск, 2006 г.); Чтения памяти исследователя Сибири Л.П. Потапова “История и культура народов Южной Сибири: история, настоящее, будущее” (Горно-Алтайск, 2006 г.). Отдельные положения диссертации были апробированы при финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №08-01-92004а/G, «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников Алтая и Северо-Западной Монголии»).

Структура диссертационной работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. В свою очередь, основная часть состоит из четырех глав, включающих в общей сложности 14 параграфов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении представлены обоснование актуальности темы исследования, оценка степени ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, указывается источниковая база, а также методологические координаты, устанавливается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, представляются формы апробации и общая структура диссертационного исследования.