DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Ценностная направленность в континууме "я – не я" и ее связь с социально-психологическими характеристиками личности

Сагеева Екатерина Равилевна, 04.08.2009

 

Провести теоретический анализ разработки проблемы «Я» и самоценности личности в психологической науке.

Разработать и апробировать методику измерения меры приоритетности для личности полюсов ценностного континуума «Я – не Я».

Определить связь ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» с социально-психологическими параметрами личности (самоотошением, самоактуализацией, социально-психологической адаптацией).

Определить связь ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» с ее социальными установками в континуумах «альтруизм – эгоизм», «индивидуализм – коллективизм» и др.

Выявить особенности ценностных ориентаций в группах испытуемых с разным типом ценностной направленности в континууме «Я – не Я».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- философско-психологические подходы к изучению личности и ее самосознания (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Э. Гуссерль, М.К. Мамардашвили, Г.Я. Фихте, А.Шопенгауэр, и др.);

- субъектный подход, позволяющий рассматривать соотношение «Я – не Я» как конкретизацию более общего соотношения «субъект – объект» (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев и др.);

- современное понимание сущности личности, в соответствие с которым самосознание, Я-концепция и направленность рассматриваются как ее центральные, системообразующие психические образования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, А.В. Петровский, К.К. Платонов, К. Роджерс, Э. Эриксон, М.Г. Ярошевский и др.);

- теоретические идеи, объясняющие сущность и природу ценностей, ценностного отношения к действительности и ценностной регуляции поведения и деятельности личности (Б.С. Алишев, В. Дильтей, К. Клакхон, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Н.И. Непомнящая, М.Г. Рогов, М. Рокич, В.С. Собкин, В.А. Ядов и др.);

- теоретические концепции, описывающие особенности формирования самооценки (Б.Г. Ананьев, У. Джемс, И.С. Кон, Ч. Кули, В.В. Столин); системы отношений личности (В.Н. Мясищев, В.В. Столин, Р.Х. Шакуров и др.); направленности и ее типов (Б.С. Братусь, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм ).

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование, тестирование, методы математической статистики, качественный анализ результатов. Среди конкретных методик сбора информации использовались: методика изучения структуры ценностей личности (Б.С. Алишев), 16-PF Р. Кеттелла, методика диагностики ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» (Б.С. Алишев, Е.Р. Сагеева), тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, тест определения уровня самоактуализации личности Э. Шострома в модификации Л. Я. Гозмана, методика диагностики мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи Т. Элерса, комплексная методика для изучения выраженности социальных установок студентов (Б.С. Алишев, Е.Р. Сагеева, Г.И. Кашапова).

Статистическая обработка эмпирических результатов выполнялась с помощью пакета программ Execel и программы SPSS for Windows 11.0.1 для социальных наук. Она включала в себя определение статистической достоверности различий средних арифметических, корреляционный и факторный анализ.

Эмпирическую базу исследования составили 415 человек (132 юноши и 283 девушки). В нее вошли школьники 10-х и 11-х классов средней общеобразовательной школы № 40 г. Казани и студенты 1, 2, 3 курсов Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (естественно-научные и гуманитарные факультеты).

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе (2002-2004 гг.) был проведен анализ психологической литературы по тематике исследования, определены его концептуальные основы, определена проблема и разработана программа исследования.

На втором этапе (2004-2005 гг.) в ходе двух серий пилотажных опросов была разработана методика определения ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» и составлен пакет методик исследования.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) проводилось эмпирическое исследование, осуществлялся сбор и обработка экспериментальных данных по всей выборке и по выделенным в ее составе группам испытуемых.

На четвертом, завершающем этапе работы (2007-2009 гг.) обобщались и интерпретировались полученные результаты, формулировались выводы и завершалась подготовка рукописи диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются проработанностью теоретико-методологических основ исследования, синтезом социально-методологических подходов к обоснованию ведущих идей, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методических приемов и сбором эмпирических данных, применением к ним методов статистической обработки с последующей интерпретацией.

Научная новизна исследования

Теоретически обоснован и эмпирически выделен феномен ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я»; определена его психологическая специфика как относительно независимой психологической переменной, характеризующей приоритеты личности в глобальном соотношении «Я» (субъект) и «Мир» (объект) и проявляющей себя в двух совершенно разных формах: 1) высокая и низкая степень выраженности самоуважения и субъектности личности; 2) преобладание эгоистических или альтруистических установок.

Разработана и апробирована авторская методика для изучения и измерения ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я», основанная на определении испытуемыми более важных (с их точки зрения) и менее важных личностных качеств.

Эмпирически определена связь ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» с ее самоотношением, самоактуализацией и особенностями психологической адаптации в социальной среде.

Выявлены ценностные приоритеты и выраженность ряда социокультурных установок у студентов и школьников с различными типами ценностной направленности в континууме «Я – не Я».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней обосновано выделение особого конструкта «ценностная направленность личности в континууме «Я – не Я», позволяющего операционализировать феномен самоценности личности, и раскрыто его место в системе ценностных отношений личности. Теоретические идеи и полученные в исследовании результаты вносят вклад в социальную психологию личности в двух направлениях: развитие социально-психологической теории личности в целом; построение целостной модели ценностного мира личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ней результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Материалы исследования имеют прикладное значение для диагностической и коррекционной деятельности практических психологов образования в рамках психологического сопровождения юношей и девушек в периоды социальной адаптации и профессионального самоопределения. Кроме этого они могут быть использованы при подготовке учебных курсов для студентов, для педагогов и психологов, а также других специалистов социальной сферы, повышающих свою квалификацию. Разработанная авторская методика может быть использована для научных и прикладных исследований в области изучения ценностной направленности и социальных установок личности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессионального образования» (Казань, 2004); на Международной научно-практической конференции «Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста» (Казань, 2008); на семинаре психологов Приволжского района г. Казани «Психолого-педагогические установки формирования общекультурных ценностей на основе личностно-ориентированного обучения» (Казань, 2007). Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального образования ИПП ПО РАО.

Полученные результаты используются в работе психологов школ Приволжского района г. Казани. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 12 публикациях (1 статья опубликована в рецензируемом российском журнале, включенном в список ВАК по психологии).

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование психологического конструкта «ценностная направленность личности в континууме «Я – не Я» как обозначения относительно независимой личностной переменной, характеризующей приоритеты личности в глобальном соотношении «Я» (субъект) и «Мир» (объект) и проявляющей себя в двух разных формах: 1) высокая и низкая степень выраженности самоуважения и субъектности личности; 2) преобладание эгоистических или альтруистических установок.

2. Авторская методика диагностики ценностной направленности личности в континууме "Я – не Я", основанная на идее о том, что различные личностные качества воспринимаются людьми как: а) обеспечивающие значимость собственного «Я», б) создающие благоприятные условия для других, в) нейтральные в указанном отношении.

3. Результаты эмпирического исследования, показывающие, что:

- в плане ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» в исследовавшейся выборке школьников и студентов при более выраженной направленности на «не Я» могут быть выделены 4 группы испытуемых: с преобладанием «не Я»-направленности, «Я»-направленности, с нейтральной направленностью, уравновешенной направленностью;

- ценностная направленность личности в рамках континуума «Я – не Я» тесно связана с психологическими феноменами, характеризующими различные аспекты взаимодействия «Я» с социальной действительностью: повышение ценностной направленности на «Я» сопровождается ростом показателей самоуважения личности, ее социальной адаптации и самоактуализации, но, в то же время, ведет к повышению показателей самоуверенности, индивидуализма и эгоизма;

- ценностные ориентации в группах школьников и студентов с определенным типом рассматриваемой направленности отличаются, но отличия связаны, в основном, с повышением или понижением значимости отдельных ценностей.

Структура и объем работы. Диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы (153 источника, из них 135 работы на русском языке и 18 работы на иностранном языке) и приложение. Основной текст диссертации изложен на 110 страницах, содержит 15 таблиц и 7 рисунков. Приложение включает 14 страниц. Общий объем диссертации 137

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования. Обсуждаются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема «Я» в отечественной и зарубежной психологии» анализируются существующие в современной науке подходы к пониманию самости, самосознания, Я-концепции, образа Я, самооценки и самоотношения, обосновывается возможность выделения самостоятельного психологического конструкта «ценностная направленность личности в континууме «Я – не Я» и анализируется его психологическая специфика.