DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 04.07.2012

Материалы

загрузка...

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

АСКЕРОВ Пулат Фазаилович, 04.07.2012

 

В современных условиях одним из главных факторов дальнейшего развития АПК должна стать разработка новой концепции формирования системы управления отраслью, основанной на эффективной стратегии. Основные положения концепции, предложенной автором, даны в таблице 6.

Таблица 6 – Основные положения рекомендуемой Концепции

развития системы управления АПК

№ Цель Содержание, особенности

1. Концепция исследования проблемы

1.1 Представление системы управления во взаимообусловленности и взаимосвязи ее элементов. Обеспечение их организационного единства, исходя из целей и задач развития АПК. Унифицированная структура и взаимосвязь элементов системы управления позволяют определить последовательность работ по проектированию новой или реконструкции существующей системы управления

1.2 Идентификация и интерпретация структур управления АПК, внедрение которых может значительно повысить эффективность управления АПК В практике существуют различные варианты организации государственного, муниципального и хозяйственного управления АПК, имеющие как достоинства, так и недостатки, из которых следует выбирать наиболее целесообразные

1.3 Исследование структуры управления с учётом специфики объекта управления Следует учитывать, особенно на хозяйственном уровне, что структура управления во многом должна быть адекватной организационной структуре производства

2. Концепция управления агропромышленным комплексом

2.1 Двойственный характер субъектов и объектов управления АПК При рассмотрении вертикали управления АПК региональный уровень является объектом управления для федерального уровня. На региональном уровне, он становиться уже субъектом управления для муниципального уровня. Также как и муниципальный уровень является объектом управления для регионального уровня, а на муниципальном уровне он становиться субъектом управления для предприятий и организаций АПК.

2.2 Разработка моделей управления на уровне предприятия АПК и его структурных подразделений На районном уровне – модели управления предприятием АПК и его структурными подразделениями

2.3 Разработка моделей отраслевого и межотраслевого управления предприятиями сельского хозяйства, переработки, агросервиса и др. На областном уровне – модели областного отраслевого, межотраслевого и территориального управление АПК области

2.4 Разработка моделей территориального управления, координирующего деятельность всех хозяйствующих субъектов АПК, расположенных на территории района, области. На федеральном уровне – модели федерального отраслевого, межотраслевого и территориального управления АПК России

3. Концепция управления сельскохозяйственным производством

3.1 Основой повышения эффективности сельскохозяйственного производства является принятая модель управления. Модель должна охватывать все стадии производственного процесса (от подготовки производства до выпуска готовой продукции). Под организационно-экономической моделью управления сельского хозяйства следует понимать совокупность элементов системы управления, обеспечивающих соответствующее использование ресурсов с учетом целей производства

4. Концепция развития системы регионального управления АПК

4.1 Определение путей дальнейшего развития государственного управления. Социальное государство не может функционировать в отрыве от адекватной ему социально ориентированной модели экономики. Социально ориентированная модель экономики представляет собой систему, при которой государство берёт ответственность за жизнеобеспечение граждан в тех ситуациях, когда без государственной поддержки им не справиться. Эта проблема затрагивает такое понятие, как степень свободы человека, т.е. право на жильё, достойный уровень жизни, свободный выбор профессии и т.п.

4.2 Научное обоснование целесообразности внедрения традиционных моделей на современном этапе развития АПК.

Традиционные модели: в системе управления присутствуют все функции и организационные структуры, характерные для управления сельским хозяйством (растениеводством, животноводством и др.). Эти модели были наиболее типичны до середины XX в., затем в 1990-е и начале 2000-х годов.

4.3 Расширение возможностей управления АПК путём оптимизации функций, механизмов управления, а также различных служб в структуре управления Для эффективного функционирования АПК необходимы рыночные модели, отвечающие современным требованиям. Данные модели отличаются наличием информационно-консультационных, маркетинговых и иных служб, необходимых в условиях рыночной экономики.

5. Концепция развития муниципального управления АПК

5.1 Обоснование принципов формирования системы управления на уровне района, т.к. в стабилизации и развитии агропромышленного производства особое место принадлежит управлению аграрным сектором на уровне административного района В диссертационной работе разработан и рекомендован к внедрению усовершенствованный вариант структуры районного (муниципального) органа управления АПК, который может внедряться либо целиком, либо отдельными элементами

5.2 Формулирование основных задач районных управлений сельского хозяйства (АПК) в современных условиях хозяйствования Разработано предложение о том, что аппарат управления сельским хозяйством на районном уровне должен иметь двойственное подчинение с закреплением за ним части функций по государственному регулированию.

6. Комплексная система обучения управленческих кадров

6.1 Приведение требований к работникам и формам подготовки и переподготовки кадров управления в соответствие с целями управления и условиями хозяйствования Для успешного функционирования и дальнейшего развития системы управления необходимы кадры с соответствующей подготовкой, масштабным мышлением и опытом управленческой работы

6.2 Интенсификация учебного процесса, приведение в соответствие форм подготовки и переподготовки с требованиями научно-технического прогресса Комплексная система активных форм обучения включает разработку учебных программ для подготовки и переподготовки управленческих кадров, организацию и использование в учебном процессе специализированных технических средств и программ, разработку и применение деловых игр, производственных ситуаций и т.п.

На рисунке 1 представлена разработанная в диссертации блок-схема концепции совершенствования системы управления АПК, особенностью которой является то что, в ней использован комплексный подход. Основываясь на ней, в работе смоделированы модели управления АПК для регионального и районного уровней.

Под организационно-экономической моделью управления в АПК в работе понимается совокупность элементов системы государственного, муниципального и хозяйственного управления, обеспечивающих соответствующее использование ресурсов в сфере АПК с учетом целей всех участвующих в этом процессе субъектов.

В системе управления АПК выделены две группы фактически действующих моделей: модель прямого и модель косвенного государственного и муниципального управления. К первой группе относятся модели управления объектами государственной собственности и, соответственно, хозяйствующими на их базе субъектами.

Ко второй группе относятся модели, связанные с управлением хозяйственными субъектами, которые базируются на других формах собственности.

Основными критериями оптимальности модели государственного и муниципального управления АПК являются эффективность производства и качество жизни сельского населения. Решение данных проблем неразрывно связано с переводом отрасли на инновационный путь развития. Чтобы добиться этого, прежде всего, необходимо внести определенные коррективы в системы государственного и муниципального управления АПК. Учитывая это, в диссертации определены основные направления совершенствования государственного управления АПК в условиях модернизации экономики страны:

приведение в соответствие друг с другом функций, полномочий и ответственности органов управления АПК;

рационализация функций и структуры органов управления АПК на всех уровнях;

маркетинговая поддержка формирований отрасли;

либерализация и упрощение налоговой политики;

переход на комплексную поддержку аграрного сектора;

выделение приоритетов бюджетной поддержки аграрного сектора;

увеличение финансовой поддержки аграрного сектора;

перенос на муниципальный уровень функций государственного управления АПК;

учет принципов формирования и функционирования системы управления АПК;