DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 04.07.2012

Материалы

загрузка...

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Васильева Наталья Анатольевна, 04.07.2012

 

Коэффициент текущей ликвидности 112,8 117,0 115,1 113,9 120,5 125,8 111,5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -14,1 -14,2 -15,6 -25,9 -20,6 -19,1 -

Коэффициент автономии 38,4 37,7 33,4 30,1 33,5 33,6 87,5

Инвестиции в основной капитал предприятий (в фактически действовавших ценах):

млрд.руб. 112,6 128,0 169,9 194,0 159,0 170,4 151,3

% к предыд.году 107,8 101,8 117,5 97,0 73,7 107,2 99,4

Инвестиции в основной капитал предприятий с участием иностранного капитала (в фактически действовавших ценах)

млрд.руб. 42,8 55,3 63,8 65,9 45,3 48,8 114,0

% к предыд.году 129,1 129,2 115,4 103,3 68,7 107,7 83,4

% к итогу 38,0 43,2 37,6 33,9 28,5 28,6 75,3

Иностранные инвестиции,

млн. дол.США 1210 2130 2907 3974 2382 2803 В 2,3 р.

% к предыд.году 119,6 176,0 136,5 136,7 59,9 117,7 98,4

Источник: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с., Инвестиции в России. 2011. Ст.сб. / Росстат. М., 2011. – 303 с.

Особенности пищевой промышленности как отрасли с относительно статичной технологией обусловливают ее объективно низкую инновационную активность (только 1 из 10 предприятий осуществляет технологические инновации, результатом которых, чаще всего, является выпуск новой продукции или незначительное совершенствование технологии производства). В то же время за анализируемый период сложилась четкая тенденция повышения эффективности инновационной деятельности: в 2010 году на 1 руб. затрат на технологические инновации приходилось в 2,5 раза больше объема выпуска инновационной продукции, чем в 2005 году (табл.10). Косвенно это свидетельствует о формировании инновационными предприятиями пищевой промышленности организационных способностей по управлению инновационными процессами, которые на отдельных предприятиях трансформировались в ключевые компетенции.

Таблица 10

Динамика индикаторов инновационного потенциала

предприятий пищевой промышленности России

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010/

2005, %

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % 8,0 8,8 8,5 9,9 9,5 9,5 118,8

Объем инновационной продукции

- млн.руб. 50307,4 65308,4 86872,0 97480,8 101767,1 117788,3 В 2,3 р.

- % от общего объема выпуска 4,5 4,7 5,3 4,6 4,8 4,9 108,9

Затраты на технологические

инновации, млн.руб. 9221,1 11058,7 12698,2 12182,8 10837,7 8760,9 94,9

Выпуск инновационной продукции на 1 руб. затрат на инновации, руб. 5,46 5,91 6,84 8,00 9,94 13,44 В 2,5 р.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с.

Тем не менее, наблюдаемый прирост выпуска инновационной продукции в основном происходит за счет использования иностранного оборудования и технологий. Так, по данным Росстата в 2010 году число соглашений по экспорту пищевых технологий составило 16 (на сумму 13,1 млн. дол. США), а по импорту – 229 (на сумму 424,5 млн. дол. США). То есть, в настоящее время в пищевой промышленности сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, происходит постоянный рост фондовооруженности труда, что можно, безусловно, оценить положительно. С другой стороны, наблюдается избыток основных фондов, которые либо физически негодны, либо морально устарели для вовлечения их в производственный процесс. Как результат, многим пищевым предприятиям становится крайне трудно осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции на имеющихся производственных мощностях не только ввиду изменения параметров потребительского спроса, но и по причине физической и моральной деградации основных фондов. Техническая и технологическая модернизация сейчас - явление редкое, и основная часть предприятий отрасли ориентируется на использование ранее накопленного материально-технического потенциала. Затраты на технологические инновации в пищевой промышленности по-прежнему значительно ниже реальных потребностей технического перевооружения производства. Пока инновационная деятельность пищевых предприятий предполагает не принципиальное усовершенствование производственного аппарата, а частичную модернизацию, не позволяющую осуществить переход к выпуску конкурентоспособной продукции.

Анализ ресурсной базы стратегического потенциала предприятий пищевой промышленности позволил оценить его сбалансированность и выявил воспроизводственные диспропорции:

между возросшим физическим и моральным износом основных фондов и утратой реальных возможностей предприятий к их замене;

между возросшими требованиями к качеству и конкурентоспособности продукции и недостаточными инвестиционными и инновационными возможностями;

между темпами роста производительности труда и фондовооруженности;

между темпами роста производительности труда и реальной заработной платы.

Таким образом, развитие стратегического потенциала на основе повышения его ресурсной сбалансированности и эффективности использования является императивом.

Интегральная оценка стратегического потенциала, типологизация отраслей пищевой промышленности. Интегральная оценка стратегического потенциала апробирована на примере пищевой промышленности Саратовской области, многоотраслевой состав которой предполагает исследование в разрезе отраслей, так как они существенно различаются по основным показателям развития. К числу индикаторов, определяющих уровень стратегического потенциала, нами были отнесены следующие: для оценки финансового потенциала - рентабельность продукции, трудового потенциала – добавленная стоимость в расчет на одного занятого в отрасли, производительность труда и соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, материально-технического потенциала – фондоотдача, обеспеченность предприятий собственным сырьем и материалоотдача.

Выбор этих показателей обусловлен тем, что рост производства добавленной стоимости отстает от динамики промышленного выпуска, а рост отраслевого производства сопровождается снижением его материалоотдачи, что свидетельствует о снижении его конкурентоспособности. При оценке стратегического потенциала учитывалась также сложившаяся отраслевая структура пищевой промышленности. Интегральная оценка стратегического потенциала определялась как относительная величина по сравнению с соответствующими среднеотраслевыми показателями.

- средняя интегральная оценка стратегического потенциала совокупности предприятий-конкурентов.

Таблица 11

Индикаторы оценки стратегического потенциала подотраслей