DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 04.07.2012

Материалы

загрузка...

Регулирование развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в России

Самсонова Ирина Валентиновна, 04.07.2012

 

Первые регулируют систему кредитной кооперации, правовой статус кредитной организации, и деятельность кредитного кооператива в целом независимо от отраслевой и правовой принадлежности.

Вторая разновидность – пруденциальные нормы, их соблюдение снижает риск проведения заемных операций. Под пруденциальными нормами деятельности кредитных кооперативов понимаются нормы, которые устанавливают:

предельные величины рисков, принимаемых кредитными кооперативами;

нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных кооперативов и покрытие возможных потерь;

требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение СКПК или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, представлению ревизионных (аудиторских) заключений и при регистрации, и расширении деятельности кредитных кооперативов.

Данные нормы должны быть гармонизированы и унифицированы для всех видов кредитных кооперативов независимо от отраслевой принадлежности, чтобы обеспечить единство характера деятельности, единство финансовых и нефинансовых рисков (менеджмент, возможность мошеннических схем и т.д.), должно быть обеспечено единство логики финансово-экономических нормативов.

В период становления кредитной кооперации необходимо на наш взгляд использовать все три позиции пруденциальных норм для кредитных кооперативов, потому что бухгалтерский учет необходим для дальнейшего развития кредитной кооперации, а со временем оставить первые две.

Финансово-экономическое регулирование деятельности СКПК должно осуществляться посредством соответствующих нормативов, введенных в действие законодательством, уполномоченным органом, саморегулируемой организацией и кредитным кооперативом. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов, к которым относится СКПК за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала кооператива, его ликвидности и платежеспособности, регулирования риска при совершении ссудо-заемных операций. Безопасность кредитного института, к которому относится СКПК, во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает этим экономическим параметрам. Все нормативы должны делиться на обязательные и оценочные. Обязательные нормативы - обязательны для исполнения кооперативами, которые по степени обязательности классифицируются на:

- государственные – обязательные под угрозой запрета деятельности, наказания;

- саморегулируемых организаций (СРО) – обязательные под угрозой исключения, а в дальнейшем запрета деятельности;

- кооперативные: государственные + СРО + Устав и Положения кооператива.

Оценочные нормативы детализируют обязательные и служат для более углубленного анализа ликвидности и финансовой устойчивости кредитного кооператива.

Кроме того СКПК должны подразделяться по признаку – действующий и вновь созданный кооператив.

Предлагаемая в диссертационной работе совокупность экономических нормативов, числовые значения которых по отдельным нормативам дифференцирована в зависимости от отнесения кредитных кооперативов к тому или иному режиму регулирования.

Поскольку СКПК работают в составе финансово-кредитной системы страны, стараясь мобилизовать средства и сделать предоставляемые займы доступными для потребителей, они вынуждены подчиняться правилам государственного регулирования и кооперативного саморегулирования, цель которых – защита интересов членов кредитного кооператива.

5. Предложенный порядок организации надзора и контроля за деятельностью кредитного кооператива, как основной компоненты регулирования сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Высокая эффективность и стабильность деятельности сельскохозяйственной кредитно-кооперативной системы не могут быть достигнуты без создания действенной системы надзора и контроля.

Регулирование СКПК представляет собой процесс, складывающийся из 4 стадий:

Исходя из представленной схемы процесса регулирования, мы можем установить, что надзор за деятельностью СКПК является стадией в процессе регулирования сельскохозяйственной кредитной кооперации, то есть регулирование СКПК и надзор за деятельностью СКПК соотносятся как целое и часть. Разграничение вышеуказанных понятий позволяет сформулировать объект, предмет, цель, задачи и функции надзора.

Необходимость HYPERLINK "http://web01.portal.cbr.ru/statcontent/fbr/Tema/Glos.htm" \l "FBNiK" регулирования и надзора определяется особенностями деятельности СКПК, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств пайщиков. Поэтому, в целях поддержания стабильности системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и защиты интересов пайщиков, необходим системный подход к надзору за деятельностью СКПК.

Системный подход к надзору за сельскохозяйственной кредитной кооперацией означает, в первую очередь, подход к деятельности кредитных кооперативов как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (СКПК), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями.

В силу этого, системный подход к надзору за СКПК предусматривает: надзор за системой сельскохозяйственной кредитной кооперацией в целом с учетом ее основных подсистем; и надзор за отдельно, каждым взятым СКПК.

Каждая из этих разновидностей надзора имеет приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны, как уполномоченного органа, так и других контролирующих деятельность СКПК.

Стабильность функционирования системы СХКК во многом зависит от эффективности работы регулирующих и контролирующих деятельность СКПК органов.

Система надзора за деятельностью СКПК включает в себя три вида надзора:

Органы государственного контроля за деятельностью СКПК руководствуются в своей деятельности нормативными актами Федеральных органов государственной и исполнительной власти, Федеральной налоговой службы и других государственных органов. Своей целью они ставят обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты интересов пайщиков СКПК.

Кооперативный (саморегулирование) – организация внутреннего контроля СКПК и внешнего контроля и надзора через ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов и СРО СКПК. Основная цель контроля – это достижение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности СКПК при совершении заемных операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления рисками.

Независимый – осуществляется аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами). Основная цель независимого контроля (аудита) – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, к которым относится кредитный кооператив, и соответствии порядка ведения ею бухгалтерского учета действующему законодательству Российской Федерации.

Действенный и всеобъемлющий контроль может обеспечить доверие, которое необходимо для любого финансового института и кредитного кооператива в частности. Система контроля должна соответствовать сложившимся экономическим условиям. Существуют следующие уровни контроля, на которых сосредоточена деятельность СКПК: самоконтроль пайщиков; внутренняя ревизия; совместный мониторинг на всех уровнях системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; регулярный кооперативный аудит.

Преимущество кооперативной организационной формы заключается в том, что первичный контроль осуществляется самими пайщиками. Близость месторасположения к пайщикам, совместная мобилизация капитала посредством пайщиков, личное участие пайщиков в управлении и контроле, а также солидарная ответственность по обязательствам кооператива позволяют кредитным кооперативам уже на начальной стадии своего развития создавать эффективную систему контроля. По сравнению с другими финансовыми институтами именно в этой системе самоконтроля заключается несомненное преимущество кредитной кооперации.

6. Концепция системного управления сельскохозяйственной кредитной кооперацией.

Роль системы управления сельскохозяйственной кредитной кооперации – это максимально эффективно обеспечивать хозяйственный процесс, который, по сути, является процессом оборота ссудного капитала с целью максимального удовлетворения потребностей членов кредитного кооператива. Таким образом, вся система управления сельскохозяйственной кредитной кооперации (организационная структура + организационный механизм) должна быть создана "под нужды" экономики СКПК, потребителем, которого является член СКПК.

Проведенное исследования различных аспектов управления системами современной теории управления, позволило обосновать, что формирующаяся единая система сельскохозяйственной кредитной кооперации требует создания эффективной модели управления, учитывающей кооперативные принципы и отвечающей интересам членов кооперативов.

Национальная система сельскохозяйственной кредитной кооперации России должна представлять собой трехуровневую систему управления, в основе которой находится СКПК первого уровня (районные, местные), предоставляющие широкий круг услуг непосредственно своим пайщикам. В свою очередь СКПК первого уровня будут обслуживаться кредитными кооперативами второго уровня, предоставляющими ряд финансовых услуг и услуги нефинансового характера. И третий уровень в системе – национальный СКПК, созданный при участии кооперативов второго уровня.

Управление системой сельскохозяйственной кредитной кооперации – это сложная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые выстраиваются по вертикали, и где в основе лежат разграничения полномочий между уровнями управления (федеральный, региональный, местный).

Формирование структур управления организаций на региональном и федеральном уровнях предполагает их взаимопроникновение в целях координации деятельности.

Система управления сельскохозяйственной кредитной кооперации должна отвечать следующим требованиям: управленческие решения принимаются с учетом местных, региональных и общегосударственных условий, а также последствий не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе; управленческие решения принимаются на основе полной и достоверной информации.

Система управления позволяет решать задачи в интересах СКПК и пайщиков на всех уровнях: местном, региональном и федеральном. Уровни принятия решений по управлению распределены в зависимости от вопросов, по которым решения принимаются.

Принятые на соответствующем уровне решения рассматриваются, как обязательные для всех СКПК и могут быть отменены или изменены только в исключительных случаях.

Задачами построения системы управления сельскохозяйственной кредитной кооперации России, являются следующие: устойчивое функционирование и развитие СКПК, снижение рисков СКПК, создание единой информационной системы, позволяющей обеспечить принятие решений по уровням; организация эффективного государственно-кооперативного партнерства; оптимизация СКПК и их взаимодействие с государственно-кооперативным партнерством; обеспечение постоянного мониторинга СКПК на всех уровнях системы; интеграция СКПК в процесс реализации государственных программ развития сельского хозяйства, продовольственных рынков, занятости сельского населения и создания социальной инфраструктуры в сельской местности.