DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 04.05.2008

Материалы

загрузка...

Формирование учетной политики в целях налогообложения сельскохозяйственных организаций

Артюшина Марина Николаевна, 04.05.2008

 

Таким образом, учетная политика является одним из существенных факторов, определяющих уровень налогового бремени хозяйствующего субъекта. Проведенное исследование приказов об учетной политике сельскохозяйственных организаций Оренбургской области позволило выявить следующие недостатки:

1) нет разделения и разграничения учетных политик для целей бухгалтерского учета и налогообложения;

2) приказ об учетной политике должен утверждаться до начала налогового периода, т.е. до 1 января отчетного года, и применяться с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Это требование не всегда соблюдается;

3) нет ссылок на нормы законодательства, что позволило бы отслеживать изменения в нормативных документах и внести изменения в учётную

4) не прилагаются налоговые регистры;

5) учетная политика в ряде случаев представляет собой лишь перечень счетов и субсчетов, используемых для бухгалтерского учета;

6) встречаются абсолютно идентичные учетные политики, например, учетная политика СПК "Уральский" и учетная политика СПК "Победа" абсолютно одинаковы, что говорит о сугубо формальном отношении бухгалтеров этих хозяйств к разработке важного документа;

7) не оформляются соответствующим образом изменения и дополнения в учетную политику;

8) не выбраны вариантные элементы по отдельным налогам;

9) элементы учетной политики выбираются без оценки последствий для налогообложения организации.

Рисунок 3 - Алгоритм формирования учетной политики для целей налогообложения для сельскохозяйственных организаций

Результаты исследования говорят о пренебрежении этим документом и недооценки его в качестве инструмента оптимизации налогообложения.

Выбор оптимального сочетания элементов учетной политики для целей налогообложения основан на использовании критериев, которые позволяют моделировать влияние этих элементов на уровень налоговых платежей. В работе обоснован алгоритм формирования учетной политики для целей налогообложения для сельскохозяйственных организаций (рис.3).

Согласно нашей методике, оценка эффективности учетной политики организации происходит на основе сравнения значений налоговой нагрузки при рекомендуемом варианте конкретного элемента учетной политики с их значениями при базовом варианте (рис.4), в качестве которого использован вариант, принятый в организации до внесения изменений в учетную политику.

Рисунок 4 - Критерии оценки эффективности учетной политики для сельскохозяйственных организаций

С помощью данных критериев можно моделировать влияние выбора различных элементов учетной политики на налоговые обязательства. Анализ показал, что обдуманный подход к выбору элемента учетной политики позволил уменьшить налоговые платежи и как следствие, налоговую нагрузку сельскохозяйственных организаций.

4. Модель учетной политики для целей единого сельскохозяйственного

Существенным фактором налогообложения в сельском хозяйстве является сезонность и соответствующая нерегулярность поступления доходов. Снижение налогового бремени и упрощение процедуры взимания налогов являются немаловажными факторами улучшения финансового положения сельскохозяйственных организаций. Сторонники ЕСХН преследуют цель решения этих проблем. Данная система эффективна для сельхозтоваропроизводителей, имеющих высокую трудоемкость производства, но низкую рентабельность хозяйственной деятельности.

Так как переход сельскохозяйственных организаций Оренбургской области на ЕСХН является перспективным направлением совершенствования системы налогообложения, а специальный режим налогообложения требует правильной организации учета и составления учетной политики, нами на основе требований соответствующих нормативных актов разработана модель учетной политики для целей ЕСХН (рис. 5) и необходимые для ее реализации аналитические налоговые и сводные регистры.

Рисунок 5 - Модель учетной политики для целей ЕСХН

Таким образом, производственная и финансовая деятельность сельскохозяйственных организаций невозможна без тщательно продуманной учётной политики в целом и её важной части - налоговой политики. Эффективность системы налогообложения в сельском хозяйстве зависит от двух составляющих: формированию налоговой политики государства через налоговое законодательство и использования самим организациями АПК возможностей оптимизации налогообложения путём реализации собственной налоговой политики.

4. Выводы и рекомендации

Как показывают результаты исследования, учетная политика - понятие сложное и в экономической науке трактуемое не однозначно. По нашему мнению, в учетной политике для целей налогообложения организации отражается специфика формирования и использования информации об объектах налогового учета и исчислении налоговой базы по конкретным налогам. Отсюда, учетная политика для целей налогообложения это выбранные конкретной организацией совокупности допускаемых НК РФ способы ведения налогового учета в целях обеспечения своевременного и полного поступления налоговых платежей в бюджет, снижения налоговой нагрузки и повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

Обязательным условием формирования учетной политики, по нашему мнению, является учет взаимосвязи и преемственности 2 видов учета: бухгалтерского и налогового. Все разрабатываемые налогоплательщиками системы налогового учета в зависимости от степени участия в них принципов бухгалтерского учета можно представить в виде двух моделей. Первая модель предполагает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. В основу второй модели заложен принцип максимального сближения налогового учета системой бухгалтерского учета. Обобщив теоретические предпосылки, мы выделили принципы налогового учета, соблюдение которых важно как при выборе первой, так и второй модели: исключительность; объективность; соответствие; раздельный учет; последовательность; своевременность; исполнительность.

Разработанная нами методика оценки учетной политики для целей налогообложения позволила оценить эффективность учетных политик сельскохозяйственных организаций. В рамках методики для выявления районов области, где наблюдается наибольшая сумма налоговых платежей на вновь созданную стоимость, рассчитаны по ним показатели налоговой нагрузки и районы сгруппированы по ее уровню (районы с низкой, средней и высокой налоговой нагрузкой). Исследование степени разработанности учетных политик на основе критериев оценки по выделенным группам позволило заключить, что чем обоснованнее выбор элемента учетной политики, тем ниже налоговая нагрузка организации и выше эффективность учетной политики. Таким образом, доказано, что учетная политика является одним из существенных факторов, определяющих уровень налогового бремени хозяйствующего субъекта.

Так как переход сельскохозяйственных организаций области на ЕСХН нам видится перспективным направлением совершенствования системы налогообложения, а специальный режим налогообложения требует правильной организации учета и составления учетной политики, нами разработана учетная политика для целей ЕСХН. Если все сельскохозяйственные предприятия Оренбургской области перейдут на ЕСХН, их экономия на налогах составит, по нашим расчетам, 370178 тыс.руб. Уровень налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций области после перехода на ЕСХН будет находиться в приемлемых рамках. Более того, у 20 сельскохозяйственных районов средняя налоговая нагрузка, по нашим расчетам, не достигнет и 16,5%, что свидетельствует об заметном влиянии оптимально сформированной учетной политики на уровень налогообложения и эффективности предложенных нами рекомендаций.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО

ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК:

1. Артюшина М.Н. Динамика структуры налоговых платежей в сельском хозяйстве // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №5(44). (0,3 п.л.).

2. Артюшина М.Н. Учетная политика как инновационный инструмент регулирования уровня налогообложения сельскохозяйственных организаций// Известия ОГАУ. - №4. - Оренбург, 2007 (0,3 п.л.).

Статьи и тезисы докладов в других изданиях:

3. Артюшина М.Н. Влияние налоговой нагрузки на экономическую деятельность субъекта налогообложения // Межвуз. сб. статей. Конф., посвященная 35-летию кафедры бухгалтерского учета и аудита. - Оренбург, 2000 (0,13 п.л.).

4. Артюшина М.Н. Оценка налогового режима региона // Экономическая наука на пороге ХХI века: Матер. международной научно-практ. конф. - Оренбург, 2001 (0,12 п.л.).

5. Артюшина М.Н. Налоговый паспорт - инструмент объективного определения налоговой базы региона // Особенности транзитивной экономики: Межвуз. сборник научных статей. - Оренбург, 2002 (0,1 п.л.).

6. Артюшина М.Н. Бухгалтерский учёт как информационная система // Формирование и реализация стратегии технического и социально-экономического развития предприятий: Матер. международной научно-практ. конф. - Пенза, 2003 (0,13 п.л.).

7. Артюшина М.Н.Учётная и налоговая политика как инструменты налогового планирования организации // Пути повышения эффективности АПК в условиях вступления в ВТО: Матер. международной научно-практ. конф. - Уфа, 2003 (0,2 п.л.).

8. Артюшина М.Н. Кадастровая оценка земли - основа исчисления единого сельскохозяйственного налога // Экономико-правовые и экологические проблемы землепользования в условиях рыночной экономики России и стран СНГ: Матер. международной научно-практ. конф. - Оренбург, 2003 (0,3

9. Артюшина М.Н. Методологические особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Матер. международной научно-практ. конф. научного аграрно-экономического общества России. - Барнаул, 2003 (0,2 п.л.).

10. Артюшина М.Н. Территориальные различия налогообложения регионов Российской Федерации //Известия ОГАУ. - №2. - Оренбург, 2004 (0,2 п.л.).