DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Доржеевна учение амидаизма в дальневосточном буддизме

Малзурова Эржэнэ Лопсон, 04.05.2007

 

МАЛЗУРОВА ЭРЖЭНЭ ЛОПСОН-ДОРЖЕЕВНА

УЧЕНИЕ АМИДАИЗМА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ БУДДИЗМЕ

Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Чита – 2007

Диссертация выполнена в отделе философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Научный руководитель: Лепехов Сергей Юрьевич

философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Базаров Андрей Александрович

философских наук

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

педагогических наук, профессор

Ведущая организация: Бурятский государственный

университет

Защита состоится «13» ноября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по присуждению учёной степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Читинского государственного университета.

Автореферат разослан «13» октября 2007г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, доцент К.К. Васильева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В настоящее время Будда Амида является наиболее популярным персонажем во всей буддийской традиции Дальнего Востока. Среди множества будд и бодхисаттв региона именно его выбирают объектом почитания. Кроме того, школа Чистой Земли получила распространение не только в Азии, но и на Западе, в частности в США.

В свете столь возросшего влияния амидаизма назревает необходимость в изучении данного направления буддизма как единого целого явления, не подразделяя на государства или отдельные регионы. Такой подход к освещению учения о Чистой Земле становится целесообразным в силу преемственности базовой части доктринального комплекса, которая наблюдается в процессе развития амидаизма в рассматриваемом регионе на протяжении всей истории его существования. Детальный обзор амидаизма в Китае, Корее и Японии позволит дать полную картину эволюции идеи спасения. В амидаизме эта идея в сочетании с национальной религией, и национальным характером приобретает свои отличительные черты для каждой страны Дальнего Востока. Кроме того, учение о Чистой Земле вступает во взаимодействие с другими течениями буддизма, что также в свою очередь наносит определенный отпечаток на религиозно-философскую основу учения.

Таким образом, полное изучение амидаизма как целостного явления позволит, на наш взгляд, сформировать четкое представление о его месте и роли в развитии буддийской мысли.

Степень изученности. Несомненно, значительным вкладом в изучение амидаизма Китая являются работы Е.И. Хантаевой, которые основываются на буддийский сутрах в китайском переводе: «У лян шоу цзин» (санскр. «Большая Сукхавати-вьюха сутра»), «Амито цзин» (санскр. «Малая Сукхавати-вьюха сутра»), «Гуань у лян шоу цзин» (санскр. «Амитаюрдхьяна сутра»), «Бань чжоу сань мэй цзин» (санскр. «Пратьютпанна – Буддха – саммукхавастхита – самадхи – сутра». «Сутра сосредоточения самадхи, в котором Будда лично являет свое присутствие»).

К числу переводов, выполненных с китайского языка, относится сборник «Избранные сутры китайского буддизма», в котором представлены основные сутры буддийской традиции: Сутра Сердца Праджня-парамиты, Ваджрачхедика Праджня-парамита сутра, Малая Сукхавативьюха сутра, Большая Сукхавативьюха сутра, Сутра созерцания Будды Амитаюса, Сутра основных обетов, заслуг и добродетелей Будды Наставника Врачевания Лазуритовое Сияние, Обеты практики Бодхисаттвы Самантабхадры. Статья Ю.Б. Козловского «Японский амидаизм в эпоху средневековья» уделяет внимание изучению религиозно-философского аспекта учения, на примере деятельности основных патриархов японского амидаизма. В этом же сборнике опубликован перевод А.А. Михалева «Синран. Сущность «Трактата о единственно-вере», в котором раскрываются основные положения религиозных воззрений мыслителя Синрана, основателя наиболее радикальной школы японского амидаизма Дзёдо

Н.И. Конрад в своей работе «Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI» называл школу Синсю «японским протестантизмом». По его мнению, в Японии к моменту распространения амидаизма сложились объективные условия к «обмирщению» буддизма. В книге А.Н. Игнатовича, Г.Е. Светлова «Лотос и политика» прослеживается четкая и последовательная характеристика социально-экономической обстановки в Японии. Авторы дают также представление о взаимодействии религии и государственной политики. Кроме того, здесь подробно описывается деятельность легендарного Нитирэна, а также влияние нитирэнизма на современную Японию.

О взаимодействии школы Будды Амиды с другими сектами пишет Дж. Б. Сэнсом в труде «Япония. Краткая история культуры». Отношения между школой Нитирэна и приверженцами амидаизма были весьма напряжены. Надо сказать, что Нитирэн вообще крайне отрицательно относился ко всем другим учениям, называя всех адептов Дзёдо, Сингон, Дзэн и Рицу – врагами народа, предателями, а нэмбуцу – адским занятием.

В коллективном труде «Буддизм в Японии» под редакцией Т.П.Григорьевой дана развернутая характеристика амидаизма, а также биографии основных его деятелей. Кроме того, книга содержит подробную информацию о других школах японского буддизма.

В отечественном японоведении школа Тэндай рассматривается в трудах Н.В.Горегляда, А.Н.Игнатовича.

В западной научной литературе известны публикации, рассматривающие эту школу, П.Гронера и Ф.Суэки.

На японском языке выпущены работы Т.Акамацу, Э.Асаи, С.Ватанабэ,

Таким образом, перед нами предстает необычайно широкий спектр научной литературы, посвященной амидаизму. Однако публикаций и монографий, претендующих на охват представлений о Чистой Земле да всем Дальнем Востоке, отсутствует.

Объектом исследования в диссертации является амидаизм в Японии, Кореи и Китая, предметом исследования динамика изменений представлений о Рае в амидаизме.

Цель и задачи. Цель данной диссертации: проследить развитие и трансформации идей «Чистой Земли» в Китае, Корее и Японии, для этого выдвигаются следующие задачи:

- рассмотреть доктринальные основы учения о «Чистой Земле»;

- исследовать условия проникновения и распространения амидаизма в Китае, Кореи и Японии;