DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 04.04.2010

Материалы

загрузка...

Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе

Юсупов Ильшат Фаритович, 04.04.2010

 

Различные подходы к сущности этнической культуры (философский, культурологический, искусствоведческий, этнографический, исторический и др.) нашли отражение в работах современных исследователей В. Добрыниной, Л. Ионина, Л. Закса, Л. Выготского, А. Флиера и др.

Среди современных исследователей большой интерес для нас также представила работа Л.И. Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности», где затронуты актуальные проблемы социального характера национальной художественной культуры в современных условиях развития России.

Различные аспекты духовной культуры как социального феномена широко изучены учеными Башкортостана. Они нашли отражение, в частности, в исследованиях Д.М. Азаматова, А.Р.Абдуллина, Д.Ж. Валеева, Р.М. Валиахметова, А.Х Вильданова, Б.С. Галимова, И.Г. Галяутдинова, Дж. М. Гилязитдинова, И.И. Зайлалова, Р.И. Ирназарова, А.В. Лукьянова, З.А. Нургалина, Л.И. Нагаевой, С.М. Поздяевой, З.Я. Рахматуллиной, Р.А. Султангареевой, Р.М. Тухватуллина, Ф.С. Файзуллина и мн. др.

Объектом исследования является искусство как феномен духовной культуры

Предмет исследования – национальное искусство как социальный институт.

Цель диссертационной работы – исследование специфики национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе на материалах Республики Башкортостан. В соответствии с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:

• уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию роли национального искусства в формировании личности в современном российском

• раскрытие функциональных особенностей искусства как социального института и механизмов воздействия искусства на формирование личности в условиях трансформации общества;

• проведение анализа уровня национально-культурных потребностей населения Республики Башкортостан и запросов на основные виды национального искусства (театральное, музыкальное, художественная литература);

• разработка рекомендаций по совершенствованию механизма воздействия национального искусства на духовное развитие личности.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой исследования являются принципы структурно-функционального, институционального и системного подходов с использованием методов социокультурного анализа. Теоретическую базу диссертации составляют труды зарубежных, отечественных и региональных исследователей прошлого и настоящего в области социологии, социологии искусства, социологии культуры и духовной жизни, философии, социальной философии, этнополитологии, этносоциологии, этики, эстетики, искусствоведения, культурологии, психологии, истории, педагогики и др.

Эмпирическую базу исследования составляют:

1) статистические данные Госкомстата России и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, отражающие основные показатели в области культуры и искусства;

2) результаты российских и региональных социологических исследований, проведенных Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Центром социально-политических исследований Академии наук Республики Башкортостан, Сектором социально-правовых исследований ИСЭИ УНЦ РАН («Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан» (Уфа 2005) и «Социально-политический портрет молодежи Республики Башкортостан» (Уфа 2006), при участии соискателя, «Молодежь Башкортостана: социально-экономический портрет»

3) диссертантом проведен специальный опрос в Чешской республике и в Республике Башкортостан по проблемам потребления национальной культуры.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

• определена сущность искусства как социального института, в котором в концентрированном виде выражается дух социальных отношений, ценности, нормы, которые могут формировать в человеке его личностные качества;

• обоснована концепция о сущности национального искусства как специфического социального феномена, вида духовно-практической деятельности определенного этноса, основу которой составляют историческое своеобразие условий жизни и продукты национального художественного творчества;

• раскрыты особенности механизмов воздействия национального искусства на человека, выражающиеся в реализации им (искусством) познавательной, эстетической, воспитательной функций с использованием художественных

• на основе обобщения материалов общероссийских и республиканских статистических данных, результатов социологических исследований, выявлены основные причины снижения динамики потребления населением продуктов искусства в последние годы;

• разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию уровня национальной художественной жизни в Республике Башкортостан по повышению эффективности воздействия положительных национальных традиций на развитие личности.

Положения, выносимые на защиту:

( Основным компонентом, который отражает характер этнического сознания народа, является его искусство. Как и все основные элементы национальной культуры (язык, традиции, обряды, фольклор), искусство народа не в меньшей мере призвано быть орудием развития национального самосознания. Именно через искусство передаются духовно-культурный опыт поколений, традиции, общая система менталитета этноса, что играет неоценимую роль в духовном развитии человека, особенно в периоды его становления как личности. В искусстве «заложено» духовная составляющая национальных ценностей и ценностных ориентаций. Национальное искусство формирует в человеке особое национально-ценностное сознание, а национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором и отражены социальные требования к поведению

( Познавая действительность через искусство, человек видит ее не только в повседневной, обыденной форме, как привык он видеть ее всегда, но у него вырабатывается особое, художественное отношение к окружающему миру, в результате он начинает в особо художественной форме воспринимать окружающий его социальный мир. Именно благодаря художественному восприятию окружающего мира, в человеке активно начинает развиваться этическое и эстетическое восприятие мира.

( Результаты социологических исследований и анализ статистических материалов показывают, что динамика потребления населением искусства, несмотря на строительство новых объектов культурного назначения как в Республике Башкортостан, так и по всей стране, продолжает снижаться. Процессы глобализации, трансформация и демократизация общественных отношений (экономическая нестабильность, социально-политические преобразования), которые происходили в стране в конце XX века, привели к тому, что культура и, в частности, высокое искусство, перестали быть опорой социальной жизни общества, что в конечном итоге сказалось на степени ее востребованности.

( Развитие национального искусства обеспечивают как внешние, так и внутренние факторы. К внешним фактором относятся управленческий потенциал государственных институтов. К внутренним – институты распространения искусства (театры, музеи, концертные залы и т.п.) и институты творчества. На примере Республики Башкортостан можно постулировать идею о том, что совершенствование законодательно-правовой базы в сфере национальной культуры и искусства, а также совершенствование культурного обслуживания населения и кадрового состава театрально-концертных и других учреждений, может оказывать значительное влияние на процессы формирования личности, поскольку именно учреждения культуры и искусства создают особую эмоционально-чувственную и морально-психологическую атмосферу, в которой личность и общность (этническая) ощущают комфортность.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данной работы могут быть использованы для дальнейшего осмысления роли национального искусства в социокультурном развитии личности, а также могут стать методологической основой исследования других актуальных проблем искусства как феномена духовной сферы общества.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены в преподавании общих и специальных курсов по социологии культуры, философии, эстетике, культурологии и т.д.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих республиканских, межрегиональных и всероссийских, международных научно-практических конференциях:

( Межрегиональная научно-практическая конференция «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации» (Уфа,

( Республиканская школа-семинар молодых ученых «Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций» (Юматово, 2006);

( Всероссийская научно-практическая конференция «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006);

( Международная научно-практическая конференция «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007);

( Международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию ЮНЕСКО «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2007) и т.д.

Общий объем публикаций автора по теме диссертации составил 3,1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, формулируются цель и задачи, характеризуются научная новизна, методологическая база, теоретическая и практическая значимость и апробация.

В первой главе диссертации «Методологические вопросы изучения влияния национального искусства на человека» раскрывается сущность искусства как социального явления, выявляются национальные особенности искусства, закономерно влияющие на формирование личности, определяются основные функциональные особенности искусства: познавательная, эстетическая, воспитательная.

В первом параграфе «Национальное искусство в структуре духовной культуры общества» диссертант отмечает, что искусство как художественное отображение социальной жизни человечества возникло в глубокой древности. Методологический фундамент современного понимания проблем взаимосвязи искусства и общества, формирования культуры личности был заложен еще мыслителями древней Греции, Индии, Китая и др. Автор указывает об увеличивающемся в последние годы размахе исследований социальной природы искусства с различных сторон, в частности, в такой современной обществоведческой науке, как социология искусства.