DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 04.03.2008

Материалы

загрузка...

Профессиональная переподготовка библиотечных кадров в россии: становление и современное состояние

Екатерина Борисовна Дударева, 04.03.2008

 

Большое внимание вопросам подготовки библиотечных специалистов уделял К.И. Абрамов. Помимо статей по актуальным вопросам библиотечного образования, в своих трудах он рассматривал эти проблемы как составную часть истории библиотечного дела.

Позднее (в 1980 годы) предпринимались усилия по совершенствованию системы повышения квалификации в соответствии с изменениями внешней среды, стали востребованными активные формы обучения (И.С. Геллер, А.С. Побежимова).

Серьезным исследованием содержания обучения на Высших курсах библиотековедения Государственной публичной библиотеки (ныне РНБ) является диссертационное исследование 1982 г. В.А. Симоновского «Становление и развитие советского книговедения в 1920–1930 гг.: (в связи с подготовкой книговедческих кадров)». В диссертации основное внимание уделено преподаванию цикла книговедческих дисциплин на Высших курсах библиотековедения (ВКБ) РНБ, деятельности предметной комиссии по книговедению.

Библиотечной профессии посвящена монография А.С. Чачко «Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации», вышедшая в свет в 1986 году. Автором проанализирована специфика профессиональной деятельности библиотечных специалистов, обобщены профессиональные требования к ним и даны рекомендации по повышению квалификации кадров, введению в библиотечную профессию молодых специалистов.

Модель библиотечного образования и концепция реформы библиотечной школы разрабатывались коллективом исследователей Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Непосредственное отношение к формированию перспективной концепции библиотечного образования имеют работы А.В. Соколова, И.Е. Баренбаума, А.Н. Ванеева, Л.В. Трапезниковой, В.С. Крейденко, Г.И. Поздняковой, Е.Н. Томашевой и других

В последнее десятилетие XX века в центре внимания специалистов находятся, прежде всего, подготовка методических и учебных материалов специально для слушателей курсов повышения квалификации, обеспечение возможности повышения квалификации, взаимосвязь учреждений повышения квалификации с научно-исследовательскими центрами и библиотеками – носителями передового опыта, функционирование системы повышения квалификации в регионах и т.д.

Проблемы библиотечного образования рассматривает Ю.Н. Столяров. Он уделяет внимание углубленной разработке «библиотечного персоналоведения» как частной библиотековедческой дисциплины. Большой интерес представляют его исследования по истории становления отечественного библиотечного образования.

Переподготовку библиотечных специалистов как одну из форм повышения квалификации библиотечных работников с небиблиотечным образованием рассматривает Э.Р. Сукиасян. Детально изучив библиотечную работу и образование в США, не отрицая того, что высшее библиотечное образование необходимо в нашей стране, он полагает, что библиотекам нужны специалисты-отраслевики, а для работы в библиотеке повышать их квалификацию должны библиотечные школы, созданные по американскому

Вопросы проблемного обучения в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров обстоятельно и углубленно рассматривает Т.Я. Кузнецова.

Ю.Н. Дрешер занимается вопросами повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров медицинских библиотек. Основная работа ведется в библиотерапевтическом направлении.

Т.А. Жданова работала над проблемами повышения квалификации кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока и развития системы непрерывного образования.

Л.С. Мартынова занимается вопросами непрерывного образования библиотечных кадров с учетом специфики национальной библиотеки страны.

Деятельность Высших библиотечных курсов (ВБК) РГБ отражена и в ряде публикаций автора данной диссертации, Л.С. Мартыновой, Л.Н. Тихоновой; Е.Б. Артемьевой, Е.Б. Соболевой, Т.А. Ждановой (ГПНТБ СО РАН).

Диссертация Е.В. Тихоновой «Библиотеки в системе дополнительного профессионального образования» (2006 г.) заслуживает особого внимания. Автор представляет Высшие курсы библиотековедения (ВКБ) как самостоятельный компонент системы библиотечного дополнительного профессионального образования (ДПО), который обеспечивает реализацию образовательного процесса специалистов с небиблиотечным базовым образованием. В работе проведен глубокий анализ истории организации и функционирования ВКБ РНБ, которая является неотъемлемой частью истории развития высшего и дополнительного профессионального образования. Утверждается, что организация Высших курсов библиотековедения имела не только местное, но и государственное значение. Курсы оказали реальное влияние не только на подготовку профессионалов-библиотекарей, но и на развитие библиотековедения и на библиотечную практику в целом.

В целом все работы по различным аспектам деятельности Высших библиотечных курсов (ВБК) рассматривают специфические проблемы конкретных библиотек. Отсутствие сравнительных исследований деятельности ВБК требует научного обращения к этой проблематике.

Полностью отсутствуют работы, анализирующие правовое положение и статус библиотечных кадров, прошедших переподготовку.

Специально данной проблеме посвящены только публикации диссертанта. В них рассматривается история и основная проблематика переподготовки библиотечных кадров, обоснованы предложения по ее совершенствованию.

Трактовка термина «профессиональная переподготовка» в диссертации, дается по публикациям Э.М. Никитина, вкладывающего следующий смысл в это понятие: «Переподготовка – получение новой специальности или квалификации путем освоения профессиональных или дополнительных программ». Важно и замечание А.С. Арзуханова о том, что дополнительное профессиональное образование библиотечных работников не является самостоятельным уровнем профессионального образования. Обучение по программам дополнительного образования возможно только при наличии обязательного базового общего и специального среднего, высшего и послевузовского образования.

Однако анализ существующей литературы показывает, что в ней не раскрывается в полной мере содержание доминантного понятия «профессиональная переподготовка».

Задача исследования заключается в проведении анализа состояния, переподготовки библиотечных кадров в нашей стране как составной части библиотечного образования и выработке рекомендаций по совершенствованию переподготовки библиотечных кадров.

Научная задача решается в следующей последовательности:

- осуществление исторического анализа зарождения и развития переподготовки библиотечных кадров в нашей стране;

- уточнение содержания и структуры функционирования и развития системы профессиональной переподготовки, определение ее научных основ;

- конкретизация определений доминантных терминов исследования;

- анализ состояния современной системы профессиональной переподготовки для выявления наиболее перспективных моделей обучения.

Объектом исследования выступает переподготовка специалистов, не имеющих базового библиотечного образования.

Предметом исследования являются эволюция и современное состояние переподготовки кадров.

Основное внимание в диссертации уделяется анализу работы Высших библиотечных курсов (ВБК) Российской государственной библиотеки (РГБ) как формы переподготовки специалистов с небиблиотечным образованием в условиях библиотек. Исследуется также опыт в области переподготовки и повышения квалификации кадров Российской национальной библиотеки (РНБ), Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ – с 2008 г. она именуется Академией инновационных программ в сфере культуры и искусств), Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск), Государственной публичной научно-технической библиотеки Российской Федерации (ГПНТБ России), универсальных научных библиотек.

Гипотеза исследования: система переподготовки библиотечных кадров является эффективным способом решения кадровой библиотечной проблемы.

Эффективность и качество функционирования этой системы напрямую зависит от разработки в библиотековедении научных основ переподготовки с учетом специфики небиблиотечного базового образования и направленности деятельности библиотек.

Научная новизна. Воссоздана картина возникновения и развития профессиональной переподготовки библиотечных работников в России, свидетельствующая о том, что система переподготовки является серьезным подспорьем в кадровом обеспечении крупнейших универсальных научных библиотек ( в меньшей степени она значима для решения кадровой проблемы в библиотеках других типов и видов). Раскрыты психолого-педагогические особенности контингента обучающихся, специфика учебного процесса на Высших библиотечных курсах.

Уточнено понятие «переподготовка библиотечных кадров», а также ряд терминов, связанных с подготовкой и повышением квалификации библиотечных работников.

Выявлены основные факторы, содействующие организации обучения специалистов с высшим небиблиотечным образованием в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) на базе крупных и крупнейших научных библиотек: организационно-правовое обеспечение деятельности этой системы, квалифицированный корпус преподавателей, современная материально-техническая база, источники профессиональной информации, тесные контакты с другими библиотеками федерального уровня, ведущими методическими и образовательными центрами, высшей профессиональной школой.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении библиотековедения новыми научными фактами, позволившими на их базе разработать теорию, методику и организационную основу переподготовки библиотечных кадров.

Практическая значимость заключается в том, что основные положения диссертации применяются в деятельности Высших библиотечных курсов РГБ, где диссертант является организатором учебного процесса. Программы, формы и методы Высших библиотечных курсов РГБ в целом соответствуют потребностям контингента слушателей при переподготовке библиотечных кадров в системе дополнительного профессионального образования и служат образцом для программного обеспечения аналогичных учебных структур в других библиотеках страны.

Достоверность результатов исследования обеспечена применением комплекса методов, адекватных цели и задачам работы, тщательностью подбора источников исследования, их репрезентативностью и объективностью их

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследования были представлены автором в виде докладов на VII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ярославль, 12-18 мая 2002 г.), на Румянцевских чтениях- 2002 г. По теме исследований автором был опубликован ряд статей и тезисов докладов. Апробация осуществляется также в виде организации учебного процесса Высших библиотечных курсов РГБ на протяжении последних

Положения, выносимые на защиту:

Отечественная система переподготовки библиотечных кадров ведет начало с 1913 года. Она охватывает библиотеки всех типов и видов, все направления библиотечной деятельности. Первый период развития системы переподготовки библиотечных кадров был синкретичным: образовательные структуры выполняли одновременно, но для разного контингента слушателей, функции подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Начиная с 1920-х гг. обозначилась дифференциация этих функций. Подготовка библиотечных кадров закрепилась за учебными заведениями разного уровня (техникумы, училища, институты, колледжи и т.д.). Для системы же переподготовки оптимальной оказалась курсовая система.

Профессиональная переподготовка – одна из форм системы дополнительного профессионального образования, направленная на повышение уровня профессиональной подготовки путем получения специальных знаний, умений и компетенций, необходимых специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности и его квалификационного роста.