DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 03.10.2011

Материалы

загрузка...

Педагогическая система профессионально-экологической подготовки будущих учителей химии в вузах Таджикистана

Холназаров Санг, 03.10.2011

 

В интегрировананных спецкурсах следует рассмотреть глобальные проблемы окружающей среды: климатические изменения, проблемы энергетики и её неблагоприятное воздействие на окружающую среду и человека, вопросы сохранения биоразнообразия и биологической продуктивности, роста населения и проблем продовольствия, а также экологическое состояние Таджикистана и региона.

Интеграция в экологическом образовании требует сочетания традиционно-предметного, систематизированного обучения в рамках интегрированных курсов экологической направленности. Последнее рассматривается и как этап процесса интеграции, и как уровень усвоения содержания экологического образования.

В четвёртом параграфе «Применение информационных технологий обучения в экологическом образовании студентов» анализируется применение информационной технологии обучения в ВУЗах Таджикистана.

В настоящее время в обществе установилось мнение, что экологическое воспитание не имеет границ. Поэтому любая экологическая информация имеет большое значение в осуществлении экологического образования.

Анализ педагогической практики использования информационных технологий обучения в вузах республики позволяет утверждать, что процесс их внедрения сегодня протекает весьма стихийно.

Одним из условий внедрения информационных технологий экологического обучения в широкую вузовскую практику, является подготовленность преподавателей и студентов к их использованию, и это предопределяет актуальность их подготовки, предъявляет повышение требований к содержанию последней.

Необходимым условием применения информационных технологий в экологическом образовании является заинтересованность педагога-химика в их использовании. Это означает, что учитель химии должен знать, что данная технология помогает ему решать педагогические задачи обучения более эффективно.

В современных условиях умение управлять процессами познавательной деятельности студентов во многом зависит от подготовленности и умения преподавателя применять информационные технологии в экологическом образовании обучаемых зон.

Основные цели развития фундаментальных исследований в области экологии определяется острым народнохозяйственными проблемами: необходимостью интенсифицировать производство и повышать экономическую эффективность использования природных ресурсов, сохраняя при этом состояние окружающей среды. Во многих случаях без непосредственного участия химии решать эти вопросы не имеется возможным.

Для эффективного управления процессом экологического обучения необходимо создание адаптивной модели действий педагога, главным образом учитывающей цели, методы, результаты обучения и решающей две основные задачи: задачу диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачу управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состоянии и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

Выводы, сделанные из сказанного в большинстве случаев совпадают с подходами, предложенными Семеновым В.В., и сводятся к следующему. Развивающиеся на настоящее время информационные технологии обучения по необходимости должны подчиняться общим дидактическим закономерностям процесса обучения познания. При этом обучение (в том числе экологическое) следует понимать как информационный процесс формирования знаний у субъекта обучения под управлением преподавателя. В качестве субъекта обучения рассматривается индивидуум или гурппа индивидуумов. Знания при этом выступают в качестве информации способной генерировать новую информацию. Вопрос о понимании, что такое знания, является координальным в задаче формализации целей информационных технологий обучения и вообще в проблеме информатизации образования.

Надо отметить, что создание необходимой инфраструктуры и учебно-методической базы является одним из основных условий эффективного функционирования любой педагогической системы, независимо от того, какие дидактические задачи решаются в вузе и какая технологическая обучения при этом используется. Однако и использовании информационной технологии обучения в каких бы целях не было, совершенно немыслимы без наличия соответствующего парка ЭВТ, программного и методического обеспечения, оно приобретает новое решающее значение. Более того, на современном этапе информатизации высшего образования назрела необходимость не только в развитии инфраструктуры и информационной среды вузов, но и в выработке технической политики по оснащению учебных заведений необходимыми техническими и программными средствами с целью дальнейшего развития компьютерного обучения и эффективного использования информационных технологий обучения. Статистика свидетельствует, что сегодня оснащенность вузов Таджикистана современными компьютерами намного отстает от развитых стран мира. Используемые программные средства отличаются несовершенством, что приводит к сужению поля творческой деятельности и активности обучаемых.

С точки зрения использования информационных технологий обучения в экологической подготовки студентов представляет интерес возможности компьютерной сети в части обмена учебной информацией в виде текста, статической и анимированной графики, речи. Преподаватель и обучаемый могут обмениваться в интерактивном режиме информацией на расстоянии от нескольких метров до нескольких тысяч километров, причем это может происходить в реальном масштабе времени или синхронно. Восприятие учебного материала в этом случае происходит визуально с экрана монитора или с твердой копии (распечатки на бумаге). Работа с компьютерной сетью предоставляет возможность так называемого массового индивидуализированного обучения, где обучаемый может работать в удобном для него месте, в учебное время, в удобном темпе. Кроме этого он может при этом, во первых, обращаться за справками в базу данных, во-вторых, проводить автоматизированный самоконтроль степени усвоения учебного материала, в-третьих, участвовать в электронных семинарах и практических занятиях, в-четвертых, получать консультационные услуги.

Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ее вершинам, обеспечивает реализацию их стратегии к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение ими ряда этапов. Каждый из них знаменует достижение новых уровней профессиональной компетентности, таких как профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять служебные обязанности); обеспечение стабильности в работе (гарантированное, своевременное и качественное выполнение служебных задач); восхождение к профессиональному мастерству (творческий, эффективный труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий) и другие.

Печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможности человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютерная техника, применяемая в рамках информационных технологий обучения, позволяет увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре его мыслительности по экологическому образованию.

Экспериментальное обучение данного вопроса в вузах Таджикистана с применением информационных технологий обучения, основанной на использовании в учебном процессе компьютерного лабораторного практикума, показало, что данная технология позволяет формировать у студентов такие способности как: анализировать (49,42% респондентов, участвующих в опросе, систематизировать (27,91%), обобщать изученное и делать выводы (45,35%), самостоятельно мыслить (26,16%) и другие. Всё это говорит о том, что работы с компьютерным лабораторным практикумом потребовали у обучаемых использования нестандартных творческих решений (у 28,49% респондентов в полной мере, и у 29,07% до некоторой степени) (К. Кадиров, А. Мирзоев).

Применение информационных технологий в экологическом образовании постоянно обновляет сведения о состоянии экологической обстановки в регионе и мире. Это помогает студентам и преподавателям в приобретении новых экологических знаний и в части реализации их в повседневной жизни, выработки соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения.

Полноценная, и развитая, система экологического образования поставляется в информационное пространство точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте сознания экоцентрический тип, воспитывает студентов, школьников, на основе экоимператива. В результате такого обучения общество и государство получать образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте. Усвоенный студентам , в процессе обучения и алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги : выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.

Научно-информационная поддержка экологического образования опирается на новейшие технологии образования. Развитие и внедрение методов дистанционного обучения самообразования студентов, системный анализ состояния экологического образования и опубликование его в средствах массовый информации способствует улучшению экологического образования школьников, студентов и население. Экологическое образование требует взаимосвязь региональных международных связей.

В качестве первоочередных мероприятий можно отнести:

- изучение, анализ и отбор изданных отечественных и зарубежных учебников необходимых для обучения учащихся, студентов и разработанных специалистами учебные пособия с целью адаптации их к условиям общеобразовательной системы республики;

- проведение сравнительного анализа стратегий экологического образования сближающих регионов Республики Таджикистан с целью изучения опыта и совершенствования системы экологического образования, разработки программных и директивных документов;

- организацию выстовок материалов и средств по экологическому образованию, а также постоянный обмен научно-методической информацией;

- проведение сравнительного анализа образовательных экологических программ, используемых в различных регионах на отдельных этапах и уровнях, содержания и методов обучения, информационного обеспечения, форм общественного участия в решений экологических проблем;

- создание общедоступных для всех учебных заведений программ сетевых электронных библиотек, фото, аудио и видео – архивов в гигабайтных объемах и соответствующих механизмов обмена информацией;

- развитие учебного телевидения и его интеграции в интернет, мультимедийных и игровых средств обучения.

Четвертая глава «Опытно-экспериментальная работа по профессионально-экологической подготовке будущих учителей химии» состоит из двух параграфов.

Первый параграф «Исходный уровень экологической образованности студентов и вопросы содержания экологического образования».

Изучение исходного уровня экологической образованности первокурсников позволяет разграничить содержание, которое уже усвоено в средней школе от содержания, которое предстоит усвоить. Это та точка отсчета, от которой измеряется прирост знаний, умений, формируемых в высшем учебном заведении. При этом исследовались анкетирование, собеседование, наблюдение в период практики знаний, только что приступивших к занятиям студентов факультетов таджикской филологии, физико-математического, химико-биологического, истории Курган-Тюбинского государственного университета в период с 2005 по 2010гг. Актуальным в исследовании представляется следующее: каков прирост экологической образованности студентов за период обучения в вузе, каковы особенности усвоения студентами экологического материала по сравнению с заданными в проекте (по двум вариантам: фоновой - усвоение материала, отраженного в действующих нормативных документах, и экспериментальный - усвоение материала вводимого в порядке инициатива исследователя.

Разработанная и апробированная система постановки вопросов включала такие вопросы, как влияние общества на природную среду, связи экологических проблем с политикой, связи экологии и химии, отношение человека к природе, а также законодательства в области природопользования и охраны природы.

Наши исследования показали, что в самых общих чертах исходные представления студентов в социально-экологической области следующие. По вопросу влиянии природной среды на развитие общества представления студентов самые разнообразные. Большинство студентов ответили положительно. В ответах отдельных студентов связь развития общества и природных условий не прослеживается. Достаточно полные ответы были единичными. Количественный показатель качества М-38,3%, а дефицит знаний К-61,7%. По вопросу о влиянии общества на природную среду М-38,4%, К-61,6%. Знания первокурсников по вопросу связи экологической проблемы к политике М-52,5%, К-47,5%, по вопросу нравственного регулирования отношения человека к природе М-46,0%, К-54,0%, по вопросу влияния химического фактора на окружающую среду М-56,6%, К-43,4%, по вопросу правовой охраны природы М-26,4%, К-73,6%. В общем, по всем вопросам (по каждому вопросу см. в тексте диссертации) у первокурсников количественный показатель (К) составил 45%, а дефицит знаний (К) - 55%, эти же показатели у экспериментальных групп М-76%, К-24%, а у контрольных М-64%, К-36%.

Главный вывод заключается в следующем: современная структура социально-экологической подготовки студентов не отвечает сегодняшним требованиям. Знания выпускников весьма далеки от идеальных. За 4-5 лет обучения, как показали результаты контрольных групп, студенты наращивают к имеющимся знаниям в принятыми нами оценок не более 21%, а в экспериментальных - 33%. Эффективность нашего эксперимента в приросте экологических знаний, в общем, составила 12% (таблица №1).

В каждом конкретном случае далеко не каждый студент имеет возможность получить знания по всем аспектам экологической проблемы. Проблема всеобщего охвата студентов экологической подготовкой решена не полностью. Интеграция знаний из различных учебных дисциплин, формирование мировоззренческой идеи диалектического единства человека и природы реализуется не на достаточном уровне.

Прирост социально-экологических студентов экспериментальных групп за время обучения в вузе.

(3-показатель полнота знаний выпускников, П - прирост знаний,

все в % к показателю идеальные знания)

Таблица №1

Вопросы Хим-био. факул. Фил. фак. Истор. фак. Физико-матем. факультет П

З П З П З П З П Общ.

1. Влияние природной среды на развитие общества 64,5/25,2 64,5/24,8 63,9/24,7 63,7/24,5 25,0