DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 03.10.2011

Материалы

загрузка...

Педагогическая система профессионально-экологической подготовки будущих учителей химии в вузах Таджикистана

Холназаров Санг, 03.10.2011

 

3) Определение состава и содержания инженерно-педагогических, психологических и других знаний, обеспечивающих необходимый уровень эрудированности, его педагогической и профессиональной подготовки.

Для решения существующих проблем необходима подготовка экологически образованных специалистов, особенно учителей химии, которые являются носителями этих знаний и умений, то есть, экологически культурных учителей.

Для характеристики экологической культуры учителя химии сначала обратимся к понятию «общей культуры специалиста». Общую культуру специалиста можно характеризовать как выражение зрелости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в индивидуальной деятельности (общественно-политической, профессиональной, научной, коммуникативной и др.). Общая культура является итогом качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм, деятельности и поведения, способностей и социальных чувств (Н.Б.Крылов).

Следовательно, экологическая подготовка и экологическое образование будущего учителя химии является итогом качественного развития личности студента, который состоит из:

-системы индивидуальных норм поведения и освоенных методов экологической деятельности будущего учителя, образующей уровень регуляции поведения личности, который формируется на базе обучения и воспитания культурных образцов и принципов поведения студента через различные формы (субъект) субъективных общений и самовоспитания студентов;

-системы умений и способностей будущего учителя химии, образующей уровень практической деятельности студента, которой формируется на базе потребности к учительским кадрам в процессе постепенного накопления в стенах вуза теоретических и практических занятий и реализации набранного опыта во время педагогической практики;

-системы убеждений, образующей мировоззренческий уровень экологической культуры личности студента, который формируется на базе интересов к профессии учителя химии, ценностных ориентации к этому виду профессии;

-системы экологических знаний и интересов личности студента, которая формируется на широкой базе информационного поля профессиональной подготовки;

-системы профессиональных чувств, образующей уровень эмоциональной экологической культуры, формирующейся на базе переживаний процессов будущей деятельности и поведения личности студента, который реализуется в процессе его активности.

Экологическая культура будущего учителя химии, как интегральная, складывается в единстве и взаимодействии систем экологических знаний и интересов, убеждений и способностей, индивидуальных норм поведения и основных методов экологической деятельности.

Следовательно, личностная экологическая культура будущего учителя химии представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в профессиональной деятельности и поведении. И этот процесс можно успешно провести только на основе приобретения профессиональных знаний, умений, навыков и качества личности, которые через изучение (обучение, образование) студент (будущий учитель) получает в вузе.

Экологическая культура учителя (и в плане ее внутренней структуры: знания-убеждения-навыки, нормы профессиональной деятельности и поведения - социальных чувств; и в плане технологии: политическая, нравственная, профессиональная, специальная и т.д.) формируется в вузе постепенно на протяжении всего периода обучения.

В реализации экологической культуры существенная роль принадлежит экологическому образованию будущих учителей химии.

В процессе профессиональной подготовки учителям химии необходимо помнить, что химические знания, как часть естественнонаучного образования, являются реальной основой для формирования системы экологических знаний отдельной личности и общества в целом.

В настоящее время определены ведущие идеи (Г.М.Голин), которые необходимо закладывать в любой курс естественнонаучного направления:

1. Идея интегративности. Она предполагает раскрытие органических, присущих любой науке, межпредметных связей с другими науками, взаимного проникновения научных идей.

Понятие трактовки в этом случае становится более широким и тем самым расширяет кругозор учащихся (студентов), способствуя формированию естественнонаучной картины мира.

2. Идея методологизации. Речь идет о том, чтобы до студентов был доведен не просто результат научных изысканий, но и сам процесс его поиска, чтобы они осознавали и методы соответствующие (в нашем случае химической науки), понимали связь между научным результатом и методами, которые получены.

3. Экологизация любого курса естественнонаучного курса подразумевает обязательное приобщение учащихся не только к проблемам охраны природы, но и к осознанию великолепных, предоставленных человеку природой богатств, к пониманию того, что главная задача науки - не покорять природу, не отбирать у нее богатства, а сохранять их, беречь и приумножать, важно предостерегать человека от безумного природопользования.

4. Идея экономизации, которая предполагает обратить внимание обучаемых на экономическую сторону практического использования достижений химической науки, ее прикладное значение и экономическую оценку научных решений.

Реализации всех этих ведущих идей способствует формирование личности обучаемых.

Роль химии в преобразовании природы, в создание новых материалов и источников энергии трудно переоценить. В основе многих современных экологических проблем лежат реальные химические процессы. Чтобы эффективно решить ту или иную экологическую проблему, необходимо выявить химическую причину ее возникновения. Отсюда - необходимость «химизации» экологических знаний.

В условиях личностно-ориентированного обучения экологическое образование и воспитание занимает важное место, так как играет особую роль в формировании личности.

Анализ программ по школьным курсам химии показал, что изучение вопросов экологической химии в них рассматривается поверхностно, фрагментарно. Изучение химических продуктов и материалов, выпускаемых промышленностью, постоянное влияние химических веществ на человека указывает на необходимость включения в учебный процесс рассмотрения вопросов экологии на уроках химии.

Результаты анкетирования в 11 классах сш. № 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10 г.Курган-Тюбе свидетельствуют, что учителя химии не обладают необходимыми знаниями, навыками по экологической работе. Поэтому на химико-биологическом факультете Курган-Тюбинского государственного университета разработана экспериментальная программа экологического образования студентов-химиков (1-4 курсов), которая предусматривает изучение вопросов использования природных ресурсов, стратегии развития промышленности, энергетики, методов борьбы с отходами производства, стратегии развития сельского хозяйства, содержания экологических знаний по химии и др.

Включение описанных компонентов экологической подготовки студентов в содержание образования вуза на основе идей его интеграции, междисциплинарности, экологизации является необходимой основой решения задач и формирования культуры будущего учителя химии.

Третья глава «Технология формирования экологической образованности в процессе подготовки учителей химии» состоит из четырех параграфов и посвящена анализу содержания экологических знаний и умений, применению новых педагогических и информационных технологий, методов и принципов обучения в формировании экологической компетентности будущих учителей, а также отбору содержания общеобразовательной части химии в экологическом образовании студентов вуза.

В первом параграфе «Роль новых педагогических технологий в профессиональной подготовке учителей химии» дан анализ развития термина «педагогическая технология», так как первоначально использовался только применительно к обучению, а сама технология понималось как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Например, В.И.Андреев считает, что педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности.

С этой позиции, педагогическая технология, поскольку она сопряжена с идеей управления процессом подготовки будущего учителя, представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления - это системный метод создания применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов.

В педагогической практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях: общепедагогическом или общедидактическом, частнометодическом и локальном (Г.К.Селевко).

Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс (в нашем случае подготовку учителя химии), и поэтому ее можно представить, как педагогическую систему, состоящую из цели, содержания, средств педагогической (методической) коммуникации, деятельности субъектов подготовки (преподавателя и студента) и конечного результата (М.Нугмонов, Н.В.Кузьмина).

При таком представлении педагогической технологии выполняются все требования к построению педагогической системы профессиональной подготовки учителя, что важно в контексте нашего исследования. Ибо, педагогическая технология удовлетворяет все требования системы как целого, то есть логикой процесса подготовки учителя химии, взаимосвязи всех его частей, возможности диагностического целеполагания, планирования процесса подготовки, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов подготовки.

Это говорит о том, что педагогическая технология по отношению к профессиональной подготовке будущего учителя химии в вузе образует некоторую среду. В свою очередь, среда является одним из важнейших условий и системаобразующим фактором профессиональной подготовки будущего учителя химии в вузе. В таком случае, содержательной сущности понятий «профессиональное обучение», «образовательные технологии», «воспитательные технологии» дают основание в контексте повышения качества образованности, говорить о системе профессиональной подготовки будущих учителей химии и такая система и ее практическая реализация позволяют активизировать деятельность студентов в освоении учебного материала в рамках профессионального становления студента, как личности.

Педагогическая технология полагает программно-целевой подход к проектированию содержания профессиональной подготовки преподавателя в условиях вуза, который включает в себя:

а) определение состава и содержания эколого-педагогических, психологических и других знаний, обеспечивающих необходимый уровень эрудированности, его педагогической и профессиональной подготовки;

б) определение состава и содержания теоретических знаний, являющихся базовыми для установленного состава практических знаний и обеспечивающих профессиональную мобильность преподавателя и теоретическую обоснованность его действий.

в) определение исходных данных (результаты анализа профессионально-педагогической деятельности: результаты моделирования профессионально-педагогической деятельности в учебном процессе; комплекс задач, заданий и упражнений, необходимых для овладения педагогическими знаниями и умениями).

В последние годы этой проблеме большое внимание уделяется и в Таджикистане. Согласно концепции национального образования, инновационная политика в области технологий, обучение является одной из приоритетных его функций. В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» прямо указано, что в условиях структурно-содержательной реформы высшего образования значительно возрастает роль подсистемы, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий обучения в вузовскую практику (128).

Такое внимание этому направлению реформы высшего профессионального образования объясняется тем, что все попытки ученых найти научно-педагогическую формулу основанную на принципах классической традиционной дидактики и способную преодолеть трудности, которые встречаются вузовские преподаватели, не увенчались пока успехом. Сегодня необходимо привести существующие теории обучения в соответствии с требованиями современной педагогической практики, придать им более операциональный и инструментальный характер с точки зрения современных целей и задач в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.

Технологический подход предполагает широкое использование творческих процессов, развитие репродуктивной и творческой деятельности учащихся, достижение запланированных стандартов образования в совокупности с усвоением творческого опыта, ценностных отношений, а так же максимальную адаптацию к требованиям гуманизации и демократизации педагогического и образовательного процессов.