DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 03.07.2009

Материалы

загрузка...

Разработка методов и моделей оценки качества образовательной деятельности в высшем учебном заведении

Козлов Алексей Николаевич, 03.07.2009

 

получение студентами именно тех знаний, которые понадобятся им при дальнейшей трудовой деятельности;

учет требований рынка труда при составлении содержательной части образовательных программ;

унификация подхода к оценке знаний выпускников на базе единых требований к их компетенциям.

В работе показано, что определение устойчивых зависимостей между рядами значений компетенций и составляющими ССП возможно за счет применения методов прогнозирования. Общим недостатком большинства рассмотренных методов прогнозирования (метод экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования, адаптивного сглаживания) является то, что возможности методов математической статистики ограничены жесткими статистическими предположениями о свойствах временных рядов и во многих случаях не позволяют прогнозировать ход реальных процессов. Поэтому для решения задачи выявления функциональной взаимосвязи между показателями ССП и показателями компетентностной модели было предложено использовать инструментарий нейронных сетей, реализующих идеи предсказания и классификации при наличии обучающих последовательностей.

Во второй главе определяется порядок формирования и состав модели для оценки эффективности процессов деятельности ВУЗа, рассматриваются подходы к оценке результатов деятельности ВУЗа, приводится математический аппарат, используемый для выявления устойчивых взаимосвязей между качеством деятельности ВУЗа и уровнем компетенций студентов.

В соответствии с классической концепцией ССП оценка организации происходит на основе четырех составляющих: финансы, клиенты, процессы и персонал. Разработанный шаблон ССП включает в себя восемь составляющих, представляющих собой ключевые направления деятельности ВУЗа:

Учебный процесс.

Научная и инновационная деятельность.

Управление профессорско-преподавательским составом (ППС).

Обеспечение учебно-методическими материалами.

Социальное и техническое обеспечение.

Управление административным составом.

Финансовая деятельность.

Маркетинговая деятельность.

Структура разработанного шаблона ССП обоснована тем, что в отличие от коммерческих организаций, основной целью ВУЗа является не получение прибыли, а предоставление качественного образования студентам, которое напрямую зависит от эффективности организации учебного процесса. В связи с этим, первое место в разработанном шаблоне ССП ВУЗа, будет занимать не финансовая составляющая, а «учебный процесс». В связи с тем, что результаты научных исследований влияют на состав и содержание знаний, которые студенты получают в процессе обучения, перспектива «научная деятельность» занимает второе место в структуре ССП.

Качество учебного процесса также зависит от квалификации ППС и административного персонала. При этом составляющая «управление ППС» напрямую влияет на результаты научных исследований, а, следовательно, она должна располагаться под составляющей «научная деятельность».

Уровнями ниже располагаются составляющие, которые отражают обеспечивающие процессы ВУЗа. В свою очередь от эффективности управления административным составом зависит качество процессов ВУЗа. Исходя из этого, составляющая «Управление административным составом» должна располагаться ниже перспектив, отражающих обеспечивающие процессы

Финансовая составляющая занимает предпоследнее место в структуре ССП. Последней составляющей в структуре ССП является «Маркетинговая деятельность». Данное направление деятельности позволяет привлечь дополнительное финансирование за счет привлечения внебюджетных студентов и повышения имиджа ВУЗа в целом, а, следовательно, улучшить состояние вышележащих составляющих ССП ВУЗа.

Предложенный шаблон ССП содержит двадцать восемь целей и пятьдесят два показателя, определяющих степень достижения целей. Структура шаблона ССП может полностью изменяться при адаптации к ВУЗу. Фрагмент ССП, отражающий составляющие «Учебный процесс» и «Научная деятельность» представлен на рис.1.

В работе были рассмотрены современные подходы к формированию состава компетенций студентов, в частности, был изучен макет стандарта третьего поколения, в котором структура дерева компетенций включает в себя следующие блоки:

Общекультурные компетенции;

Профессиональные компетенции.

В работе предлагается использовать структуру дерева компетенции, отличающуюся от рассмотренной выше и обладающую следующими преимуществами:

упрощается процесс определения степени развития компетенций, получаемых студентами в магистратуре, за счет отсутствия отдельной компетентностной модели для магистров;

учитывается модульная система образования, позволяющая студентам развивать дополнительные навыки;

сокращаются временные затраты на формирование компетентностой модели за счет включения в структуру шаблона групп компетенций, общих для всех специальностей;

появляется возможность выявления недостатков как в теоретической так и в практической подготовке студентов.

Разработанный шаблон дерева компетенций студента, который отражает двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратуру), включает в себя следующие блоки компетенций:

общие – определяют степень владения студентом общенаучными подходами и методами, базовыми понятиями и определениями;

личностные – характеризуют развитие личных качеств студента;

специальные – показывают уровень развития профессиональных компетенций

Блок специальных компетенций определяет степень владения студентами практическими и теоретическими навыками в рамках специальности, а также предусматривает возможность изучения студентами факультативного набора предметов, а, следовательно, развития дополнительных компетенций. Кроме того, блок специальных компетенций включает в себя группу компетенций, которая отвечает за развитие знаний и навыков, получаемых студентами в магистратуре. Таким образом, в структуру дерева компетенций было включено семь групп:

Общие компетенции.

Личностные компетенции для всех специальностей.

Личностные компетенции для направления.

Специальные компетенции для направления (теоретические).

Специальные компетенции для направления (практические).

Дополнительные компетенции.

Компетенции, получаемые в магистратуре.

В диссертации была разработана математическая модель оценки качества образовательной деятельности, учитывающая взаимосвязь ССП и компетентностной модели студента.