DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 03.07.2007

Материалы

загрузка...

Динамика форм и методов отражения избирательных процессов татарстана в республиканской периодике (по материалам газет «республика татарстан» и «вечерняя казань», 1990-2004 гг.)

Гильманова Айгуль Нургаяновна, 03.07.2007

 

Гильманова Айгуль Нургаяновна

ДИНАМИКА ФОРМ И МЕТОДОВ ОТРАЖЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ТАТАРСТАНА В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЕРИОДИКЕ

(по материалам газет «Республика Татарстан»

и «Вечерняя Казань»,

1990-2004 гг.)

Специальность 10.01.10 – Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань-2007

Работа выполнена на кафедре теории и практики электронных СМИ Государственного образовательного учреждения «Казанский Государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина» Минстерства образования и науки Российской Федерации (ГОУ ВПО КГУ им. В.И.Ульянова-Ленина МО и НРФ).

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Дорощук Елена Сергеевна

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор Гарифуллин Васил Загитович

- кандидат исторических наук, доцент Тихонов Олег Николаевич

Ведущая организация ГОУ ВПО Чувашский государственный

университет

Защита состоится 30 мая 2007 года в 13 30 на заседании диссертационного Совета Д 212.081.14. в Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская,35. ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета (Казань, ул. Кремлевская, 35).

Автореферат разослан 30 апреля 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного Совета

кандидат филологических наук,

Козырева

Мария Александровна

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

Средства массовой информации являются одним из основных инструментов, влияющих на процесс трансформации и функционирования политической сферы современного общества. Демократические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 1980-х начале 1990-х годов, значительно расширили возможности россиян в получении достоверной информации, а средства массовой информации оказались мощной информационной базой для продвижения демократических идей и проведения избирательных кампаний. Но трансформация политической системы в России, последовавшие затем изменения в избирательном законодательстве, в свою очередь, вызвали изменения в функционировании средств массовой информации в период избирательных кампаний. Происходит постепенное изменение в методах и формах отражения избирательных процессов также и в республиканской периодике. Модели односторонних, немаркетинговых коммуникаций, таких как, агитация и пропаганда, сменяются двусторонними, маркетинговыми – политическая реклама и «паблик рилейшнз».

Необходимость изучения движущих сил и механизмов этих процессов в условиях активной трансформации жанров журналистики в медийном пространстве, анализ изменений жанровых форм и методов отражения избирательных процессов Татарстана в республиканской печати, выявление региональной специфики обусловили актуальность заявленной темы исследования.

Цель исследования: выявить особенности динамики форм и методов отражения избирательных процессов Татарстана в республиканской периодике.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) определить теоретико-методологические основания и выяснить региональную специфику изменений в типологии печатных СМИ Республики Татарстан в период с 1990 по 2004 гг.;

2) проанализировать динамику изменений в республиканском законодательстве о выборах разделов, касающихся предвыборной агитации в СМИ Республики Татарстан с 1990 по 2004 гг.;

3) уточнить содержание терминов и понятий «жанр», «метод», «форма», «агитация», «пропаганда», «паблик рилейшнз», «политическая реклама» в контексте отражения избирательных процессов в СМИ;

4) проследить в динамике трансформацию форм и методов отражения в государственных и негосударственных республиканских печатных СМИ в избирательных процессах Татарстана с 1990 по 2004 гг.

Объект и предмет исследования.

Предмет данного диссертационного исследования является система печатных средств массовой информации Татарстана в условиях избирательных процессов, а его объектом – особенности динамики отражения форм и методов региональных печатных СМИ в избирательных процессах Республики Татарстан.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач автор диссертационного исследования в своей работе применяет следующие методы: анализ теоретической литературы, изучение законодательной, нормативной базы, регулирующей деятельность средств массовой информации в период избирательных кампаний, анализ статистических документов, наблюдение за процессом отражения избирательных кампаний в республиканских печатных средствах массовой информации.

В практической части используется метод количественного и качественного контент-анализа газетных текстов, сравнительно-сопоставительный метод. Автор основывает свое исследование на системном подходе, комплексно изучая свой объект.