DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 03.05.2008

Материалы

загрузка...

Формирование системы управленческого учета на автотранспортных предприятиях

Михайлова Наталья Семеновна, 03.05.2008

 

п/п Этапы построения системы управленческого учета

1 Разработка учетно-аналитической модели взаимосвязи

финансовых и нефинансовых показателей

для определения стратегии предприятия и учета ее реализации

2 Описание и оценка внутренних процессов и бизнес-процессов

3 Совершенствование (корректировка) организационной структуры

предприятия

4 Разработка финансовой структуры компании

с выделением центров финансовой ответственности (ЦФО)

5 Создание информационной базы управленческого учета

(плана счетов, нормативных, технических документов,

глоссария финансово-экономических терминов)

6 Формирование системы управленческой отчетности

7 Разработка системы управления затратами

и калькулирования себестоимости продукции

8 Формирование системы бюджетирования

9 Автоматизация управленческого учета

Исследование показало, что на достижение стратегических финансовых целей автотранспортных предприятий максимальное влияние оказывает процесс междугородных контейнерных грузоперевозок, пользующийся наибольшим спросом у клиентов. В связи с этим в работе проведен анализ доходов и расходов на один час работы транспортного средства и в расчете на одно транспортное средство, используемое в междугородных перевозках контейнеров. Также проанализирован показатель рентабельности данного вида перевозки и рентабельности оборота за последние три года. Тенденция роста проанализированных показателей подтвердила обоснованность стратегических целей и запланированных в будущем значений рентабельности междугородней контейнерной перевозки в пределах 50-60%.

Стратегические цели по указанным четырем направлениям: "Финансы", "Процессы", "Клиенты", "Обучение и рост" - связываются отношениями причинно-следственной связи в стратегических картах, разрабатываемых на данном этапе построения системы управленческого учета на уровне предприятия и выделенных центров ответственности, что позволяет донести конкретную финансовую и нефинансовую информацию до конкретных исполнителей.

Завершается разработка учетно-аналитической модели взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей планом мероприятий по реализации установленных текущих и долгосрочных целей предприятия.

Рис.1. Учетно-аналитическая модель взаимосвязи финансовых

и нефинансовых показателей предприятия автотранспортного обслуживания

SHAPE \* MERGEFORMAT Выявленные качественные характеристики взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей позволяют: во-первых, увязать вопросы учета с показателями эффективности предприятия и присвоить им приоритеты для оптимального управления бюджетными средствами исходя из стратегии; во-вторых, определить центры ответственности за процессом формирования расходов и доходов предприятия; в-третьих, оптимизировать внутренние резервы и сопоставить их со стратегией.

На последующих выделенных этапах построения системы управленческого учета (см. табл. 1) предложена корректировка организационной структуры предприятия, разработана схема финансовой структуры и соответствующее Положение, закрепляющее ответственность и полномочия руководителей различных центров ответственности, внесены предложения по совершенствованию информационной базы управленческого учета и системы управленческой отчетности. Кроме того, предложен состав генерального (общего) бюджета организации, подразделяющийся на два блока: операционный и финансовый бюджеты. При этом автором подчеркнута важность осуществления внедрения элементов управленческого учета поэтапно и системно. Вместе с тем следует придерживаться целостного подхода к решению экономических, технологических, социальных, психологических вопросов и одновременно принимать меры по обучению персонала и усилению его мотивации.

3. Методика учета затрат и результатов по центрам ответственности автотранспортной организации на счетах управленческого учета

В результате проведенного исследования технологических и организационных особенностей автотранспортных предприятий выявлено, что производственный процесс по перемещению грузов следует подразделить на три самостоятельных подпроцесса: управление автотранспортным предприятием, обслуживание транспортных средств и собственно транспортировка грузов. Производственный процесс автотранспортного предприятия характеризуется отсутствием незавершенного производства и наличием ограниченных запасов материальных ценностей. Эти особенности транспортного процесса определяют специфику формирования учетно-аналитической информации в системе управленческого учета исследуемых предприятий.

С целью выделения объектов учета затрат в системе управленческого учета автором производственный процесс доставки грузов автомобильным транспортом подразделен на виды деятельности, им выделены возможные центры затрат, соответствующие местам их возникновения, а также определены счета для группировки затрат (табл. 2).

Технологические процессы перевозки грузов, центры ответственности

и счета по учету затрат

Технологический процесс Характеристика

процесса Возможный исполнитель Центр

ответственности Тип центра

ответственности Учет затрат

Погрузка Дополнительный Перевозчик Сторонний Экспедиторский отдел Центр доходов 23 "Вспомогательные

производства"

Транспортировка

назначения Основной Перевозчик Отдел

перевозок Центр основных затрат,

Центр доходов 20 "Основное

производство"