DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Лингвокультурологические особенности корпоративного блога как жанра интернет-коммуникации (на материале английского и русского языков)

Касьянова Наталия Владимировна, 03.04.2015

 

Касьянова Наталия Владимировна

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО БЛОГА КАК ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Специальность 10.02.19 – теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Майкоп – 2015

Работа выполнена на кафедре романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Научный руководитель: Татьяна Николаевна Ломтева

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Татьяна Михайловна Грушевская

доктор филологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» / кафедра французской филологии, профессор

Марина Васильевна Ласкова

доктор филологических наук, профессор

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» / кафедра перевода и информационных технологий в лингвистке, профессор

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Защита состоится «03» июня 2015 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.09 по филологическим наукам при ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Д.А. Ашхамафа ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, 260, http://www.adygnet.ru и на сайте ВАК http://www.vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «____» ___________2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических

наук, доцент А.Ю. Баранова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертационная работа посвящена изучению лингвокультурологических особенностей корпоративного блога, коррелирующих с модельными характеристиками данного жанра интернет-коммуникации.

На фоне активного развития информационных технологий и сети Интернет особую актуальность приобретают происходящие в современном информационном обществе процессы глобализации, которые актуализируют необходимость глубокого осмысления происходящих изменений, связанных не только с появлением принципиально новой среды социального взаимодействия, но и с формированием особой культуры интернет-общения, оказывающей влияние на развитие и изменение обслуживающего его языка.

Языковые особенности интернет-коммуникации исследуются отечественными и зарубежными языковедами на протяжении долгого времени: изучаются свойства языка Интернета как специфического инструмента коммуникации, возможности влияния интернет-лексики на стандартный язык (Кристал 2001, Горошко 2001, 2005, 2006, Обухова 2007), описывается язык формального и неформального общения в Интернете (Капанадзе 2001, Галичкина 2001, Кондрашов 2004, Борисова 2005, Асмус 2005), определяются характеристики русского языка, используемого в российском Интернете (Трофимова 2001, Ермакова 2001, Иванов 2000, Асмус 2005), проводится сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычной интернет-коммуникации (Галичкина 2001, Атабекова 2002, Аврамова 2005).

Исследования, посвященные проблемам взаимодействия языка и культуры человека в интернет-среде затрагивают в основном отдельные вопросы, связанные с национально-культурной спецификой коммуникативных стратегий интернет-общения (Смирнов 2004), лингвокультурных концептов виртуального дискурса (Лутовинова 2009), лингвокультурологических особенностей образовательных ресурсов Интернета (Морослин 2010), функционированию языковой личности в блогосфере (Калашникова 2011, Гермашева 2011). Однако исследование корпоративной блог-коммуникации на английском и русском языках, а также выявление общих и культурно-специфических особенностей национальной лингвокультуры в её корреляции с блог-коммуникацией, ещё не предпринималось.

Актуальность исследования обусловлена следующими аспектами:

1) изучением блогосферы как специфической среды интернет-коммуникации, являющейся одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики;

2) научным осмыслением вопросов, связанных с типами и разновидностями блогосферы, её целями, структурой, ценностями, специфическими средствами языкового оформления в силу того, что данная коммуникативная интернет-среда приобретает сейчас особую социальную значимость, обусловленную вовлеченностью в неё широких общественных слоев;

2) необходимостью теоретического осмысления адекватности языка корпоративного блога как инструмента продвижения товаров и услуг в бизнес-коммуникации;

3) важностью изучения особенностей интеграции национально-культурных элементов в корпоративную блогосферу.

Объектом данного исследования является корпоративный блог как особый жанр интернет-коммуникации и лингвокультурный феномен.

Предмет исследования – лингвокультурологические особенности корпоративного блога как продукта речевого взаимодействия профессионального сообщества людей, объединенных общими профессионально-ценностными установками.

Цель исследования – выявить лингвокультурологические особенности корпоративного блога, функционирующего в пространстве англоязычной и русскоязычной лингвокультур, установить их корреляцию с модельными характеристиками этого жанра интернет-коммуникации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи.

1. Изучить становление и развитие интернет-коммуникации как особого способа реализации языка.