DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 02.11.2010

Материалы

загрузка...

Организационно-педагогические условия процесса самопознания студентов

Дзилихова Людмила Феликсовна, 02.11.2010

 

- испытуемыми, как в своей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в каждодневной жизни;

- в процессе повышения последипломной квалификации;

- применения результатов и методик исследования в научных работах по данному направлению.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Новое информационное общество требует от человека понимания своего места в окружающем мире. Позиция человека в процессе самоопределения – выражается в наличии своей жизненной позиции, своего мировоззрения, осознанного отношения к себе и к миру. Через саморазвитие происходит формирование важнейшей характеристики личности. В качестве субъекта самоопределения выступают знания своих объективных возможностей, своих жизненных ценностей и осознание своих жизненных целей.

2. Образование в данном случае определяется как деятельность человека по своему развитию и своему самостановлению. Саморазвитие проходит через процесс самопознания и самореализацию. Возраст 16-21 год период интенсивного развития самосознания, в котором происходит активное познание своей личности.

3. Необходимыми и достаточными организационно-педагогическими условиями процесса самопознания студентов являются:

- рассмотрение процесса самопознания как системы, основанной на принципах комплексности, целостности и системности;

- развитие устойчивой потребности студентов в познании своих свойств и свойств других людей (индивидных, субъекто-деятельностных, личностных свойств, свойств, характеризующих индивидуальность);

- использование этих знаний для развития человеком своих собственных возможностей для достижения наиболее высокого (акме) уровня своего личностного и профессионального становления.

Основной базой для опытно-экспериментальной работы были: факультеты международных отношений, филологический, факультеты физической культуры и спорта, повышения квалификации Северо-Осетинского государственного университета им К.Л.Хетагурова.

Апробация работы и внедрение результатов исследования

Результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им К.Л.Хетагурова, научно-практических и методических семинарах для преподавателей вузов города, всероссийских и региональных научных конференциях. Основные положения отражены в 5 публикациях, в том числе одной в соответствии с требованием ВАК РФ.

Результаты исследования получили успешное внедрение в практику работы факультетов международных отношений, филологического, физической культуры и спорта, повышения квалификации Северо-Осетинского государственного университета им К.Л.Хетагурова при проведении практических занятий и в лекционном курса «Основы акмеологии».

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (197 наименований) и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается оценка современного состояния проблемы исследования и степень ее разработанности, обосновывается ее актуальность, определены методологические основы и методы исследования, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приведены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы самопознания личности студента» дано обоснование исследуемой проблемы, представлены теоретико-методологические подходы к изучаемому вопросу и анализ направлений научного списка по проблеме самопознания студентов, исследуются содержание понятий «самопознание» в целом и «самопознание студентов» в частности.

В этом разделе диссертации также отмечено, что деятельность человека выступает существенным источником самопознания. В процессе деятельности формируется знание о себе, более полно осознаются потенциальные и реальные возможности физического и психического развития индивида, проверяется адекватность оценок самого себя.

Чтобы помочь человеку, познающему себя, человеку, стремящемуся к самореализации, умеющему объективно оценить себя, и теорию и метод необходимо дать в руки ему самому. В связи с этим возникают новые взаимоотношения между наукой и человеком ее применяющим. Это открывает перед всем блоком психолого-педагогических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и обществом новые перспективы.

Овладение и применение любой области научного знания предполагает стимулирование самореализации творческого потенциала и высокий уровень сознания, самосознания человека в окружающем мире и профессии. Эти процессы не могут быть продуктивными вне синтеза эмпирических и научных психологических знаний. Проблема состоит в том, как подводить человека к такому синтезу, одновременно формируя эмпатию и интуицию.

Самопознание в широком плане есть процесс изучения личностью собственных физических и психических особенностей.

В результате такого изучения у человека постепенно формируется:

- представление о физическом и духовном облике, который ему присущ;

- складывается понятие о своей личности.

Анализ основных направлений в исследовании проблемы самопознания в отечественной и западной литературе позволили выделить основные теоретические положения, которые составили фундамент построения концепции руководства самопознанием студента: руководство процессом самопознания требует комплексности, целостности и системности.

Целостный подход к изучению человека предложенный и обоснованный В.М. Бехтеревым, и получивший развитие в теоретической модели Б.Г. Ананьева (целостного рассмотрения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности).

Развитие идей целостного подхода состоит в обосновании сравнительного принципа исследования. Подбор объектов исследования проводится на основании предварительно сформулированных критериев и признаков уровня продуктивности деятельности: высоко-, средне-, малопродуктивные.

Парадигма Б.Г. Ананьева, предусматривающая рассмотрение человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, дополняется еще двумя позициями: 1) «конечный результат» субъекта деятельности, индивидуальности и 2) обратной связью, позволяющей человеку осуществлять самокоррекцию и самореорганизацию деятельности.

Другая важная парадигма научной школы Б.Г. Ананьева – «Жизненный путь человека», есть «история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Человек познает самого себя в сравнении с другими, в сравнении с окружающим миром.

Комплексность (Б.Г.Ананьев) нацелена на интеграцию знаний о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Системность заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов. Системный подход является общим научным методом для решения теоретических и практических проблем (теория Н.В.Кузьминой). При этом формирование личности студента как субъекта творческой личности возможно лишь на системно-моделирующем уровне обучения и воспитания (субъект-субъектных отношениях).

Применяя вышеизложенное понятие педагогической системы к процессу самопознания, была предложена структурно-функциональная модель руководства процессом самопознания студентов, основой которой является один из фундаментальных выводов современной психологической науки: успех той или иной деятельности зависит примерно в равной степени как от типа мотивации, которой руководствуется человек, так и от владения методами осуществления деятельности (А.В. Петровский). Если мы хотим научить студентов деятельности самопознания и, как следствие саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю, необходимо сформировать у них соответствующую мотивацию. А образ результата и должен стать целью процесса самопознания. Так как регулятором индивидуальной деятельности человека является образ результата, к которому нужно стремиться.

@ъекта творческой личности возможно при системно-моделирующем деятельность уровне обучения и воспитания.

Во второй главе - «Экспериментальное исследование процесса самопознания личности студента» - описаны методика организации и результаты эксперимента.

Для проведения констатирующего эксперимента, на основании вышеизложенных методологических подходов и принципов, а также в соответствии с целью исследования и с учетом специфики объекта и предмета исследования, были использованы следующие основные методы: опрос; структурированное (стандартное) интервью; письменный опрос, беседа; выборочное наблюдение; анкетирование; экспертные оценки.

Анкетный опрос был представлен несколькими блоками: 1-й характеризующий личность респондента; 2-й определяющий понимание студентами актуальности процесса самопознания в современном мире; 3-й вопросы, дающие возможность определить знание респондентами (студентами) теоретических вопросов интегративных знаний о человеке; 4-й определяющий респондентами (студентами) уровень интегративных знаний о себе; 5-й определяющий знание студентами основ, субъект-субъектных отношений. 6-й блок вопросов, определяющий степень и объем использования студентами знаний, 1-5 блоки позволяют оценить в баллах степень выраженности знаний, умений и уровень выраженности использования знаний и умений («я знаю»; «я умею»; «я использую»). Полученные результаты сравнивались с экспертными оценками. Экспертные оценки – являлись систематизированным опросом компетентных лиц или опытных специалистов по вышеперечисленным вопросам, с представлением обоснованных выводов и рекомендаций.

При обсуждении констатирующего эксперимента было решено: на первом этапе провести устный и письменный опросы, беседы о современном этапе развития общества, о проблемах возникающих у испытуемых и о том, каковы на их взгляд причины (факторы) этих проблем (объективные, объективно-субъективные или субъективные). Такое начало констатирующего эксперимента логически вытекает из вышеперечисленных принципов субъектности предполагающих в будущем расширение субъектного пространства человека и в частности: определение насколько активна ориентировка испытуемых (в новой ситуации, материале и т.д.).

Констатирующий эксперимент был выстроен по методике описанной выше. Для исключения внешних отрицательных мотиваций (ВОМ), опрос, анкетирование и другие методы исследования проводились добровольно. Из 230 человек – 219 согласились на участие в эксперименте, 6 человек в ходе эксперимента прекратили в нем участие по различным причинам. Таким образом, от начала и до конца констатирующего эксперимента приняло участие 213 человек. Устные беседы показали также, что уже изначально отношения исследователь-студент были субъект-субъектными и носили характер сотрудничества. И это, несмотря на то, что для получения объективных данных, они не были ознакомлены с конечной целью эксперимента (метод «частичного ослепления»).

На следующем этапе студентам было предложено в свободной форме (письменный опрос) описать, что означает слово «глобализация», что им известно о научно-техническом прогрессе, и как этот процесс связан с реформами во всех сферах нашей жизни и инновационным образованием. Опрос не был ограничен во времени. При этом 47 человек, отказались отвечать, в течение первого часа, так как, на их взгляд вопросы «непростые», «прежде чем отвечать на них необходимо подумать, просмотреть литературу», «поискать ответы на вопросы в Интернете» и т.д. Анализ ответов, позволяет говорить о том, что данная группа студентов, несмотря на отказ от работы, осознает противоречие своего развития и настроена на саморазвитие и самообновление.