DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 02.07.2009

Материалы

загрузка...

Формирование культуры диалога у будущих психологов

Акулин Андрей Михайлович, 02.07.2009

 

АКУЛИН Андрей Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

(психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

заслуженный деятель науки РФ,

действительный член РАО,

доктор психологических наук, профессор

Деркач Анатолий Алексеевич

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки РФ,

лауреат премии Правительства РФ,

доктор психологических наук, профессор

Кандыбович Сергей Львович

кандидат психологических наук

Закирова Татьяна Михайловна

Ведущая организация – Российский университет дружбы народов

Защита состоится 25 июня 2009 г. в часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в РАГС при Президенте РФ по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, 1 учебный корп., ауд.3350

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан 25 мая 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного Совета

доктор психологических наук В.Г. Асеев

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Профессия психолога относится к классу профессий «человек – человек» или «человек – группа» и входит в группу так называемых помогающих профессий, а значит, с необходимостью должна осуществляться по принципу диалогического взаимодействия. Качество профессиональной деятельности психолога во многом определяется именно уровнем развития у него способности к диалогу и формирования культуры диалога. При этом высокий уровень культуры диалога одинаково необходим психологу-практику (в профессиональном диалоге с клиентом), психологу-исследователю (в профессиональном диалоге с коллегами и явлениями науки) и преподавателю психологии (в профессиональном диалоге со студентами).

Однако практика показывает, что у многих специалистов, профессионально занимающихся психологией, недостаточно развиты личностные качества и профессиональные умения, обеспечивающие диалогическое общение (диалогическое мышление, эмпатия, рефлексия и т.п.). В результате психолог оказывается неспособен к принятию Другого как безусловной ценности, ориентируется на директивные способы воздействия, а зачастую прибегает к манипулированию, тем самым нарушая этические нормы профессии.

Проведенный анализ позволил выявить противоречия между:

социальной потребностью в профессиональных психологах, обладающих высоким уровнем культуры диалога, и инертностью традиционной системы их профессиональной подготовки;

необходимостью подготовки будущих психологов к диалогу как наиболее совершенному виду профессионального взаимодействия и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к формированию у них культуры диалога.

Состояние разработанности проблемы исследования. Диалог как социопсихологический, социокультурный и социолингвистический феномен является объектом и предметом исследования различных наук: философии, лингвистики, литературоведения, семиотики, психологии, педагогики, культурологии и др.

В рамках лингвистики, семиотики, литературоведения преобладают формально-констатирующие исследования диалога (В.В. Виноградов, Т.Г. Винокур, В.М. Волькенштейн, Н.Ю. Шведова, Л.П. Якубинский и др.). В рамках философии, педагогики и психологии диалог является предметом содержательно-аналитических исследований.

В общефилософском плане диалог осмысливается как многомерный феномен и идеал современной культуры (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Н. Бердяев, В.С. Библер, М. Бубер, С. Булгаков, Г. Гадамер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Н. Лосский, Дж. Мид, В. Соловьев, Л. Фейербах, П. Флоренский, С. Франк, М. Хайдеггер, М. Шелер, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс и др.). Понимание диалога как фактора развития человека прослеживается в работах А. Потебни и В. Розанова.

Особая роль в содержательно-аналитических исследованиях диалога принадлежит М. Буберу и М.М.Бахтину, которые показали, что диалог – это «почти универсальное явление, пронизывающее... все отношения и проявления человеческой жизни» (М.М.Бахтин).

Влияние взглядов М. Бубера и М.М. Бахтина на природу диалога привело к тому, что в настоящее время диалогизм признается неизменной основой воплощения сущностной потребности человека – его стремления к самовыражению, самореализации, его желания быть услышанным и понятым Другим (К.А. Абульханова, Л.М. Баткин, B.C. Библер, М.С. Каган, В.А. Лекторский и др.). Диалог рассматривается как особый социокультурный феномен, как средство общения и воспроизводства субъектов культуры (Э.В. Сайко, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко и др.).

В отечественной психологии диалог рассматривается как основа восприятия и познания человека человеком (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, Л.П. Петровская), как специфическая форма взаимодействия субъектов, в которой проявляются содействие, согласие, сопереживание (В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, Б.Ф. Ломов, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, С.А. Шеин и др.), как взаимодействие позиций, механизм работы сознания, личностного роста (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Г.М. Кучинский, Ю.М. Лотман, A.M. Матюшкин и др.). Активно исследуется внутренний диалог как механизм самопознания, самоотношения, самооценки и саморегуляции (Г.М. Кучинский, Л.П. Траилина и др.). За рубежом проблемы диалога активно исследуются в рамках экзистенциальной и гуманистической психологии (Л. Бинсвангер, М. Фридман, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь, С. Джурард и др.).