DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 02.07.2008

Материалы

загрузка...

Организационно-управленческий механизм социально-экономической политики региона

Дзагоев Сергей Федорович, 02.07.2008

 

оценить состояние и выявить тенденции и проблемы экономики и социальной сферы региона;

исследовать особенности и выделить альтернативные варианты возможной организации социально-экономической политики в регионе;

определить и систематизировать функции, факторы, ресурсы, методы и инструменты социально-экономической политики;

разработать и обосновать направления совершенствования организационно-экономических основ региональной социально-экономической

Объектом исследования является региональная социально-экономическая подсистема национальной экономики, находящаяся на этапе осуществления качественных преобразований.

Предметом исследования служат общественно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации региональной социально-экономической политики и особенности их проявления в Российской Федерации.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Область исследования по Паспорту специальности ВАК 08.00.05, п. 5.15 «Региональная социально-экономическая политика; анализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах федерации, муниципальном».

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории региональной экономики, накопленные за длительный период эволюции и нашедшие отражение в трудах зарубежных и отечественных

В качестве информационно-эмпирической базы работы использованы официальные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат РФ), Территориального органа Росстата РФ по РСО-Алания, справочные и аналитические материалы по проблемам развития регионов, результаты исследований автора.

Инструментарно-методический аппарат. Научные методы диссертационного исследования основываются на использовании системного подхода с учетом разнообразных методов изучения сложных социально-экономических явлений: анализа и синтеза, системно-функционального, экономико-статистического, группировок, графического, сравнения, моделирования.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании положений, согласно которым совершенствование организации социально-экономической политики региона в условиях глобализации экономики, возрастающей конкуренции, необходимости использования достижений научно-технического прогресса и решения социальных проблем населения должно быть направлено на достижение качественно новых возможностей развития, адекватных мировым тенденциям и способствовать достижению регионом социально-экономических показателей развитых субъектов РФ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Вопросы преодоления существенных территориальных диспропорций в уровне развития регионов страны, повышения благосостояния населения требуют совершенствования организационно-управленческого механизма социально-экономической политики, который должен функционировать на принципах обеспечения развития потенциала территории в соответствии с общероссийскими и общемировыми прогрессивными тенденциями. Это обстоятельство вызывает необходимость перехода от «приростного» типа развития по отношению к прошлому периоду к стратегической модернизации региона и выводу его на инновационный вектор прогресса. Задача состоит не просто в выявлении неиспользуемых резервов, устранении недостатков и в усилении хозяйственного порядка, а в необходимости изменения самой организации социально-экономической политики региона, предполагающей создание такого механизма, который бы способствовал формированию основ высококонкурентной инновационной экономики, обеспечивающей удовлетворение всевозрастающих социальных потребностей населения.

2. Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания за последние годы имеет устойчивый рост. Вместе с тем, результаты анализа показывают наличие ряда проблем, сдерживающих темпы развития экономики республики, которые требуют своего разрешения: отставание показателей экономики и социальной сферы от среднероссийского уровня, низкая эффективность производственного сектора и сельского хозяйства, нерациональная структура размещения производительных сил, дефицит собственных финансовых ресурсов. Наиболее значителен разрыв в социально-экономическом положении между республикой и сопоставимыми показателями развитых регионов РФ. В этих условиях от эффективности социально-экономической политики зависит, сможет ли республика преодолеть сдерживающие факторы и выйти на качественно новый уровень развития.

3. В ХХI веке важнейшим условием развития экономики и общества считают совокупность движущих сил и факторов, основанных на современных технологиях, знаниях и интеллекте, создающих базу для формирования постиндустриального общества. В РСО-Алания социально-экономическая политика недостаточно ориентирована на образование, науку, технологии, квалификацию кадров, инновации и т.д., что при отсутствии стратегических природно-сырьевых ресурсов создает проблемы устойчивого развития региона. Общие закономерности мирового развития, процессы глобализации и научно-технического прогресса требуют применения адекватных подходов. При этом роль государства в формировании и реализации социально-экономической политики должна иметь определяющее значение, носить системный характер и быть направлена на институциональные преобразования, обеспечивающие перевод региональной экономики на постиндустриальный вектор развития.

4. Пути совершенствования организационно-управленческого механизма социально-экономической политики региона базируются на:

постоянном и непрерывном создании и реализации нововведений во всех сферах регионального хозяйства, что является главным фактором преуспевания в конкурентной борьбе;

активном и эффективном использовании механизма финансово-кредитного обеспечения мероприятий социально-экономической политики;

мониторинге внешней по отношению к региону среды, анализе направлений стратегического конкурентоспособного развития;

наличии вектора (множественности) целей развития, обусловленного социально-экономическим состоянием и тенденциями регионов и государства в целом, процессами глобализации;

выработке конкретных программ, проектов и мероприятий новой социально-экономической политики с оценкой характера изменений, их реализации с контролем показателей эффективности на промежуточных

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико-методическом обосновании и практической разработке предложений по повышению эффективности механизма формирования и реализации региональной социально-экономической политики и определяется следующими элементами реального приращения научного знания:

выделен содержательный аспект региональной социально-экономической политики, проявляемый непосредственно и опосредованно на всех этапах воспроизводства экономики региона, как производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ в товарной форме, как проявление их качества и количества;

раскрыта сущность организационной формы обеспечения социально-экономической политики региона, его конкурентоспособности и условий формирования постиндустриального общества, в связи, с чем уточнены термины, атрибутивные признаки, определены и систематизированы ее функции, факторы, ресурсы, методы и инструменты;

предложена авторская классификация основных видов региональной социально-экономической политики с выделением альтернативных вариантов возможной ее организации; обоснована необходимость сравнения показателей развития в прогнозном периоде с аналогичными показателями других субъектов РФ, что позволяет оценить темпы «приближения» отстающего региона к уровню передовых;

разработаны направления совершенствования организационно-управленческого механизма формирования региональной социально-экономической политики, подчиненного определенной логике стратегического процесса; определены его элементы, последовательность основных этапов, структурно-функциональная организация и схема финансово-кредитного обеспечения;

предложен метод анализа и поэтапной разработки целей регионального развития на основе блоков; разработан метод обоснованного отбора предложений (проектов, мероприятий и т.п.) в программу социально-экономической политики региона с использованием морфологической матрицы и балльных оценок альтернативных проектов на основе предложенных критериев и графического отображения результатов

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в раскрытии сущности и содержания организационно-управленческого механизма социально-экономической политики региона. Сформулированные в диссертации положения, касающиеся совершенствования структурно-функциональной организации и финансово-кредитного обеспечения социально-экономической политики значимы для дальнейших научных исследований региональной

Практическая значимость диссертации состоит в том, что обоснованные положения и рекомендации могут быть использованы в качестве теоретико-методической базы для реального регулирования современного российского региона. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и органами местного самоуправления при разработке и реализации социально-экономической политики, при обосновании направлений развития территории. Основные положения и материалы диссертации могут быть применены также в процессе обучения студентов экономических специальностей при преподавании таких дисциплин как «Система государственного управления», «Государственное регулирование экономики», «Муниципальное управление», «Региональная экономика» и других.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационного исследования докладывались автором на методологических семинарах факультета экономики и управления и кафедры менеджмента Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова (2006-2007 гг.), а также на научно-практических конференциях СОГУ (2005-2008 гг.), на региональной научно-практической конференции (2006 г.), на 9-ой международной научно-технической Интернет-конференции (г. Брянск, 2008 г.). Предложенные автором методы анализа и разработки целей социально-экономического развития и обоснованного отбора программ, проектов и мероприятий региона прошли апробацию в Министерстве экономики РСО-Алания.

Публикации. По результатам исследования опубликовано работ общим объемом 4 п. л., в том числе в рецензируемом научном издании опубликована одна

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Анализ теоретико-методических подходов к исследованию организации социально-экономической политики региона.

1.2. Изучение опыта организации региональной социально-экономической политики в развитых странах мира.

1.3. Отечественный опыт разработки и реализации региональной социально-экономической политики.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (на примере Республики Северная Осетия-Алания)

2.1. Оценка состояния и проблем социально-экономического развития республики.

2.2. Особенности организации разработки и реализации социально-экономической политики в регионе.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА