DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Радиорепортаж в программах местного вещания (на примере ставропольского краевого радио)

Григорова Лилия Викторовна, 02.07.2007

 

Григорова Лилия Викторовна

РАДИОРЕПОРТАЖ В ПРОГРАММАХ МЕСТНОГО ВЕЩАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО РАДИО)

Специальность 10.01.10 – журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Ростов-на-Дону – 2007

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент

Смирнов Владислав Вячеславович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Манаенко Геннадий Николаевич

кандидат филологических наук, доцент

Лебедева Татьяна Васильевна

Ведущая организация: Тольяттинский государственный университет

Защита состоится « » ноября 2007 г. в «10» часов на заседании диссертационного совета Д – 212.208.09 по филологическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, факультет филологии и журналистики ЮФУ, ауд. 22.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан « » октября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ф. Г. Самигулина

Ставропольское краевое радио прошло в своем развитии долгий и сложный путь. Его история исчисляется восьмьюдесятью годами. Сегодня оно входит в состав государственной телерадиовещательной компании «Ставрополье», которую хорошо знают жители Ставропольского края, соседних республик, краев, областей. ГТРК «Ставрополье» – это объединение ведущих электронных средств массовой информации, таких, как Пятигорская и Ставропольская краевые студии телевидения, радиостанции «Пятая вершина» и Ставропольское краевое радио.

ГТРК «Ставрополье» оснащено современными вещательными комплексами, имеет творческий коллектив, обладающий богатым профессиональным опытом. Многие работы радиожурналистов отмечены наградами престижных международных, всероссийских и региональных конкурсов.

В течение восьмидесяти лет Ставропольское краевое радио приобрело репутацию оперативного и достоверного источника информации. Несмотря на бурное развитие телевидения, негосударственных и коммерческих радиостанций, увеличение количества печатных изданий, оно продолжает занимать важное место в жизни ставропольцев. Его потенциальная слушательская аудитория составляет, с учетом близлежащих республик и областей, около пяти миллионов человек. Отличительной чертой Ставропольского радио многие годы считается сохранение лучших традиций прошлого, именно поэтому ему удается удерживать широкую слушательскую аудиторию и оказывать большое влияние на формирование общественного мнения. Оно завоевало популярность у слушателей уже в первые годы своего выхода в эфир. Это, в первую очередь, связано с его доступностью самым разным слоям населения. Но, несмотря на то, что Ставропольское краевое радио оказало большое влияние на становление и развитие журналистики всего Северного Кавказа, его роль в системе региональных СМИ практически не изучена. В стороне от исследователей остались исторические аспекты развития Ставропольского краевого радио, не изучены и особенности становления радиожанров. А ведь именно радиожанры представляют богатейший материал для изучения вещания.

Актуальность темы. Проблемы изучения возникновения и развития жанров, их использования в работе журналистами в СМИ, в том числе на радио, являются одними из самых актуальных. Это связано с тем, что в последнее время со страниц газет и из эфира не только краевых, но и российских радиостанций и изданий исчезает жанр как таковой. Он подменяется понятием «текст». В результате проигрывают слушатели и читатели, ведь информация им преподносится однообразно. Многие годы ученые и практики ведут споры о специфике жанров, особенно репортажа. Проводятся научно-практические конференции, читаются доклады в Национальном институте прессы. И все-таки нередки случаи, когда в эфире идет размывание жанровых границ, которое обедняет радиопрограммы.

История Центрального радиовещания и процессы функционирования радиожанров всегда привлекали исследователей. Гораздо меньшее внимание уделялось истории местного вещания на уровне краевого, областного радио. Это объясняется малочисленностью исследовательских сил, неполнотой архивов местных комитетов или их полным отсутствием, сложностью изучения звукового материала. В то же время «роль исторического знания резко возрастает в периоды радикальных общественно-политических перемен, которые заставляют пристальнее вглядываться в прошлое с тем, чтобы объяснить настоящее и прогнозировать будущее», – утверждал Е.А. Корнилов. По его мнению, «познание исторического опыта требует того, чтобы были стерты «белые пятна», охватывающие целые периоды и пласты культуры, чтобы критерием оценок стало всестороннее и объективное знание» [Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999. – С. 61]. Как считает В.В. Смирнов, «изучение жанров имеет не только практический, но и историко-теоретический интерес, так как они представляют собой одну из важнейших категорий в сфере творчества. История жанров – это история вещания, их теория – квинтэссенция понимания природы вещания, сущности общения в эфире. В современном эфире появились новые формы вещания, используется интерактивность общения с аудиторией, происходят модификации радиожанров в русле основных тенденций развития радиовещания. Поэтому необходимость осмысления этих процессов с учетом прежнего опыта делает исследование самой жанровой системы и отдельных жанров еще более актуальными» [Смирнов В.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ростов н/Д, 2002. –С.4]. Этим определяется актуальность данного исследования – в нем становление радиорепортажа, его функционирование изучается в контексте развития Ставропольского радио. Исследуя радиорепортаж, автор раскрывает особенности работы журналистов в местных условиях. Совершенствование звукозаписывающей, студийной и передающей радиотехники, внедрение передовых технологий подготовки передач позволили постепенно расширить информационное пространство вещания и существенно повлиять на его качество, а значит, привлечь слушательскую аудиторию. Постепенно осваивались различные жанры, в том числе и радиорепортаж. Преобразования в жизни общества, экономические и политические условия развития страны естественным образом накладывали отпечаток на информационную политику местного радио: тематику материалов, их содержание, форму подачи, использование жанровых возможностей. Этот сложный процесс эволюции радиорепортажа на Ставрополье и находится в центре внимания автора.

Степень изученности темы – радиорепортаж (его история, теория, практика функционирования) изучен в отечественном радиоведении довольно обстоятельно. Этому жанру посвящены книги, сборники, статьи. Следует назвать диссертацию К.Г. Хараидзе «Репортаж как жанр советской радиопублицистики» (М., 1984), книгу В.Л. Щербатюка «Радиорепортаж» (М., 1970), сборник «Радиорепортаж» (М., 1967).

Среди основных работ – книги В.В. Смирнова «Жанры радиожурналистики» (М., 2002), «Жанровая система радиожурналистики» (Ростов-на-Дону, 2006), книги радиожурналистов-практиков М. Фролова «Репортер у микрофона» (Л., 1966), Л. Маграчева «Сюжеты, сочиненные жизнью» (М., 1972),

А. Ревенко «Заповедное слово» (М., 1975). Проблемам современного радиорепортажа посвящена книга К.Ю. Новикова «Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке» (М., 2005). В этих работах использовались в основном материалы Центрального (Всесоюзного) радио. Функционирование радиорепортажа в программах местного вещания практически не изучалось. Поэтому указанные работы служат важной основой для исследования радиорепортажа в программах местного радио (Ставропольского). Контекст местной программы, условия работы журналиста оказывают заметное влияние на творческий процесс. Они не меняют функциональную суть радиорепортажа, но сказываются на его содержании.

История Ставропольского радио и процесс зарождения жанров практически не изучены. В 2001 году к 75-летию краевого радио была предпринята первая попытка исторического описания этих процессов. Ее итогом стал выпуск сборника «Люди. Годы. Эфир», в основе которого лежат воспоминания журналистов и технических сотрудников. Публикации в местных газетах также содержат материал, который автор исследовал в своей

Цель диссертации – проанализировать на уровне современных теоретических и практических знаний начальные этапы становления, развития радиорепортажа в программах Ставропольского радио, его влияние на вещание в целом.

Цель работы определила основные задачи исследования:

выявить основные этапы эволюции Ставропольского краевого радио до 1970

проанализировать влияние коммуникационных технологий на расширение его информационного пространства;

показать процесс зарождения радиорепортажа на Ставропольском краевом радио и его жанровые признаки;

классифицировать радиорепортаж, исследовать тематику, обозначенного жанра, его структуру и композицию;

раскрыть творческие особенности деятельности первых радиорепортеров Ставрополья.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1926 по 1970 год. Радиовещание в Ставрополе началось в 1926 году. Однако с 1920 года работал радиотелеграф, когда информация передавалась с помощью азбуки Морзе. Именно этот период служил важной предпосылкой появления радиотелефона, когда в эфире стали звучать речь и музыка. Тогда закладывались основы становления собственно радиовещания – «Радиовестников РОСТА», с помощью которых передавалась и распространялась информация из Москвы и которые послужили основой для освоения газетных жанров. Именно в годы работы радиотелефона стали проявляться репортажные элементы в информационных текстах.

С 1970 года заканчивается становление Ставропольского радио, когда на местном вещании были освоены все жанры и формы радиожурналистики, в том числе и радиорепортаж.

Объектом исследования является процесс функционирования Ставропольского радио в период с 1926 по 1970 годы.