DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 02.06.2008

Материалы

загрузка...

Социализация городских трудных подростков в условиях неформального института улицы

Зверева Галина Леонидовна, 02.06.2008

 

Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации докладывались и обсуждались на ряде международных, всероссийских научных конференций в Кургане, Москве, Челябинске, а также Екатеринбурге; представлялись на обсуждение отдела Центра социальных инноваций Института экономики УрО РАН (2005, 2006 гг.), рассматривались на заседаниях кафедры социологии и управления общественными отношениями УрАГС; использовались при корректировке работы Департамента по делам молодежи Свердловской области, а также при подготовке ряда документов по проблемам детской социальной политики реабилитации подростков-правонарушителей и детей, воспитывающихся вне родительской

Структура и объем диссертации. Работа объемом 138 с. состоит из введения, двух глав, 4 параграфов и заключения, списка литературы, содержащего 190 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, характеризуется состояние и степень ее разработанности в научной литературе, сформулированы цели и задачи, определяются объект и предмет исследования, теоретическая и методологическая основы диссертации, указаны эмпирическая база, полученные автором результаты исследования и их научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, форы ее апробации и область возможного применения научных выводов и рекомендаций.

Глава первая «Теоретико-методологические основания изучения городских трудных подростков и неформального института улицы» посвящена обоснованию основных принципов анализа поставленной проблемы, обобщению итогов научных дискуссий о сущности феномена городского трудного подростка, а также улицы, как неформального института. Глава состоит из двух параграфов и носит теоретический характер.

В первом параграфе «Городские трудные подростки как социальная группа» автор рассматривает ряд положений, отражающих подходы к рассмотрению понятий подростка, а также собственно городского трудного подростка с точки зрения социологической науки.

В биологии и психологии под пубертатным периодом понимается одна из стадий развития индивида в процессе онтогенеза, непосредственно связанная с половым созреванием, а также вхождением во взрослую жизнь. Отсюда берет свое начало психофизиологическое разграничение на детей и подростков, подростков и взрослых.

Л.С.Выготский различает три точки подросткового созревания: органическое, половое (психологическое) и социальное. Он пишет: «Мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и лишь спустя некоторое время – социальное. Данное расхождение и обусловило возникновение подросткового периода». Подростковый период характеризуется во-первых, интенсивным физическим и физиологическим развитием тела, в результате взаимовлияния гормонов роста и половых гормонов; во-вторых особым состоянием нервной системы, когда нервные процессы часто преобладают над торможением.

Психологические трансформации, характерные для подросткового периода происходят на фоне онтогенетических изменений в организме, то есть обусловлены ими. Здесь можно говорить о выделении сущностных черт «подростковой психики», субъективных состояний подросткового сознания и поведенческих реакций, связанных с нестандартным, во многом стихийным, часто асоциальным или криминальным восприятием, а также отношением к окружающим людям, общественным нормам.

Ведущей деятельностью подростка является его общение со сверстниками. Здесь главная тенденция заключается в переориентации общения с родителей и учителей на сверстников. В этой связи необходимо подробным образом рассмотреть интерес подростков к общению, а также ключевые социальные характеристики данного вида деятельности, которые, на наш взгляд, наиболее емко описал академик И.С.Кон.

Общественная оценка поведения заключается в сравнении его с определенной нормой: поведение проблемного характера часто называется девиантным, отклоняющимся.

Основными критериями трудности подростка, являются особенности его поведения, не находящие поддержки и одобрения в обществе:

склонность к правонарушениям и преступлениям;

конфликтность;

ярко выраженная агрессия по отношению к окружающим;

демонстрация приверженности к ценностям противоправных; преступных неформальных групп – одежда, сленг, поступки, суждения;

отказ от исполнения социальных норм;

показное неисполнение/нарушение социальных норм;

«уличность», как результат интернализации и трансляции тинэйджером норм подростковой уличной субкультуры.

Ключевыми социальными характеристиками города являются:

территориальная концентрация расселения людей (высокая плотность населения);

разнообразие производственной и внепроизводственной деятельности;

как следствие предыдущего пункта, социальная и стратификационная неоднородность различных групп горожан.

повышенный уровень культурной деятельности, более развитая социальная инфраструктура.

Город определяется как особая географически-экономически-социальная целостность, а также общность людей по поселению, совокупность социальных процессов внутри этого локального сообщества.

Городская культура более анонимна в плане межличностных контактов, характерна снижением роли территориально родственных связей, наличием множества стереотипов, неустойчивостью статуса и мобильностью личности в ней, а также слабостью традиций и социального контроля. В городской среде влияние социально-психологических детерминант девиантного поведения значительно усиливается, что еще раз говорит о необходимости изучения социализации трудных подростков в условиях крупного города, а именно неформального института улицы, девиантной субкультуры.

Во втором параграфе первой главы «Неформальный институт улицы и его роль в социализации городских трудных подростков» Предлагается авторское определение «уличной» социализации городских трудных подростков, как избираемый подростком альтернативный способ личностного становления, посредством интернализации (усвоения/идентификации) им уличной ценностно-поведенческой (субкультурной) модели социальной реальности.

Подросток ожидает, что интернализация уличной ценностно-поведенческой модели позволит ему в будущем развить личностные качества, необходимые для эффективного функционирования в обществе, а именно успешно сформировать систему самоконтроля взамен внешних (родительских, воспитательских) санкций. Выбор подростком уличной ценностно-поведенческой модели говорит, в первую очередь, о том, что предлагаемая семейная и образовательная модели не соответствуют, по его мнению, вышеозначенным ожиданиям в силу ряда различных причин (о них мы будем вести речь далее, в рамках рассмотрения институтов семьи и обрзования).

В данном случае наиболее распространенные модели, транслируемые большинством родителей и воспитателей/учителей могут быть названы культурными, поскольку содержат в себе формальные, главным образом, общественно-признанные нормы, ценности, элементы культуры и поведенческие установки; уличная же модель относится нами к субкультурной, так как в ее основе лежит субкультура, альтернативная по отношению к общественно признанной культуре.

По нашему мнению, ценностно-поведенческая модель, помимо прочего, состоит из следующих специфических элементов культуры:

определенные нормы и ценности;

определенные знания;

определенные умения;

определенные установки символического поведения.

уличной субкультуры: уличные нормы и ценности, видение уличного социального статуса и способы его приобретения, специфические роли.

Уличная субкультура базируется на отношении одобрения/неодобрения, принятия/непринятия, а также на способности реконструирования элементов общественно-принятой культуры. Таким образом, уличная субкультура отстраивается именно относительно общественной культуры, она находит себя в отношении с общественной культурой и не возможна в отсутствии ее. Уличная субкультура анализирует основные ценности и нормы, поведенческие модели общественно признанной культуры и часто предлагает их альтернативную трактовку, либо альтернативные пути достижения определенного социального статуса, альтернативные механизмы и способы интернализации социальных норм и ценностей.

Таким образом, уличная нормативно-поведенческая (субкультурная) модель в качестве главной цели ставит нахождение альтернативы сложившемуся порядку социализации в обществе – как усвоению механизмов и способов удовлетворения общественных потребностей.

К индикаторам социального статуса состоявшегося взрослого человека можно отнести различные свидетельства социальной успешности:

рейтинг уважения – «меня уважают…»;

финансовое состояние и атрибуты финансового благополучия – «у меня есть дорогая машина, я одеваюсь в дорогих бутиках (dressing up);