DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 02.01.2008

Материалы

загрузка...

Конституционные основы административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности в российской федерации специальности

Титова Лариса Евгеньевна, 02.01.2008

 

8. Основными направлениями совершенствования административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности являются:

- приведение его в соответствие с нормами иных институтов национального законодательства в сфере миграции (жилищного права, трудового права, финансового права, информационного права и др.);

- конкретно-адресный подход к учету и регистрации в Российской Федерации различных категорий мигрантов;

- структурно-функциональное преобразование правоотношений в сфере миграции на основе разработки перспективных законодательных, миграционных моделей и технологий (проекта Миграционного кодекса России, миграционных модулей, технологий новых загранпаспортов с электронными носителями информации о биометрических параметрах их владельцев и др.);

- повышение профессионального уровня сотрудников и руководящего состава, осуществляющих паспортно-визовую деятельность;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для миграционной службы в рамках многоуровневого профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические положения в своей совокупности имеют важное нормативное правовое, социально-культурное значение. Автором обоснованы основные направления совершенствования административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности в соответствии с действующими конституционными основами. Теоретическую значимость исследованию также придает систематизация автором особенностей административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности ФМС России для различных категорий мигрантов с целью формирования теоретических предпосылок для кодификации миграционного законодательства.

Полученные данные могут быть использованы для совершенствования паспортно-визовой деятельности ФМС России и ее территориальных органов на основе конституционно-правовых концептов, становления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров миграционной

паспортно-визовой деятельности ФМС России. Автором подтверждена объективная необходимость дальнейшего совершенствования правовыми средствами общественных отношений в сфере миграционных процессов. Выработаны научно обоснованные направления и способы практической реализации мер по совершенствованию правовой базы административно-правовой деятельности. Автором обоснованы конкретные предложения и рекомендации, направленные на повышение роли и значимости паспортно-визовой службы в Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обусловлены: системным подходом к рассмотрению предмета исследования в его концептуальных правовых статусных характеристиках, взаимосвязях между ними; использованием современных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с логикой его организации; репрезентативностью эмпирической базы, математико-статистической обработкой данных исследования; их опубликованием в научной и периодической печати.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы, сделанные в работе, нашли отражение в опубликованных автором статьях, выступлениях на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной миграционной политики России», международном круглом столе «Оказание помощи жертвам преступлений: предотвращение, информирование, статус жертв преступлений».

Материалы диссертационного исследования внедрены и в учебный процесс, используются при подготовке специалистов паспортно-визовой службы в преподавании курса конституционного права в Московском университете МВД России, Академии экономической безопасности МВД России.

Результаты исследования также используются в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации, в частности в деятельности Управлений по вопросам гражданства, паспортной работы и регистрационного учета населения и организации визовой и регистрационной работы.

Структура диссертации включает введение, две главы (по три параграфа в каждой), заключение, список литературы и приложения.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цель и основные задачи, новизна, методологические основы, теоретическая и практическая значимость достигнутых результатов, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении некоторых результатов исследования.

В первой главе – «Роль и значение конституционных принципов в механизме правового регулирования паспортно-визового контроля над передвижением населения» - рассмотрены теоретико-исторические предпосылки становления правового регулирования паспортно-визовой деятельности и роли конституционных принципов ее административно-правового регулирования.

В этой связи для исследования паспортно-визовой деятельности с позиций конституционных прав человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства (пребывания), приобретения гражданства был реализован следующий алгоритм: во-первых, осуществлен целенаправленный историко-правовой анализ возникновения, становления и развития отечественной паспортно-визовой деятельности государственных органов; во-вторых, с целью изыскания возможностей для совершенствования паспортно-визовой деятельности в Российской Федерации методом сравнительно-правового анализа выявлены особенности конституционных основ паспортно-визовой деятельности в ряде зарубежных стран; в-третьих, на основе полученных результатов историко-правового и сравнительно-правового анализа паспортно-визовой деятельности установлено ее современное состояние и тенденции в развитии конституционных основ административно-правового регулирования в системе органов государственной власти.

В первом параграфе «Историко-правовой анализ отечественной паспортно-визовой деятельности» осуществлен историко-правовой анализ отечественной паспортно-визовой деятельности.

Паспортно-визовая деятельность, по мнению автора, служит необходимым административно-правовым инструментом для управления миграционными процессами исходя из сложившихся исторических, культурно-этнических, экономических и других факторов. Исторические исследования наглядно показывают эволюцию мотивов, средств и способов миграционного контроля, не сводимого к современному декларированию конституционных демократических свобод передвижения, выбора места жительства и приобретение гражданства.

Так, для стимулирования притока в страну иммигрантов 4 декабря 1762 г. Екатериной II был подписан Манифест «О свободном поселении иностранцев в России», а уже на следующий год – Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают».

Впервые в проекте основного Закона Российской империи 1905 г. используются термины «гражданство» (не подданство), «русские граждане» (лишь на них распространяется свобода передвижения, ст.13). При этом «свобода каждого обеспечена законом» и касается всех пребывающих на территории страны лиц.

В качестве основных тенденций становления и развития паспортно-визовой деятельности на основе упорядочения правового статуса мигрантов (подданных и иных пребывающих на территории России лиц) автор выделяет следующие:

- осуществление постепенного перехода от стихийно устанавливаемых в стране статусных полномочий некоторых категорий людей, включая иностранцев, к законодательно оформленным и обеспечиваемым государством институтам правоспособности, местожительства и правовой ответственности

- становление паспортно-визовой системы как инструмента документальной идентификации различных категорий людей;

- достойное государственное обеспечение статусных полномочий мигрантов, особенно переселенцев в регионы Сибири и Дальнего Востока;

- совершенствование структуры паспортно-визовой деятельности.

Безусловно, на формирование представлений об историко-правовой концепции становления конституционных основ отечественной паспортно-визовой деятельности оказывают разнонаправленное влияние различные факторы политического, социально-экономического, демографического, правового, географического характера, а также обеспечения национальной безопасности

В результате обобщения автором результатов изучения ряда источников к характерным особенностям становления и развития современной паспортно-визовой деятельности отнесены следующие: либерализация миграционного законодательства; урегулирование правового статуса вынужденных мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев, внутриперемещенных лиц и лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища); урегулирование статуса внешних трудовых мигрантов, включая принципиальное решение вопросов их местожительства и пребывания; завершение всеобщей паспортизации населения (2004 г.) и др.

Во втором параграфе «Особенности конституционно-правовых основ паспортно-визовой деятельности в зарубежных странах» исследованы особенности конституционно-правовых основ паспортно-визовой деятельности в зарубежных странах.

Осуществление паспортно-визовой деятельности в зарубежных странах в целом направлено на достижение устойчивого и надежного контроля над регулируемыми миграционными процессами. В наибольшей степени государственное регулирование в сфере миграции за рубежом распространяется на процесс иммиграции. Так, в отличие от Царской России, согласно ст. 12 Статута Великого княжества Литовского (1588), «пришлым людям с других государств не давать оседлости».

Объективные предпосылки для принятия 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, провозгласившей «неотъемлемые и священные права человека», были созданы во Франции и закреплены в Конституции Франции от 3 сентября 1791 г.

Далее в соответствии с задачами исследования анализируются особенности паспортно-визовой деятельности во Франции, ФРГ, США, Канаде, Швеции и других государствах.

По мнению автора, для России более приемлемы нормы законодательства ФРГ и Швеции, ориентированные на въезд в страну не иммигрантов, а иностранцев на временной основе (что подтверждается нормами российского законодательства, регламентирующего порядок разрешения на проживание, вида на жительство и гражданства).

К особенностям глобализации миграционных процессов относится введение более чем в 110 странах биометрических виз. В частности, с 8 ноября 2007 г. Великобритания ввела выдачу биометрических виз для российских

На эффективность административно-правового регулирования вопросов гражданства в зарубежных странах существенное влияние оказывает характер юридической и социальной связи лица с государством. Граждане любого государства являются его полноправными членами и в правовом, и в социальном значении. При этом фактическая связь граждан с государством выражается в том, что их большинство проживает на его территории.

Третий параграф «Конституционные основы паспортно-визовой деятельности в Российской Федерации» посвящен конституционным основам паспортно-визовой деятельности в Российской Федерации.

Автор рассматривает роль и значение конституционно-правовых средств и способов воздействия на сферу миграционных отношений. Указывается, что конституционное регулирования данной сферы общественных отношений основано на закреплении основополагающих принципов, определяющих смысл и содержание административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности как деятельности по предотвращению нарушений конституционных прав и свобод лиц, связанных с передвижением и выбором места жительства и пребывания.

Автор обосновывает вывод о том, что состояние российской паспортно-визовой деятельности в ряде случаев не соответствует некоторым положениям действующих международных стандартов, интересам гражданского российского общества. Кроме того, по мнению автора, на эффективность осуществления паспортно-визовой деятельности в системе органов исполнительной власти, в первую очередь в ФМС России, существенное влияние оказывает отсутствие систематизированного миграционного законодательства.

Несмотря на предпринимаемые органами государственной власти усилия в сфере миграции, требуется существенное улучшение состояния законности в паспортно-визовой деятельности в Российской Федерации. Автор обосновывает необходимость обязательной правовой экспертизы всех законодательных и нормативных правовых актов в области регулирования каждого миграционного процесса; систематизирует критерии правовой экспертизы законопроектов, в том числе на их антикоррупционность.