DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 02.01.2008

Материалы

загрузка...

Конституционные основы административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности в российской федерации специальности

Титова Лариса Евгеньевна, 02.01.2008

 

Исх. № 43/1/3106

от 11.09.2008 г.

Титова Лариса Евгеньевна

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПАСПОРТНО-ВИЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальности: 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право;

12.00.14 – административное право; финансовое право;

информационное право

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России.

Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор

Маилян Самвел Суренович.

Официальные оппоненты: заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Тюркин Михаил Леонидович;

кандидат юридических наук, профессор

Хазов Евгений Николаевич.

Ведущая организация – Академия экономической безопасности

МВД России.

Защита диссертации состоится «14» октября 2008 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д203.019.02 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан 11 сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент А.Г. Мамонтов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Свобода передвижения и выбора места жительства и пребывания - основополагающий принцип демократического государства. Это неотъемлемое конституционное право граждан и лиц, законно находящихся на территории государства, является обязательным условием для становления гражданского общества, развития рыночных экономических отношений, эффективного функционирования демократической политической системы.

Вместе с тем, если реализация этого конституционного права гражданами приобретает характер массового перемещения населения (внутренней или внешней миграции), то возникают реальные угрозы и препятствия для реализации других конституционных прав не только других граждан, но и самих мигрантов. Бесконтрольное и нерегулируемое передвижение значительной массы населения независимо от его причин нередко приводит к столкновению интересов местного (коренного) населения и интересов переселенцев, что порождает основу для социальной напряженности и может привести к массовым беспорядкам или стать дополнительной причиной для усугубления криминогенной ситуации. Очевидно, что демократически организованное государство не может допустить, с одной стороны, необоснованного ограничения конституционного права на свободу передвижения, с другой - реализации конституционных прав одной части граждан и неграждан в ущерб или за счет другой части населения.

Возникает необходимость мониторинга миграционных процессов, прогнозирования их последствий и выработки правовых механизмов их регулирования при обязательном соблюдении конституционного права на свободу передвижения, выбор места жительства. Кроме того, совершенно очевидно, что регистрационный контроль над передвижением каждого гражданина является необходимым (если он не приобретает разрешительный характер) условием для реализации его конституционных прав на социальное обеспечение, избирательных и иных политических, культурных и социально–экономических прав и свобод.

В связи с этим возникает насущная потребность глубокого научного исследования закономерных взаимосвязей руководящих начал конституционного права и административно-правовых средств обеспечения свободы передвижения и выбора места жительства и пребывания граждан в рамках комплексного правового механизма обеспечения баланса законных интересов отдельных граждан, местных сообществ, государственных экономических, демографических и социально-культурных интересов.

Правовой механизм, особенно в сфере общественных отношений, характеризующихся потенциальным конфликтом законных интересов переселенцев, граждан, местных сообществ и общества в целом, проблема насущная и непростая, особенно в сложный период коренных преобразований, начала осознания и закрепления приоритетности прав человека и трудностей их согласованного осуществления. Противоречия, связанные со стремлениями к демократизации, с одной стороны, и реальными потребностями экономического, социального и демографического характера - с другой, сегодня чрезвычайно серьезны и наглядно демонстрируют опасность непродуманных, не основанных на строгих правовых началах решений.

На основе научного анализа исследований проблемы предложить конституционно обоснованные начала совершенствования административно-правового регулирования паспортно-визовой деятельности в строгом соответствии с принципами верховенства и приоритетности конституционных прав и свобод, в том числе на свободу передвижения и выбора места пребывания, является актуальной задачей, которая не может быть решена в рамках одной отраслевой юридической науки.

Актуальность настоящей темы как раз и состоит в необходимости научной разработки правовых основ совершенствования деятельности сравнительно недавно созданной Федеральной миграционной службы Российской Федерации на базе гармоничного сочетания конституционных и административных правовых средств правового воздействия на сферу общественных отношений, возникающих по поводу переселения как отдельных граждан, так и массовых миграционных процессов.

Отсюда вытекает насущная необходимость комплексного анализа современных тенденций и проблем развития механизмов защиты конституционных прав и свобод в сфере миграции.

Актуальность состоит также в том, что российское право не может и не должно механически заимствовать зарубежный опыт правового регулирования паспортно-визовой деятельности. Уникальность экономических, этнографических, демографических и иных проблем России требует поиска самостоятельных форм правового регулирования этой сферы, которые, конечно, не исключают изучения, учета и при необходимости использования отдельных элементов зарубежного опыта.