DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 01.11.2010

Материалы

загрузка...

Средства массовой информации и общество: социологический анализ западных теорий

Юрченко Евгения Игоревна, 01.11.2010

 

Изучение отечественной литературы по данной теме показало, что мнения ученых в значительной степени расходятся даже в отношении определения ключевых понятий. Термин «теории массовой коммуникации» приобретает значение, соответствующее термину «теории влияния СМИ».

Однако, понятие «теории массовой коммуникации» является гораздо более широким, поскольку раскрывает суть массовой коммуникации как целой отрасли научного знания. Можно согласиться с тем, что «Современные теории массовой коммуникации построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации».

Понятие «теории влияния СМИ» определяется в статье «Теории влияния СМИ» в словаре-справочнике «Эффективная коммуникация: история, теория, практика», как «теоретические выводы о возможности влияния СМИ на установки, ценностные ориентации, поведение людей». Соответственно, проводя в дальнейшем классификацию теорий влияния СМИ и говоря об их эволюции, мы будем иметь в виду определение, заложенное в данной статье.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время количество теорий влияния СМИ увеличивается, делаются попытки обобщения материала, следует констатировать недостаток в конкретизации понятийного аппарата, а также отсутствие комплексного анализа с целью дальнейших разработок методологий исследований теорий влияния СМИ. Зачастую данные, представленные в теориях, являются противоречивыми и трудно доказуемыми.

В современных условиях, когда СМИ постоянно модернизируются, вопрос об их воздействии на общество все еще остается открытым. Более того, поскольку каждый случай медиавоздействия имеет свои индивидуальные особенности, проблема встает все более остро, в то время как количество работ, посвященных влиянию СМИ на общество, несопоставимо мало.

Цель диссертационного исследования состояла в том, чтобы на основании систематизации классических и современных теорий влияния СМИ на общество, разработанных в трудах западных социологов, показать сущность этого социального процесса, раскрыть его социальное содержание и факторы, его обуславливающие, а также определить перспективные направления научного поиска, адекватные современным российским условиям.

Целевая направленность исследования конкретизировалась в следующих

обозначить роль и место теорий влияния СМИ в общей социологической

выделить основные этапы эволюции теорий влияния СМИ на общество и рассмотреть содержание и специфику каждого их них;

систематизировать различные теоретические социологические подходы к изучению влияния СМИ на общество;

проанализировать эмпирические методы исследования влияния СМИ с точки зрения их пригодности для проверки и подтверждения теоретических построений;

определить возможность применения теоретических построений зарубежных социологов в отечественной социологической науке;

обозначить перспективные направления теоретического анализа феномена влияния СМИ на общество в рамках теории и истории социологии.

Объектом диссертационного исследования выступил процесс влияния средств массовой информации на общество.

Предметом диссертационного исследования стали социологические теории, исследующие процесс влияния средств массовой информации на общество, разработанные в трудах западных социологов.

Теоретическая база и методологическая основа диссертационного исследования

Теоретической базой диссертации послужили:

1) труды классиков зарубежной философской и социологической науки: Г. Лассуэла, У Липпмана, П. Лазарсфельда, К Ховланда, в которых конкретизировались основные принципы определения механизмов влияния СМИ на общественное сознание, разрабатывались основные эмпирические методы исследования данного феномена, раскрывалось социальное содержание процесса влияния средств массовой информации на общество;

2) произведения социологов, затрагивавших классический этап развития теорий влияния СМИ, оказавших существенное воздействие на творчество современных ученых;

3) теоретические разработки современных зарубежных социологов – Л.Берковиц, Дж.Алиото, Дж.Кэри, Д.Домке, С.Финна, Г.Гербнера и других;

Автор также обращался к фундаментальным работам отечественных ученых.

Методологическую основу диссертационной работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как историзм и социальный детерминизм; автором использовался комплексный подход к изучению процесса массовой коммуникации. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, применяемые в теоретическом исследовании по социологии.

Научная новизна диссертационной работы определяется прежде всего тем, что в настоящей работе:

Широко признанные классические и современные концептуальные подходы к процессу и функциям влияния СМИ на общество впервые рассмотрены с точки зрения общей социологической теории. Кроме того, в настоящей работе:

Выделены основные хронологические этапы в развитии теорий влияния СМИ на общество (классический и современный), охарактеризована их сущность и конкретизировано содержание.

Систематизированы и представлены новейшие теории влияния СМИ на общественное сознание, такие, как теория «эффекта прайминга», теория «культивации», теория «диффузии инновации», теория «использования и удовлетворения», теория «установления приоритетности новостей», разработанные на современном этапе, а также показана возможность их применения в отечественной социологической науке.

Введены в научный оборот и концептуализированы мало известные отечественным ученым понятия, связанные с разработкой теорий влияния СМИ на общественное сознание, в их числе: «креденда», «миранда», «мейнстриминг», «резонанс восприятия информации» и т.п.

Конкретизирован механизм отражения в сознании людей мифов и стереотипов через понятия «креденда» и «миранда», внедряемых средствами массовой информации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процесс развития теорий влияния СМИ на общественное сознание следует разделить на два этапа: классический и современный, что обусловлено, в первую очередь, разницей подходов к изучению данного феномена. На классическом этапе были заложены основные принципы исследования процесса влияния СМИ на общество, разработаны основные эмпирические методы. На современном этапе ученые, основываясь на теоретико-методологической базе классического этапа, осуществляют попытки обобщения полученного материала, а также усовершенствования существующих методологий с целью более глубокого проникновения в понимание феномена влияния средств массовой информации на общественное сознание.

2. В рамках классического этапа целесообразно выделить три основных периода развития теорий влияния СМИ на общество. В рамках первого периода развития теорий, который относится к 20 - 40-м гг. прошлого века, ученые говорили о значительном, молниеносном и повсеместном воздействии СМИ на общественное сознание. Во втором периоде (40 - 60-е годы) ученые опровергли факт значительного влияния СМИ на общество, а первым, кто отказался от существующей парадигмы, был П. Лазарсфельд. Этот ученый считал, что эмпирические исследования играют очень важную роль в теоретических выводах и перед тем, как провести обобщения, провел огромное количество исследований. В третьем периоде (60-е – 80-е годы) исследователи пришли к выводу о необходимости обобщения полученного материала на новом уровне и разработки качественно новых теорий, позволяющих более подробно исследовать процесс влияния СМИ на общественное сознание.

3. Современный этап, который берет свое начало с 80-х гг. прошлого века, характеризуется, в первую очередь, отсутствием единого мнения ученых относительно процесса влияния средств массовой информации на общественное сознание. На этом этапе было разработано большое количество новых теорий, многие из которых являются перспективными и в настоящее время. К ним относятся: теория «эффекта прайминга», теория «культивации», теория «выстраивания приоритетов», теория «использования и удовлетворения», теория «установления приоритетности новостей». Для подтверждения основных положений этих теорий было проведено большое количество эмпирических исследований.

4. Эмпирические методы, применяемые в теориях влияния средств массовой информации на общественное сознание, постоянно совершенствуются. На классическом этапе преобладали экспериментальные методы исследования, а на современном этапе имел место переход к применению сочетания эмпирических методов в комплексных исследованиях: эксперимента, опроса, контент-анализа. В этот период разрабатывается процедура мета-анализа, главной целью которого является обобщение огромного количества эмпирических данных, полученных ранее, а вместе с ним, возможность исследования процесса влияния СМИ на общество на качественно новом

5. Характер процесса влияния СМИ на общественное сознание является важной социальной проблемой, которая стоит перед учеными часто и в настоящее время. Помимо того, что информация, распространяемая посредством СМИ, может приводить к возникновению нежелательных эффектов, возникающих в обществе, происходит постоянное совершенствование технологий, упрощающих процесс распространения информации через СМИ. В данной связи представляется важным дальнейшее теоретико-методологическое изучение данного вопроса.

Научная значимость и практическая ценность диссертации определяются актуальностью социологических исследований в области теорий влияния СМИ, а также набором задач, направленных на теоретико-методологический анализ процесса влияния СМИ на общественное сознание.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности использования основных результатов и выводов диссертационной работы в дальнейших разработках, посвященных степени влияния СМИ.

Научная значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты позволяют углубить имеющиеся теоретические представления о сущности влияния средств массовой информации на общественное сознание. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки курсов и спецкурсов по истории и теории социологии, социологии коммуникации, социологии пропаганды, политологии и политической социологии, а также для обучения специалистов по связям с общественностью.

Апробация результатов диссертационного исследования

Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Основные идеи диссертации были изложены автором на XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2006), на III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» (Москва, 2007), на XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008), а также на IV Всероссийской конференции «Сорокинские чтения» «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (Рязань, 2008).